Волнообразная осень

«Уверен, что рано или поздно Украина станет парламентской республикой. Дело даже не в Конституции, а в тех ритуалах, которые соблюдаются и выполняются. Мы пошли уже в сторону парламентско-президентской республики, но мы на этой фазе не задержимся и неизбежно ее проскочим. Виктор Андреевич — замечательный персонаж для того, чтобы проскользнуть на нем именно в парламентскую республику», – поделился своими мыслями с журналистами «Телеграфа» политолог Дмитрий Выдрин…

Перед началом каникул политики сделали достаточно много заявлений насчет того, что Украину ждет «горячая осень». Дескать, стартуют президентские выборы, и такое начнется…


— Как всегда, возможны варианты и кризисные, и сверхкризисные, и совершенно толерантные, спокойные. А истина, как обычно, находится посередине. Я думаю, что осень будет «волнообразной»: периоды обострения станут чередоваться с периодами затишья и примирения. Многое зависит от того, на какие фигуры будет сделана ставка и появятся ли вообще фигуры — во властной или оппозиционной среде, — на которые стоит ставить.

В настоящее время украинская элита живет мистическим ожиданием появления некоей третьей силы. Думаю, что никакой «третьей силы» не будет. Чудес не бывает. В третью силу я верил два года назад, когда было время для ее раскрутки. Но за год до выборов в это верить не стоит. А у нашей «мистифицированной» элиты будет всплеск ожидания пришествия некоего персонажа. На почве этого всплеска возможны какие-то разногласия, трения, пертурбации, но потом будет затишье, когда окажется: а персонаж-то не пришел… Думаю, в октябре—ноябре появится понимание того, что придется играть старой колодой, в которой находятся прежние тузы, а джокера нет и экспортировать его неоткуда. Что есть тот же Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Владимир Литвин… Не знаю, кто будет четвертой фигурой. Может быть, какой-то неожиданный игрок, но он все равно будет выбран из той же колоды.

Эти четыре туза окажут какое-то влияние на функционирование парламентского большинства?


— Парламентское большинство (ПБ) создавалось под выборы спикера. В этом его сакральная суть. Я думаю, что такую же функцию большинства попытаются спроецировать на президентские выборы, то есть сделать из ПБ некий конгломерат, который, уже имея спикера, будет поддерживать Президента. Но, на мой взгляд, это не получится. Не потому, что кому-то так хочется, а в силу объективных причин. Я считаю, что от большинства просто не будет выдвинута единая кандидатура, одобренная Президентом.

То есть доктрина о едином кандидате от большинства — это блеф?

— На текущий год — да. Может быть, в пожарном порядке такой сценарий возродят в следующем году. Но дело в том, что у нас политика носит панпсихологический характер, то есть она замешана не на технологии, как многие считают, а на психологии. Причем часто — на психологии одного лица. Скорее всего, преемник не будет найден как раз в силу психологических причин. Как только он появится, его сразу возненавидят, поскольку «человек-преемник» тут же станет мешать, урезать полномочия, выкручивать руки, отрезать финансовые и информационные ресурсы. Может возникнуть серия замкнутых циклов: сначала начинается игра в преемника, и говорится следующее: я, мол, понимаю, что ты должен дистанцироваться от меня. Поэтому давай изображать конфликт: ты бей меня понарошку, чтобы все видели. Но после нанесения удара «понарошку» в ответ произносится фраза: «За что?!». И наносится настоящий удар, по полной программе. Поэтому даже если преемник и появится, он тут же будет «аннигилирован». Если в этом году все будет проходить именно по такому сценарию, то, наверное, начнется диффузия большинства, и «большевики» начнут плавно перетекать в команду Ющенко.

А переживет ли команда Ющенко такое «пришествие»? Люди год страдали, мучались, и тут на все готовое приходят новые люди. Не будет ли команда Ющенко отторгать «новичков»?


— Думаю, что будет пытаться, однако сделать ничего не сможет, поскольку Виктор Андреевич обладает счастливым характером. Эта «счастливость» заключается в умении абстрагироваться от мнения окружающих людей, даже самых близких. Поэтому я не думаю, что кто-то из команды Ющенко обладает возможностью доминировать или даже просто влиять на мнение Виктора Андреевича. Если пойдут во фракцию люди, то речь будет идти не о том, приветствует ли их «старая гвардия», а о том, с каким ресурсом приходят «неофиты»: финансовым, информационным или просто личностным. Или же достаточно будет просто удачно переговорить с Ющенко. Если мне не изменяет память, был случай, когда к Виктору Андреевичу зашел один человек, который хотел быть замминистра в правительстве Ющенко, и, пройдя собеседование, он вышел первым вице-премьером. Очень многое зависит от личностных симпатий, а окружение на этот фактор никакого влияния не оказывает.

Что будут делать донецкие, обладающие вторым после «Нашей Украины» парламентским ресурсом?


— Наверное, донецкие постараются до конца демонстрировать некую самостоятельность. Донецкие вообще очень законопослушны, как и весь «Восток» Украины. В их ментальность входит ориентация на официального командира. Донецким приходилось выживать, спасать свой бизнес, свои жизни… Поэтому они знают, что такое дисциплина, закон и послушание. Однако рано или поздно возникнет, условно говоря, конгломерат «западников» и «восточников». Интуитивно многие чувствуют, что это — наиболее устойчивая конструкция для Украины, когда во властную элиту в качестве единого сплава входят представители и «Запада», и «Востока». Такой конгломерат очень органичен и устойчив, поскольку у «западников» и «восточников» взаимодополняющие стратегии.

Другими словами, президент — Ющенко, а премьер —Янукович?

— Точно. И это нужно не столько для внутренней стабильности Украины, сколько для внешней, поскольку при такой конструкции появляется возможность сделать колоссальный прорыв на внешнеполитической арене.

А какое место займут в такой конструкции объединенные социал-демократы?


— Мне кажется, что эсдеки уже потихоньку готовятся к роли оппозиции, «обкатывают» ее и психологически к ней готовы. Знаете, в Украине сложилась очень забавная ситуация, когда деньги лучше зарабатывать, находясь при власти, а сохранять их — в оппозиции. Любой наезд силовых структур можно истолковать как политические гонения. Чем дальше, тем более явно эта тенденция будет прослеживаться, потому что Украина все-таки втягивается в некое квазиевропейское пространство, и через год-два оппозиция станет некоей «священной коровой», каковой она сегодня является на Западе. Поэтому я бы выбрал такой вариант для эсдеков как для силы, которая все что можно в этой стране уже взяла. В оппозиции, думаю, они станут чувствовать себя комфортно. Тем более что в СДПУ(о) есть такие сильные фигуры, как Виктор Медведчук или Григорий Суркис, для которых второстепенные роли явно не подходят. Они слишком самодостаточны, слишком любят риск, драйв, адреналин в крови. Думаю, что они уже истосковались по ролям, когда можно будет абсолютно безопасно показывать зубы.

На ваш взгляд, парламентская форма правления может гарантировать сохранение капиталов и бизнес-позиций?


— Такой вариант просто неизбежен. Маятник уже качнулся, и система скользит в сторону парламентаризма. Уверен, что рано или поздно Украина станет парламентской республикой. Дело даже не в Конституции, а в тех ритуалах, которые соблюдаются и выполняются. Мы пошли уже в сторону парламентско-президентской республики, но мы на этой фазе не задержимся и неизбежно ее проскочим. Виктор Андреевич — замечательный персонаж для того, чтобы проскользнуть на нем именно в парламентскую республику. Нам нужна некая передышка свободы, чтобы возникли новые тенденции, новые ростки, которые потом можно будет лелеять с помощью авторитарных методов, зная, что эти ростки — органические. Вот как в Англии решают, где разбить дорожки? Сначала разрешают где угодно ходить по газону, а потом наиболее затоптанные места асфальтируют и запрещают ходить по другим участкам. В Украине в 1991—1992 гг. можно было где угодно ходить, а потом, условно говоря, все было заасфальтировано, застолблено. Теперь опять следует «разбить газон», разрешить бегать и резвиться. Тогда возникнут новые политические, экономические и финансовые проекты, и будет ясно, в какую сторону расти: где «асфальтировать», а где позволять ходить. Вот при Викторе Андреевиче будет много анархии, потом опять будет востребована авторитарная твердая модель управления, и украинский маятник снова качнется к президентской республике.

Вы обозначили Ющенко в качестве нового президента. Однако ему придется два года работать со старым парламентом. Как они будут взаимодействовать?


— Я почти уверен в том, что будут досрочные парламентские выборы. Если Ющенко становится президентом, то возникает много вопросов в сфере взаимодействия с парламентом. Не только технологических, но и морального характера, поскольку Ющенко у нас — известный моралист. Я думаю, всем будет выгоднее в марте—апреле 2005 года провести выборы, и поскольку в силу нашей ментальности многие партии будут формироваться «под президента», возникнет новая конфигурация в парламенте. Если будет модель «Восток—Запад», то в новом парламенте, скорее всего, возникнут две большие фракции: одна — под президента Ющенко, другая — под «Восток». И будет маленькая фракция коммунистов, а также оппозиция.

Неужели Виктор Ющенко станет настолько решительным, что распустит Верховную Раду?


— Самый реальный вариант — это самороспуск. Людям объяснят, что при «перекоммутации» парламента они получат больше: станут главами комитетов, обретут свои фракции и так далее. Многие получат предложения, от которых сложно отказаться.

Такой вопрос: многие ожидают, что в своем обращении к народу 24 августа Президент сделает некое радикальное заявление, даст некий политический импульс. Как вы думаете, это будет кризисный импульс (референдум, принятие новой Конституции) или же сигнал к началу мирного сосуществования?


— Самый реальный сценарий — это то, что вообще ничего не произойдет. Все друг друга поздравят с Днем Независимости, найдутся дежурные фразы. Второй по вероятности сценарий — в эти дежурные слова будет добавлено немного перца: что вы, мол, плохо работали, пора навести порядок в кадрах; и будет проведена кадровая чистка, уволят нескольких министров, одного вице-премьера, некоторых губернаторов. Это может быть подано как некая кадровая революция или начало самоочищения власти. И третий вариант — пошлю некий «месседж» Западу: дескать, мы многое поняли, ко многому готовы, НАТО — наш выбор, единая Европа — наша судьба.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам