Граница позора

Что ни говори, а МИД Украины, когда хочет, может удивить. Прежде всего, своей работой. Точнее – ее оперативностью. От недели до двух понадобилось славным проводникам внешней политики, чтобы уладить (как им кажется) два инцидента, однозначно если и не позорящих страну (с точки зрения действующего законодательства), то, во всяком случае, оставляющих в недоумении всех, кто так или иначе слышал о происходящем на украинских рубежах. Речь идет, конечно же, о молдовских пограничниках и российском писателе Эдуарде Лимонове.

Итак, все по порядку. 17 июля этого года подразделение молдовских пограничников во главе с тремя офицерами (следовательно, читать умеют) без официального предупреждения появились на территории гидроузла ГЭС-2, являющейся структурным подразделением украинского ОАО «Днестровская ГАЭС», и установили там свой пост «Грибок», а также провели какие-то земляные работы на подземных коммуникациях станции. Технический директор украинского предприятия Ярослав Вавжненчук, по его словам, сразу же сообщил об инциденте руководству СБУ, минэнерго, МИД, губернаторам Винницкой и Черновицкой областей. Им же 18 июля было направлено письмо «О вооруженном инциденте на Днестровском буферном гидроузле» на имя министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, министру топлива и энергетики Сергею Ермилову, председателю ФГИ Михаилу Чечетову, начальнику СБУ Черновицкой области, министру МЧС Григорию Реве, начальнику управления МЧС Черновицкой области, начальнику управления МЧС Винницкой области и еще ряду чиновников. Через три дня, 21 июля, в те же инстанции было направлено второе письмо «О разрушительных работах на Днестровском буферном гидроузле», так как с молдавской стороны стали разбирать насыпь, укрепляющую берег в районе примыкания плотины к берегу.

Однако четкой, а главное немедленной реакции не последовало. Не было ее и несколько следующих дней, когда молдовские пограничники, по словам одного из руководителей Днестровской ГАЭС местной газете «Буковина», все это время сопровождали украинских работников станции на свои рабочие места, «как будто арестованных». При этом молдовская сторона однозначно заявила, что никакой границы не нарушала, так как «захваченный» гидроузел находится на территории Молдовы. То же самое заявили журналистам и в Госкомитете Украины по охране госграницы. И, повторимся, никакого объяснения того, почему молдоване действовали без всякого уведомления или хотя бы предупреждения украинских служб.

А 26 июля наконец-то «разродился» и глава МИД Украины Анатолий Зленко. Он резко озаботился тем, чтобы инцидент в районе гидроузла привел к недоразумениям и не навредил украинско-молдовским отношениям. И таки «наехал» на соседнее государство. «Для нас являются абсолютно недопустимыми любые недружественные односторонние действия, которые в той или иной мере затрагивают экономические интересы Украины», – сказал он. И добавил, что проблемы с соседними государствами, даже если они имеют хозяйственный характер, должны решаться путем переговоров, в духе партнерства и добрососедства. Над этим вопросом якобы и будет работать 28-30 июля на своем 10-м заседании в молдовском городе Бричаны совместная украинско-молдовская демаркационная комиссия. В том же ключе уже 30 июля высказался и премьер-министр Украины Виктор Янукович, решивший все же защитить тот несчастный гидроузел. «Это собственность нашего государства и народа Украины. Поэтому мы серьезно работаем над этим вопросом», – сказал он. И таки, видимо, работают…

И все действительно должно закончиться хорошо – не будет же Молдова воевать с Украиной и наоборот из-за 15 гектаров земли посреди Днестра, где расположен этот злополучный гидроузел. Остается только один и, как по мне, самый важный вопрос: почему украинской стороной не поднят и вместе с коллегами из Кишинева не обсужден и не осужден факт того, что молдовские пограничники действительно водили украинских рабочих на их рабочие места под дулами автоматов. Даже если это их территория. Ведь согласно договоренностям между двумя странами территория, на которой размещена часть гидроузла, таки молдовская, но соответствующим актом на право владения землей от 1982 года она отведена под строительство этого сооружения, которое в настоящее время эксплуатируется украинскими энергетиками.

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Во-первых, время такое: лето, глава государства отдыхает, его решили не волновать, а инциденту не придавать широкой огласки. Ведь, как известно, на протяжении 1995-1999 годов проведена делимитация государственной границы между Украиной и Молдовой, а 18 августа 1999 года в Киеве именно президент Леонид Кучма и президент Молдовы Петр Лучински подписали Договор между двумя странами о государственной границе, который и был ратифицирован парламентами в Киеве и Кишиневе.

Во-вторых, причиной вялой реакции могла быть известная осторожность главы МИД Зленко, которому «светит» уход в отставку по возрасту. Вот он, видимо, вовремя не среагировал и не развил бурную деятельность по «защите нерушимых рубежей», а потом уже стало как-то «неудобно» подставляться и лишний раз напоминать о себе. Либо вообще не придал значения инциденту, да политики, как всегда, «подставили» и заставили действовать: начали шуметь, зарабатывать дивиденды и всякое такое. Например, известный нардеп-«НУдист» Юрий Павленко, глава Молодежной партии Украины вообще потребовал выдвинуть Молдове ультиматум на протяжении 24 часов вывести своих вооруженных пограничников из предприятия, которое находится на территории Украины. Ибо в противном случае Павленко не исключил «физическое уничтожение вооруженных лиц, которые незаконно находятся на территории Украины». Получилось, однако, все с точностью до наоборот – министр продемонстрировал свою нерешительность и неоперативность в выполнении служебных обязанностей. И чем это вызвано – старостью или дипломатической осмотрительностью, – не так и важно. Равно как и неважно, что так же медлительно и нерасторопно действовали другие высокие чины, коим надлежит защищать интересы страны. Им-то пока отставка не светит, молодые, здоровые, других дел невпроворот…

В-третьих (и это, похоже, самое главное), стороны не пытались что-либо оперативно сделать и урегулировать неоднозначную ситуацию, потому что совсем не обращали внимания на людей, которые так или иначе стали жертвами инцидента. Или могли ими стать в случае перехода конфликта, не дай Бог, в «горячую стадию». Ну, не привыкли ни в Киеве, ни в Кишиневе обращать внимания на «маленьких украинцев» и «маленьких молдаван». Традиция, знаете ли, такая: помните, от нас требовали пафосно – сначала думай о Родине, а потом о себе и всякое такое и перемалывали в этих «думах о родине» не то что десятки, миллионы «маленьких» разных национальностей. И вы думаете, что-то в менталитете изменилось за эти 12-13 лет?..

Подтверждением сказанного выше в отношении украинских чиновников стал и инцидент с Эдуардом Лимоновым, известным писателем и по совместительству лидером Национал-большевистской партии (НБП) России. В прошлую пятницу, 25 июля, ему отказали во въезде на территорию Украины. Как сообщил находившийся вместе с Лимоновым его адвокат Сергей Беляк, Лимонов ехал на своей машине в Харьков и был задержан на пограничном пункте российско-украинской границы, расположенном на автостраде Белгород – Харьков. «Лимонов был задержан на основании постановления Службы безопасности Украины от октября 1999 года, согласно которому он признается персоной нон грата», – добавил Беляк. Спустя три часа после оформления документов Лимонова отпустили, поставив ему в паспорт отметку, запрещающую в течение следующих пяти лет – до 25 июля 2008 года – посещать Украину. Сам Лимонов заявил по этому поводу: «Я чувствую себя отвратительно и ехал всего на два дня навестить больного отца, которому 85 лет. Я с 1994 года не был на Украине и ничего не совершил, не прохожу ни по какому уголовному делу, не обвиняюсь в преступлениях». А адвокат рассказал, что российские пограничники, которым передали Лимонова их украинские визави, пожали писателю руку. Как говорится, почувствуйте разницу…

И еще четыре дня понадобилось МИД Украины, чтобы он решил-таки, что Лимонова можно впустить один раз в Украину, чтобы тот смог навестить родителей в Харькове. «Исходя из гуманных позиций», как об этом на брифинге во вторник, 29 июля, сказал заместитель главы пресс-службы МИД Украины Александр Горьков. Он же напомнил, что с 1999 года Лимонов является персоной нон грата в Украине «после своих заявлений о статусе Севастополя». Как известно, 24 августа 1999 года, в День независимости Украины 15 членов возглавляемой Лимоновым НБП ворвались в матросский клуб Черноморского флота России в Севастополе. Забравшись на башню часов, они потребовали пересмотра статуса этого города, а также выступили против ратификации Государственной думой РФ договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией и возможного вступления Украины в НАТО. Они были задержаны и получили в Севастополе по 15 суток административного ареста за хулиганские действия. Позднее в отношении правонарушителей было возбуждено уголовное дело. Но в Украину не пустили Лимонова. В то время как пускают мэра Москвы Юрия Лужкова, политолога Константина Затулина, политика Дмитрия Рогозина и многих других, чьи высказывания в адрес Украины и, в частности, по вопросу Крыма и Севастополя, не только не уступают, но и превосходят по откровенной «антиукраинскости» заявления сторонников Лимонова. Почему? – спросите вы. А кто его знает. Может, потому, что они – известные политики, и люди президента Путина их не преследуют, как Лимонова. А мэр Лужков еще и деньги в Севастополь периодически привозит…

В этой связи остается только выяснить и уяснить два немаловажных момента. Один – для понимания контраста – из далекой уже истории. В 1906 году царский градоначальник того же Севастополя по фамилии Рогуля отпустил на похороны отца приговоренного к каторге большевика Якова Сосновского. Отпустил под честное слово, и после кладбища Сосновский вернулся в камеру. А в 1921 году даже Владимир Ленин разрешил арестованным анархистам выйти из тюрем на похороны их умершего лидера князя Петра Кропоткина. Это уже потом Сталин никого и никуда не отпускал. И это уже после него в «советской стране» дети отвечали за родителей по полной программе. Но ведь независимая Украина вроде бы отказалась от советской сталинщины. Или все же нет?..

Второй момент касается того, что в современных условиях в мире к любой стране относятся даже не так, как она позволяет другим делать это в отношении себя. Важным для имиджа страны, для ее восприятия в мировой «приличной компании» государств является то, как она относится к своим и к чужим гражданам. И если не получается хорошо относиться к чужим, то хотя бы получалось своих не обижать без нужды. У украинских чиновников, как видим, пока плохо получается во всех отношениях. Вот и выходит, что если страна сама не уважает ни себя, ни своих граждан, то ей чрезвычайно сложно добиться этого уважения и от других. Неужели это непонятно?…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам