Мандат на власть

Коалиционное правительство Виктора Януковича несет первые кадровые потери. Фракция «Партия промышленников и предпринимателей – «Трудовая Украина» собирается отозвать из Кабмина одного из министров, представленных в КМ по их квоте. Совет национальной безопасности и обороны рекомендует президенту уволить министра экологии и природных ресурсов Василия Шевчука, и глава государства подписывает соответствующий указ. А Шевчук попал в Кабинет министров по фракционной квоте НДП. И это еще не все.

Вице-премьеру Виталию Гайдуку по рекомендации СНБО президент объявил выговор. Формально Гайдук прошел в КМ по квоте объединенных социал-демократов, которые «уступили» ее (квоту) донецким. Наверное, что-то неладно в премьерском «коалиционном королевстве».

Случай с Шевчуком является классической иллюстрацией на тему «Преступление и наказание». Хмурый, но зверски интеллектуальный Раскольников в исполнении лидера НДП Валерия Пустовойтенко «зарубил» идею выдвижения единого кандидата в президенты от фракций парламентского большинства, выдвинутую СДПУ(о) и партией «Трудовая Украина». Валерий Павлович почти однозначно заявил, что собирается баллотироваться в президенты. Трагический шаг Пустовойтенко понять можно: лидер бывшей партии власти, экс-премьер оказался в роли менеджера маленькой фракционной группки, насчитывающей 15 депутатов. Этого количества хватает, чтобы остаться в парламентской фракционной тусовке, но явно недостаточно для влияния на принятие каких-либо решений. Эндеписты пытались получить должность вице-премьера в правительстве Виктора Януковича, а им подсунули «осетрину второй свежести» – пост министра экологии и природных ресурсов. В принципе, членам НДП повезло, поскольку некоторые фракции (не будем говорить, кто, хотя это были «Демократические инициативы» и «Народный выбор») вообще ничего не получили. Но смирились. Валерий Павлович не смирился, и в результате у него теперь нет министра. По-моему, это наиболее простое и рациональное объяснение отставки Шевчука. Урок для других, потенциальных кандидатов в президенты. В принципе, для «растяжки» электорального поля в будущем могут понадобиться несколько хороших претендентов. Но надо же еще определиться, в пользу кого они станут «мутить» избирательную воду. Команды вперед не было. Поэтому прозвучал контрольный выстрел, и Шевчук пал.

Теперь вся надежда на то, что сработает принцип квотности. В соответствии с соглашением о коллективной ответственности, подписанной руководителями фракций парламентского большинства и премьером, квота фракций является величиной постоянной. Например, парламентская группировка может отозвать своего министра, если он перестал ее удовлетворять (в хорошем смысле этого слова). Такой возможностью воспользовались «трудовики», поскольку министр экономики то ли очень хочет стать Омельченко-младшим, то ли так достал премьера своей интеграцией в ВТО, что получил строгое предупреждение с серьезными последствиями. Возможно, это вовсе и не Валерий Хорошковский. Но факт остается фактом: «ТУ» набралась мужества и готовится дать команду «к ноге». В смысле, иди оттуда.

По квоте «трудовиков» в Кабмин прошли вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник, уже упомянутый Хорошковский и министр промышленной политики Анатолий Мялица. Табачник, как известно, вне подозрения. Если он и уйдет, то только на должность министра иностранных дел. В этом случае квота на кабминовскую власть останется за «ТУ», поскольку кресло главы внешнеполитического ведомства не разыгрывалось на коалиционных торгах. Это квота президента. Мялица пока тоже держится. Возрождает промышленную политику в поте лица своего. В общем, процедура отзыва более или менее понятна. А вот что делать со ставленником фракции, уволенной президентом по результатам заседания Совбеза, секретарем которого является человек, преданный идеалам НАТО?

Смогут ли народные демократы повторно рекомендовать кого-нибудь своего на эту должность? Существуют три варианта ответа на этот вопрос:

· да, тогда НДП кого-нибудь опять откомандирует в Кабмин;

· нет. В этом случае возникает прецедент «убийства» фракционной квоты, что заставит другие группировки ВР задуматься;

· ни то, ни се. Данный вариант событий предполагает передачу права выдвигать кандидатуру на должность министра экологии другой фракции. На договорных началах.

Конечно же, Валерию Пустовойтенко невыгодно терять хоть какое-то влияние на КМ. Каждый серьезный политик должен на что-то влиять. Хотя бы на брачные игры пчел, как это блестяще делает Виктор Ющенко. А если отсекут квоту, то будет совсем плохо… В таком случае у НДП останется лишь одна должность – координатор парламентского большинства (ПБ). В настоящее время таким координатором является партийный зам Пустовойтенко Анатолий Толстоухов. Правда, через месяц, когда закончится сессия Верховной Рады, срок его полномочий истекает. В соответствии с имеющимися договоренностями, координатор выбирается лишь на одну сессию. Потом его сменяет очередной представитель ПБ.

И что Валерию Павловичу остается делать? Договариваться с фракцией «Наша Украина» Виктора Ющенко? Ход интересный, но нереальный. Во-первых, еще не родился тот человек, который сумеет договориться с Виктором Андреевичем. Во-вторых, присоединение НДП к «НУдистам» выглядит просто комично. Поэтому Пустовойтенко может лишь пугать выходом из НДП. Как это регулярно делает, например, лидер «Демократических инициатив» Степан Гавриш. Он регулярно пугает, а его регулярно ставят на место.

И, наконец, стоит упомянуть о Виталии Гайдуке, которому влепили выговор. Это очень показательный момент. Человеку, который попал в КМ по квоте объединенных социал-демократов, вручили своеобразную «черную метку». Если дело дойдет до отставки, то неизвестно, сумеют ли еще раз договориться донецкие и эсдеки насчет «аренды квоты».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам