Президент "зачистил" правительство

Институт государственных секретарей «не дожил» трех дней до своего двухлетнего юбилея. 29 мая 2001 года президент Леонид Кучма подписал указ о введении данного института, а 26 мая Леонид Данилович распорядился ликвидировать секретарские должности. По сообщению пресс-службы главы государства, соответствующий указ издан с целью создания благоприятных условий для последовательного осуществления в Украине реформы политической системы. Выходит, теперь у премьера Виктора Януковича полностью развязаны руки?

Для начала, как водится, немного истории. Вспомним, в каких условиях проходило введение института госсекретарей и зачем это, собственно говоря, было нужно. Весна 2001 года. После продолжительного и бурного скандала центристские фракции при поддержке коммунистов отправляют в отставку правительство Виктора Ющенко. Главным организатором смещения Виктора Андреевича был первый вице-спикер Виктор Медведчук. Окружение Ющенко попыталось организовать «всенародную истерию» по поводу отставки своего кумира, но ничего толкового не получилось. Обстановка была достаточно нервная, поскольку вывод из игры премьера и, главное, вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу Юлии Тимошенко стал результатом достаточно длительного противостояния. Правительство Ющенко – Тимошенко успело хорошо достать основные финансово-экономические группировки и медлить было нельзя. Конечно, было бы ошибкой называть кабинет Виктора Андреевича, получившего весной 2001 года кличку «мессия», сильным. Сильным там была Юлия Владимировна, а Ющенко действовал по своему обычному графику: немного пассов руками, завал работы с документам и попытка создания собственного политического имиджа.

После такого, прямо скажем, экстраординарного для Украины Кабмина главе государства захотелось создать систему правительственной страховки. Виктор Андреевич, который привел в Кабинет министров Юлию Владимировну, создал прецедент конфликтного правительства. Такое тоже бывает. Его ввели в игру с одной единственной целью – успокоить международные финансовые институты, в первую очередь, МВФ насчет выплаты украинских долгов по кредитам. А дальше процесс частично вышел из-под контроля. Не случайно преемником Виктора Ющенко стал Анатолий Кинах – фигура компромиссная и неконфликтная. Можно было бы и не «насаживать» кинаховский кабинет на жесткую вертикаль государственных секретарей, которых назначает президент на весь срок своих полномочий, но обжегшись на «мессии» приходится дуть на воду.

Да и внешне секретарская идея выглядела весьма и весьма привлекательной: в правительстве, независимо от политических раскладов, действует управляемая административно-бюрократическая система, имплантированная непосредственно главой государства. Кабинеты приходят и уходят, а госсекретари остаются. Они ограничивают управленческую «подвижность» министров, как бы позволяя им становится политическими фигурами.

Более того, по словам главы администрации президента Владимира Литвина (тогда он занимал именно эту должность), государственные секретари будут оставаться, в соответствии с указом главы государства, на своих местах аж до 2005 года. Другими словами, новый президент Украины теоретически мог бы получить в «наследство» секретарей, назначенных Леонидом Кучмой. Что министры… Это «пыль», которую можно «сдувать» хоть каждый день…

Литвин объяснил «правительственное долгожительство» (шутка ли, на 365 дней «переживут» самого Леонида Даниловича!) этих людей следующим образом. Поскольку Кучма уже пробыл в должности президента 1 год, то госсекретари, назначаемые на 5 лет, будут работать на своих должностях еще год после истечения полномочий нынешнего главы государства.

Уволить их может только президент в случае невыполнения полномочий, по состоянию здоровья, при наличии обвинительного заключения суда и других предусмотренных законами о государственной службе случаях.

Появилась следующая схема власти: министр – секретарь министерства, который напрямую подчиняется государственному секретарю (Яцубе). В связи с этим ликвидируется институт первого заместителя и заместителей министров.

Появилась и должность «теневого хозяина» КМ – государственный секретарь Кабинета министров. Им стал бывший руководящий работник администрации президента Владимир Яцуба, «разводящий» других, более «мелких» секретарей. Кстати, упорно циркулировали слухи о том, что сам Литвин претендовал на это кресло. Но, как оказалось, ему была уготована спикерская участь.

Властные полномочия госсекретарей были очень обширны. К их компетенции относились организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Кабмина и министерств. Госсекретарь министерства должен был давать министру предложения по распределению бюджетных средств, координировать деятельность территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления министерства. Кроме того, он возглавлял аппарат министерства. По своей должности госсекретарь министерства являлся членом коллегии, он утверждал по согласованию с министром структуру министерства, по согласованию с Минфином — штатное расписание и смету расходов министерства. Кроме того, «новые чиновники» назначали на должности и увольняли с нее работников центрального аппарата министерства и руководителей его территориальных управлений.

Создавались реальные предпосылки для того, чтобы в их руках сконцентрировались реальные рычаги управления аппаратом правительства.
Чтобы лишний раз в этом убедиться, достаточно просто прочитать права госсекретаря, который:

1) занимается организационным обеспечением деятельности премьер-министра, первого вице-премьера, вице-премьеров и министров;

2) утверждает по согласованию с премьер-министром и министерством финансов штатное расписание и смету расходов секретариата, назначает и увольняет всех работников секретариата Кабинета министров;

3) выдвигает кандидатуры на должности работников патронатных служб в секретариате правительства и аппаратов министерств.

Казалось, что наступает «эра секретарей». Действительно, при распределении кабминовских портфелей именно эти кресла особенно ценились. Правда, постепенно выяснилось, что институт секретарей очень сложно имплантировать в тело Кабмина. Например, что делать с силовыми министерствами – МВД и минобороны? Должности госсекретарей подрывали базовый принцип этих иерархических организаций – принцип единоначалия. Проблемы возникли и в министерстве иностранных дел, которое должно проводить единую внешнюю политику. Со временем эта проблема, худо-бедно, утряслась. Правда, наблюдалась относительно высокая текучесть кадров в секретарской среде, что противоречило идее «костяка кабминовской власти». Постепенно институт госсекретарей стал выходить из заложенных в него параметров развития. В частности, после эпопеи с формированием коалиционного Кабмина Виктора Януковича секретарские кресла стали выставляться на политический аукцион, что противоречит изначальному замыслу.

В последнее время институт секретарей выродился в некую лоббистскую организацию, которая вела свои игры. Например, министр N вынужден был работать с государственным секретарем K, представляющим интересы конкурента и его замом U – родственником очень высокопоставленного лица. Только госсекретарь Владимир Яцуба, обладающий колоссальным опытом аппаратной работы, продолжал играть свою роль. Причем настолько эффективно, что после назначения Януковича премьером из-за него возник достаточно серьезный конфликт, поскольку Виктор Федорович хотел посадить на место Яцубы своего человека. Тогда ему это не удалось. А что будет теперь, когда глава государства ликвидировал данный институт?

Во-первых, Янукович получил определенный кадровый карт-бланш. Установлено, что госсекретари министерств, их первые заместители и заместители, назначенные на должности до вступления в силу нового указа, продолжают исполнять свои обязанности до назначения соответствующих первых заместителей и заместителей министров. Премьер направляет президенту представления на назначение министерских замов. Само собой разумеется, что автоматического перехода из ранга госсекретарь в ранг министра не будет. Кто-то должен будет уйти навсегда. Таким образом, в правительстве появляются вакантные должности.

Во-вторых, оппозиция, которая выступала с резкой критикой института госсекретарей, потеряла объект для критики. Глава государства как бы учел их требования. Все равно секретарская система де-факто деградировала.

В-третьих, у премьера появился шанс избавиться от Яцубы. Не факт, конечно, что ему это дадут сделать. Вполне вероятно возрождение должности министра Кабинета министров, который будет выполнять функции «хозяина аппарата». Напомним, что в правительстве от аппарата очень и очень многое зависит.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам