Нефтяная карусель

Что-то творится вокруг российского нефтяного гиганта «ЛУКойл», имеющего грандиозные планы в отношении Украины. Сначала «ЛУКойл» проигрывает борьбу за польские АЗС и отказывается от покупки «Славнефти», потом Ирак выставляет компанию с богатейшего месторождения Западная Курна, наконец, Вагит Алекперов объявляет о продаже своего танкерного флота. Плюс находят тело похищенного отца вице-президента ОАО Вагита Шарифова. И все это в течение одной недели. При этом акции «ЛУКойла» на мировых биржах растут с бешеной скоростью, а сам он делает впечатляющую покупку: одесскую нефтегавань.

Хроника событий в порядке убывания

12 декабря правительство Ирака в одностороннем порядке аннулировало договор с российской нефтяной компанией «ЛУКойл» о совместной разработке богатейшего нефтегазового месторождения Западная Курна (предполагаемый объем добычи – 30 млн. тонн нефти в год). Письмо о разрыве договора за подписью министра нефтяной промышленности Ирака президенту «ЛУКойла» Вагиту Алекперову было обнародовано в Лондоне.

За час до того, как в лондонском Сити было оглашено письмо, в Тетри-Цкаройском районе Грузии на дороге Болниси – Казрети было обнаружено тело 70-летнего Сади Шарифова – отца вице-президента «ЛУКойла» и шефа департамента сбыта нефтепродуктов Вагита Шарифова, похищенного две недели назад из собственного дома в селе Пантиани Дманисского района Грузии. О случившемся «лукойловцев» проинформировал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, выразив соболезнование родным и близким погибшего. На момент, когда готовился этот материал, причина смерти Сади Шарифова не была установлена: по одной информации, у него не выдержало сердце, по другой – Сади Шарифов был убит. Выкуп за него так и не попросили.Напомним, что по последним данным, похищенная в Абхазии месяц назад мать вице-президента «Славнефти» Джумбера Ткебучавы Елена Ткебучава жива.

11 декабря польский концерн «PKN Orlen», помешавший недавно «ЛУКойлу» стать совладельцем НПЗ «Rafineria Gdanska», вырвал у российской компании еще один лакомый кусок. На этот раз речь идет о целой сети АЗС в Германии. В Гамбурге была оглашена информация о подписании договора между крупнейшим в Польше нефтеперерабатывающим концерном «PKN Orlen» и компанией «British Petroleum», владеющей 800 немецкими АЗС. По условиям соглашения, поляки покупают 440 автозаправок, расположенных на севере Германии и работающих под торговой маркой «Aral», за $300 млн. Хохма в том, что купить эти заправки собирался «ЛУКойл»: с этой целью в октябре он создал в Гамбурге собственную «дочку» «LUKOIL Hamburg GmbH», которой и предполагалось поручить операции на бензиновом рынке Германии. Ничто не предвещало проблем, как вдруг появился старый-новый соперник «ЛУКойла».

Еще в середине сентября 2002 глава «PKN Orlen» Збигнев Врубель выступил против участия «ЛУКойла» в приватизации польского НПЗ «Rafineria Gdanska» и принадлежащей ему сети АЗС. На долю НПЗ приходится около 20% бензинового рынка страны. Затем Врубель переманил на свою сторону британскую «Rotch Energy», в союзе с которой «ЛУКойл» и собирался приобрести у польского правительства 75% акций «Rafineria Gdanska». Объединившись, «PKN Orlen» и «Rotch Energy» практически лишили «ЛУКойл» шансов на захват хотя бы части бензинового рынка Польши. И вот теперь новый удар. Впрочем, дело «ЛУКойла» пока не проиграно окончательно ни в Польше, ни в Германии. Компания уже объявила о том, что предпримет еще одну попытку выкупить 75% акций «Rafineria Gdanska» в альянсе с местной компанией «Konsorcjum Gdanskie Petroleum Station», владеющей крупной сетью АЗС. Обе компании предлагают за акции Гданьского НПЗ около $251 млн., что существенно меньше $300 млн. от «PKN Orlen» и «Rotch Energy». В любом случае, для российского гиганта ситуация крайне неприятная.

10 декабря глава компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов прибыл в Калининградскую область, где подписал договор о сотрудничестве между администрацией области и компанией по развитию нефтедобычи на шельфе Балтийского моря (месторождение Д6, или «Кравцовское»). Дочернее предприятие компании «ЛУКойл-Калининграднефть» ведет здесь строительство морской платформы для добычи до 700 тыс. тонн нефти ежегодно в 22 километрах от национального заповедника «Куршская Коса».

9 декабря появилось сразу три информации, две из которых касаются Украины. Самая интересная из них, что украинский партнер «ЛУКойла» ильичевское ЗАО «Синтез Ойл», которое в свое время продало россиянам Одесский НПЗ, решило избавиться от большинства активов в нефтяной отрасли и сосредоточить усилия на финансовом рынке (АКБ «Мортрансбанк») и перевалке железнодорожных партий сжиженного газа. В результате ильичевская компания продала свою долю в нефтеперевалочном комплексе Одесского морского порта, оборудования Одесской нефтегавани; ОАО «Одессанефтепродукт» (более 100 АЗС и 18 нефтебаз в Одесской области) и 49% акций cовместного предприятия «ЛукСинт-S» (8 АЗС) и другие активы. В качестве сторон сделки по продаже нефтяных активов ЗАО фигурируют кипрские компании «Medbrokering» и «Karlak Particip-ations». По данным экспертов нефтерынка, сумма сделки составила $250 млн.

В тот же день киевский офис «ЛУКойл-Украина» заявил о планах «глубокой экспансии» на украинский нефтерынок: в 2003 году сеть фирменных АЗС должна увеличиться до 250 (в настоящее время – 160 АЗС в 14 областях).

Наконец, вечером стало известно намерение «ЛУКойла» продать свой танкерный флот: 10 нефтеналивных танкеров арктического класса грузоподъемностью 15 и 20 тыс. тонн. Они должны были сыграть важную роль в увеличении нефтедобычи компании в Тимано-Печорском регионе на севере России. С помощью этих танкеров компания намеревалась наладить экспорт нефти в Европу через собственный морской терминал.

Видимо, в последнее время планы «ЛУКойла» поменялись по двум причинам. Во-первых, немецкие АЗС перекупили поляки; во-вторых, есть информация, что компания намерена осуществить гораздо более амбициозный проект по экспорту нефти в страны Северной Америки через северный порт Мурманск. Для обслуживания этого направления требуются танкеры гораздо большей вместимости – порядка 300 тыс. тонн. В этой связи построенные танкеры теряют свое стратегическое значение.

Все не так уж плохо?

Со стороны все происходящее выглядит невесело. Но акции нефтяного гиганта растут не по дням, а по часам: совокупная стоимость портфеля фондов «ЛУКойла» за прошедшую неделю увеличилась на 0,9%. Притом, что у главного конкурента – «Сибнефти» Бориса Абрамовича, перехватившего у компании Вагита Алекперова контроль над «Славнефтью», отмечено снижение на 3,45%. Еще одной приятной новостью стало то, что международное рейтинговое агентство «Standard&Poor;’s» повысило долгосрочный рейтинг «ЛУКойла» с B+ до ВВ-, а результат продажи 5,9% госпакета акций «ЛУКойла» на Лондонской фондовой бирже превзошел все ожидания. Довольный премьер-министр РФ Михаил Касьянов, потирая руки, заявил, что сбыт акций «ЛУКойла» позволит пополнить финансовый резерв страны на $775 млн.

Вне сомнения, всезнающие лондонские брокеры не могли не пронюхать, что Ирак выставит «ЛУКойл» (основательно «присосавшийся» к тамошним нефтяным скважинам), а поляки перейдут дорогу при покупке немецких АЗС. Но оба эти фиаско их не смутили, что наводит на мысль о существовании какой-то скрытой международной игры, в которой «ЛУКойл», судя по росту его рейтингов, не проигрывает. Более того, логично предположить, что изгнание из Ирака связано с достижением какого-то важного соглашения на территории США: именно это обстоятельство могло так злить Хусейна.

А соглашение может быть только одно: уже год «ЛУКойл» облизывается на проект нефтяной экспансии России в Америку, отбиваясь от конкурентов «ЮКОСа», ТНК и «Сибнефти».

В конце ноября прошла информация, будто руководители «ЛУКойла», «ЮКОСа», ТНК и «Сибнефти» объявили о том, что решили не ссориться и создавать проект нефтеэкспортного маршрута для поставки нефти «Urals» в США вместе. Нефтяники собираются построить по меньшей мере 2500-километровый трубопровод из Западной Сибири до Мурманска, где море не замерзает и можно загружать крупнотоннажные танкеры. Такие большие суда, принять которые не может никакой другой российский порт, позволяют снизить транспортные издержки, и поставки российской нефти в США становятся рентабельными. По предварительным расчетам, проект (труба плюс нефтетерминал в Мурманске, способные пропускать более 60 млн. т в год) потребует $3,4-4,5 млрд. инвестиций. Теперь к «проекту четырех» присматривается американская корпорация «ConocoPhillips» – “подружка” известной американской компании «Atlantic Richfield Company» (ARCO), которая, по сведениям торговой палаты США, владеет 40% акций «ЛУКойла».

Короче говоря, все сводится к тому, что Алекперов все-таки сумел осуществить заветную мечту нефтяного покорения Америки. Кстати, «ЛУКойл» – единственный российский нефтепроизводитель, заправляющий машины американцев в 13 штатах: в 1998 году, купив тамошнюю компанию «Getty Petroleum Marketing Inc.», он заполучил 1260 бензоколонок на северо-востоке США.

К тому же «подозрительное» решение о продаже танкерного флота было принято вслед за приятной новостью о продаже 10%-го пакета акций в каспийском проекте «Азери–Чираг–Гюнешли». Комментируя это событие, президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Натик Алиев сказал, что российская компания уже обратилась к азербайджанским властям с просьбой о расширении площади блока Ялама, где планируется разведочное бурение. Положительный ответ на просьбу «ЛУКойла» зависел от продажи 10%-ой доли в разработке «Азери–Чираг–Гюнешли».

Таким образом, становится ясно, что «ЛУКойл» в любом случае отказался бы от участия в борьбе за «Славнефть» и уступил ее «Сибнефти». Даже, если бы родители Вагита Шарифова и Джумбера Ткебучавы не были похищены (а то, что эти события взпимосвязаны, в российском нефтебизнесе не сомневается никто). Если для «Сибнефти», которая обладает определенным контролем над руководством «Славнефти» и управляет экспортной деятельностью компании, покупка акций была принципиальным вопросом, то для «ЛУКойла», чей взор уже обращен в Америку, нет. Жаль, что этот момент не был прояснен вовремя, и пожилые люди попали в трагический оборот.

Украинский интерес

Возникает вопрос, как все вышеизложенное влияет на украинскую ситуацию? Влияет напрямую. Делая упор на «азербайджанский вектор» и разрабатывая северные месторождения, компания Алекперова вдруг поняла, что ей может понадобиться украинский нефтепровод «Одесса–Броды». Но не в том направлении (из Черного моря на Бплтийское), как задумывали его недальновидные проектанты, а в противоположном. Во всяком случае, «Версиям» сообщили, что во время московского визита президента Украины был обсужден именно вариант реверсирования нефтетрассы. А для того, чтобы перегружать нефть на танкеры в Одессе, «ЛУКойл» подгреб под себя одесскую нефтегавань вместе с танкерной перевалкой. Похоже, ребята, намечается проект века. Впрочем, не первый раз намечается. Не хотелось бы сглазить…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам