Сквозь братство в ВТО

Как известно, 23 февраля этого года президенты России Владимир Путин, Украины – Леонид Кучма, Белоруссии – Александр Лукашенко и Казахстана – Нурсултан Назарбаев договорились создать новое объединение – Организацию региональной интеграции (ОРИ), которое должно функционировать на базе Единого экономического пространства (ЕЭП). Однако, похоже, лучше всего нынешнюю позицию официального Киева относительно этого протокола о намерениях, как по мне, выражает решение совместного заседания координационного совета украинских министерства экономики и по вопросам европейской интеграции и министерства иностранных дел в субботу, 5 апреля 2003 года.

Заседание было посвящено ходу подготовки страны к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Так вот, на этом заседании было решено, что формирование Единого экономического пространства стран СНГ не должно противоречить курсу Украины на евроинтеграцию и препятствовать ее скорейшему вступлению в ВТО. Это совместная позиция двух министерств, которая была однозначно подтверждена на этом заседании. «Красной чертой», которую нельзя переходить при переговорах по Единому экономическому пространству, является суверенитет Украины, право самостоятельно определять собственную политику», – подчеркнул на заседании министр экономики Валерий Хорошковский. Другие участники совета отмечали, что приоритетными задачами Украины является скорейшее вступление в ВТО, а остановка или затягивание переговорного процесса будет свидетельствовать о приостановке рыночных реформ в Украине. «Об отзыве или согласовании с другой страной уже подписанных двусторонних протоколов со странами-членами ВТО не может быть и речи. Украина – это государство, и мы должны защищать государственные интересы. Скорейшее вступление в ВТО – это государственная стратегия», – подчеркнул Хорошковский.

Это заседание характерно тремя особенностями. Самая главная заключается в том, что договоренности, достигнутые в результате упомянутого заседания, предложено положить в основу генеральных директив украинской делегации, которая примет участие в переговорах по формированию Единого экономического пространства. Во-вторых, в упомянутом заседании принимал участие советник президента Украины Анатолий Гальчинский, а, следовательно, принятые решения в какой-то мере отображают и взгляды президента Кучмы. В-третьих, характерным является и то, что Украина практически подкорректировала некие договоренности с Россией о синхронном вступлении в ВТО. Об этом, в частности, говорил российский министр экономики Герман Греф, который еще в феврале заявил, что процесс вступления в ВТО этих стран должен быть синхронизирован. Он тогда также подчеркнул, что четыре страны договорились о жесткой координации при вступлении в ВТО. «Для этого необходим достаточный промежуток времени и серьезная политическая воля, которая есть у президентов. Координация политики вступления в ВТО необходима для деятельности нового экономического объединения», – сказал российский министр.

Все это говорит, что решения 23 февраля как для России, так и для Украины носили, прежде всего, политический характер. Причем планы Москвы и Киева очевидны.

Россия лишний раз подтверждала свои претензии на роль регионального лидера на постсоветском пространстве, именуемом сегодня СНГ. Украина демонстрировала Западу, что если он по-прежнему будет придерживаться изоляционистской тактики в отношении ее руководства, то оно, это руководство, может пойти на дальнейшее углубление политико-экономических отношений с Россией и другим странами СНГ вплоть до создания нового регионального политического объединения, руководимого из Москвы. Несмотря на обещание утвердить центр ОРИ и ЕЭП в Киеве.

Россия фактически разрушала созданные без ее участия региональные объединения в рамках СНГ, «выбивая» в новый союз их ключевые страны-участницы: Украину из объединения ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова) и Казахстан из объединения Центрально-Азиатской инициативы – ЦАИ (Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, частично Туркменистан). Украина демонстрировала своим нерешительным союзникам по ГУУАМ, что если они по-прежнему будут ориентироваться на Россию, а не укреплять (прежде всего, экономически) это региональное объединение, то Украина сама пойдет на сближение с Россией и опередит их всех. Благо дело, оказывая политподдержку Кучме перед лицом западного давления, Москва согласилась на избрание президента Украины главой совета глав государств-участниц СНГ. В то же время Киев фактически уничтожал и объединение Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), созданного Москвой без участия Украины. Параллельно Киев как бы показал другим странам СНГ, что они ничего не значат для России, если у нее появляется возможность теснее «привязать» к себе Украину.

Россия стремилась таким образом экономически привязать к себе страны СНГ, обещая им снижение цен на различные товары, в том числе, и на энергоносители. Украина же преследует главную цель – создать если не ЕЭП, то, во всяком случае, зону свободной торговли (ЗСТ) с Россией. Если Казахстану и России, имеющим собственные запасы нефти и газа, этот вопрос не так значителен, то для Украины и Белоруссии, привязанным к российским поставкам топлива, это жизненно важная проблема. Именно поэтому Россия и не ратифицировала подписанное еще в 1994 году соглашение о ЗСТ. И именно поэтому Кучма во главе совета глав государств СНГ своей главной целью провозгласил создание ЗСТ уже на саммите глав государств-участниц СНГ в сентябре этого года в Ялте.

Если не будет создана эта ЗСТ, то станет очевидно, что и все, что касается создания «союза 4-х» и ОРИ, было и остается лишь протоколом о намерениях, носящим декларативно-демонстрационный политический характер. Упомянутое выше заседание минэкономики и МИД Украины подтверждает именно это. Кроме того, такое решение двух ведомств должно подстегнуть решительность России в согласии на ЗСТ, так как, напомним, украинские министерства положили свои договоренности в основу украинской позиции на переговорах по ОРИ и ЕЭП. Другими словами, Москве как бы говорят: если вы не согласитесь, то мы будем вступать в ВТО самостоятельно.

Расчет Украины тут, во-первых, и на то, что победа англо-американской коалиции над Ираком и переход под контроль США нефтяных запасов завоеванной страны приведут к общему снижению, например, цен на нефть, что автоматически уменьшает украинскую зависимость от российских энергоносителей. Это также автоматически укрепляет позицию Украины на любых переговорах с Россией, если речь касается вопроса энергоносителей. Во-вторых, Украина рассчитывает на то, что участие на стороне союзников в гуманитарной миссии операции по уничтожению режима Саддама Хуссейна поможет ей в разблокировании отношений со странами Запада и, в первую очередь, в вопросе евроинтеграции. Или во все том же вступлении в ВТО.

В полной мере все вышесказанное касается и других аспектов договоренностей по ОРИ и ЕЭП. В частности, планов создания единой валюты на территории стран ОРИ. Пример создания единой валюты в союзе России и Белоруссии – тому подтверждение: разговоры о переходе Белоруссии на российский рубль длятся уже несколько лет, но никаких реальных шагов по воплощению этого плана в жизнь не было сделано. Потому что это невыгодно для России, ибо подрывает курс российского рубля. Равно как Москве сейчас невыгодно и создание ЗСТ с автоматическим понижением цен на свои энергоносители. Это приведет к падению ее нынешних доходов в виде нефте- и газодолларов.

Единственное, что может реально превратить слова об ОРИ о ЕЭП в реальность и «союз 4-х» в реальную геополитическую силу регионального масштаба, – это реальное создание ЗСТ. ЗСТ фактически восстановит в новых условиях основной народнохозяйственный комплекс бывшего СССР (без стран Прибалтики). И главная опасность для тех, кто не хочет создания ОРИ и ЕЭП, заключается в том, что если все равно произойдет падение цен на нефть, то Москва может захотеть в этих условиях хотя бы получить политические дивиденды в виде создания подконтрольного себе регионального объединения на постсоветском пространстве. Такое вполне возможно, ибо не только страны СНГ зависят от России, но и российская экономика, не связанная с энергоносителями, также зависит от экономик других постсоветских стран, в частности, от экономики Украины.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам