Беспокойное хозяйство

Всего пару недель осталось до начала полноценной работы нового надзорного органа – Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Другими словами, уже скоро страховые компании, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), кредитные союзы, лизинги, факторинги и прочие ощутят на себе пристальный взгляд исполнительной власти. На практике это означает проведение полной инвентаризации всех небанковских учреждений страны, усиление борьбы с отмыванием денег и частичное изменение «правил игры». Судя по тому, что обещавший хранить молчание глава комиссии Виктор Суслов в последние дни выдает один ньюсмейк за другим, перемены действительно грядут серьезные…

Как сообщил господин Суслов на заседании Консультативного совета по вопросам развития страхования, комиссия реально заработает в конце мая – начале июня. Поскольку комиссия является коллегиальным органом, принимать решения она сможет только после утверждения ее членов (первого заместителя и двух других) президентом Украины. Кандидатуры первых членов Леонид Данилович, наверное, уже получил и теперь определяется с отношением к ним. После того, как все пять департаментов будут укомплектованы, начнется самое сложное в работе нового органа – проведение полной инвентаризации всех финансовых учреждений, количество которых, по данным Госкомстата, превышает 5 тыс.

Проблем здесь будет немало: половина страховых компаний Украины не отвечают требованиям по формированию уставных фондов. Во всяком случае, президент Лиги страховых организаций Александр Филонюк на всеукраинском совещании представителей органов государственной власти и страхового бизнеса назвал удивительные цифры: 179 из 338 страховых компаний Украины не отвечают законодательным требованиям по размерам уставных фондов и являются неплатежеспособными. По его словам, уставный фонд в размере EUR1 млн. имеют 76 компаний, от EUR500 тыс. до EUR1 млн. – 86 компаний от EUR100 млн. до EUR500 млн. – 121 компания. Согласно законодательству, в 2003 году уставные фонды страховых компаний, занимающихся страхованием, кроме страхования жизни, должны составлять EUR750 тыс., по страхованию жизни – EUR500 тыс. Поэтому мелким страховщикам уже следует свыкаться с мыслью о предстоящем слиянии с коллегами по рынку. Иначе им будет грозить закрытие. То, что этот процесс чем-то сродни хирургической операции, в комиссии не отрицают. Во всяком случае, ее глава заметил, что «положение с формированием уставных фондов может создать кризисную ситуацию на страховом рынке».

Особенно обеспокоиться своей судьбой стоит иностранным страховым компаниям. Дело в том, что недавно комиссия дала отрицательное заключение норме, внесенной в проект программы правительства по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), которой иностранным страховым компаниям разрешается открывать филиалы в Украине. Свою точку зрения она аргументировала невозможностью осуществления эффективного контроля и надзора над рынком страховых услуг в случае работы на нем филиалов иностранных компаний, поскольку, кроме солидных компаний, на рынок придут структуры, учрежденные некоторыми гражданами Украины в оффшорных зонах или других государствах. Через филиалы, которые нельзя будет контролировать, возможен отток крупных денежных сумм за границу.

Виктор Суслов достаточно четко выразил свое мнение в разговоре с журналистами: украинский страховой рынок отстает от российского, польского, венгерского. Если мы допустим свободную работу иностранных филиалов, то этот рынок, скорее всего, не встанет на ноги. «Я не вмешиваюсь в политику, я выражаю мнение органа надзора. Моя профессиональная позиция в следующем: эффективный надзор в этом случае обеспечивать будет сложно», – заявил он. По сведению «Версий», некоторые иностранные страховые компании обеспокоились такой постановкой вопроса, стали вспоминать о свободной конкуренции и других достижениях развитого мира. Ходят слухи, что кое-кто из иностранцев уже начал собирать компромат на Суслова и Филонюка, считая их основными идеологами вытеснения «западных монстров» с рынка. Правда, поговаривают, что собрать ничего внушительного пока не удалось.

Еще одним яблоком раздора может стать намерение Госкомиссии сократить количество обязательных видов страхования. Виктор Суслов уже успел заявить, что многие из действующих видов «обязаловки» не являются востребованными на рынке, а потому он хочет привести эту норму к европейским стандартам. Для сравнения: в Европе существуют 10-15 видов обязательного страхования, у нас – 34 вида. Однако обязательное страхование давно стало очень удобной «кормушкой» для тех, кто нашел в нем нишу. Платит-то государство, а страховые случаи наступают нечасто. Если, скажем, военные, сотрудники милиции или даже судьи несколько рискуют жизнью и здоровьем в связи с профессиональной деятельностью, то кому приходилось пострадать от падения частей космических летательных аппаратов? А ведь есть и такой вид обязательного страхования. И это не самый экзотический пример. То, что причиной значительного количества видов обязательного страхования в Украине является отраслевой лоббизм, когда при принятии отраслевого закона сразу включается пункт об обязательном страховании, очевидно. Так же очевидно и то, что при попытке со стороны комиссии выполнить свое обещание о сокращении количества «обязаловок» она наткнется на жесткое противодействие довольно мощных сил.

Наконец, Госкомфинрегулирование планирует перевести страховые компании на международную отчетность, для чего в составе органа уже создано управление по методологии бухучета. Кстати, его начальником назначен некий Виктор Чабан, ранее работавший замначальника управления в министерстве финансов. Это же управление займется деликатным вопросом лицензирования страховиков и прочих «небанковских финансистов».

К слову, о прочих. Не мешает «почесаться» и негосударственным пенсионным фондам, которых в настоящее время зарегистрировано более 100, но активно работают около 20. Дело в том, что до сих пор нет закона, регулирующего их деятельность: они создавались на разных принципах. Поэтому их деятельность, как, например, пенсионной программы банка «Аркада», будет нелегко втиснуть в рамки закона. Таким образом, по словам Суслова, действующие негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых не соответствует разрабатываемому законодательству, должны будут перерегистрироваться, возможно, как финансовые организации, в названии которых не будет слов «пенсионный фонд». Это необходимо для того, чтобы они смогли продолжить работу на основе прежнего законодательства и тех, условий, под которые они привлекали своих вкладчиков и клиентов.

Последний ньюсмейк Суслова касается модного нынче вопроса о выполнении одной из основных функций Госкомиссии – борьбы с отмыванием денег. Виктор Иванович намекнул журналистам, что для анализа полученных надзорными департаментами данных будет создано спецуправление, в состав которого войдет отдел финансового мониторинга. По его словам, кадры в этот отдел предварительно уже подобраны, в основном это те, кто работал в налоговой милиции и правоохранительных органах. Суслов отметил, что по сравнению с надзором за банками, который осуществляет Национальный банк, отделу будет труднее искать подозрительные операции компаний из-за плохой регулируемости рынка. «Возьмите, например, ломбарды. Они работают с наличными деньгами, берут у частных лиц большие суммы и при этом не проверяют источник этих денег, – сказал Суслов. – Это один из примеров легкой легализации денег неизвестного происхождения». Возможно, к середине июня, когда на сессии FATF в Берлине будет решаться вопрос об исключении Украины из «черного списка», комиссия сможет продемонстрировать первые «выловленные» ею подозрительные операции. Например, связанные с нелегальным возвратом НДС.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам