Кабмин на троих

Коалиционное правительство, о необходимости формирования которого так много говорили «большевики» (представители парламентского большинства), создано. Кабинет рожден в суровую зимнюю пору и должен продемонстрировать свою энергетическую, бюджетную и политическую устойчивость. Особо глубокой модернизации правительственного состава не произошло, поскольку компромисс – штука тонкая и не предполагает особо резких «телодвижений». Особенно, когда речь идет о взаимоотношениях с Верховной Радой.

Напомним, что это первый в истории независимой Украины кабинет, созданный в условиях существования виртуальной формы правления – парламентской. В законодательном органе власти образовалось большинство (232 депутата), которое согласовало кандидатуру нового премьера, утвердило его и оказало определяющее влияние на персональный состав правительства. Другими словами, использовалась технология формирования Кабинета министров, характерная для парламентской республики. Напомним, что в украинской Конституции закреплена смешанная, президентско-парламентская форма правления. Как говорится, налицо конфликт конституционной формы и политического содержания. Это первая особенность нового правительства. Резко повышена степень зависимости КМ от парламентского большинства. Недаром же важнейшей характеристикой правительства считается его коалиционность, то есть представительство в кабинете Виктора Януковича членов фракций, несущих за Кабмин политическую ответственность. На данной проблеме следует остановиться более детально.

В состав большинства входят девять фракций:

1. «Партия промышленников и предпринимателей – «Трудовая Украина» (42 депутата);

2. Объединенные социал-демократы (39 парламентариев плюс вице-спикер Александр Зинченко);

3. «Регионы Украины» (37+ первый вице-спикер Геннадий Васильев);

4. «Демократические инициативы» (22);

5. «Европейский выбор» (20);

6. «Аграрии Украины» (17);

7. НДП (16);

8. «Народный выбор» (15);

9. «Народовластие» (15).

Теперь проанализируем, как «девятка» представлена в Кабинете министров. Само собой разумеется, что донецкие фракции («Регионы» и «европейцы») получили максимально возможный уровень представительства. Им достались должности премьера (Виктор Янукович) и первого вице-премьера – министра финансов (Николай Азаров). Если быть точными, то Азаров не совсем донецкий, но формально он прошел по квоте именно этого региона. Глава Кабмина, первый вице и министр финансов – совсем не плохой результат. По суммарной ценности кабминовских должностей «доны» доминируют. Такие люди, такие полномочия…

На второй позиции находятся объединенные социал-демократы, в кабминовскую квоту которых входят должности вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу (Виталий Гайдук), министра образования (Василий Кремень), министра труда и социальной политики (Михаил Папиев), министра транспорта (Григорий Кирпа).

Третье место по уровню, скажем так, правительственной репрезентативности занимает фракция «ППУ – «Трудовая Украина». Союз промышленников и «трудовиков» представлен в кабинете Януковича Дмитрием Табачником (вице-премьер по гуманитарным вопросам), Валерием Хорошковским (министр экономики), Анатолием Мялицей (министр промышленной политики).

Четвертую позицию в условном рейтинге фракционного присутствия занимают аграрии Екатерины Ващук, которые контролируют весь сельскохозяйственный блок КМ. Иван Кириленко является вице-премьером по вопросам АПК, а Сергей Рыжук – министр аграрной политики.

На пятом месте в «коалиционном рейтинге» народные демократы Валерия Пустовойтенко, которым достались посты министров культуры (Юрий Богуцкий) и охраны окружающей природной среды (Василий Шевчук). Вот, собственно говоря, и все, что на данный момент известно о фракционном представительстве «большевиков».

Пока остаются «неидентифицированными» три правительственных чиновника: министр топлива Сергей Ермилов, министр по чрезвычайным ситуациям Григорий Рева и министр здравоохранения Андрей Пидаев. Официально не объявлено, по каким фракционным квотам эти товарищи попали в Кабмин Януковича. Можно лишь предположить какова политическая ориентация новых министров. Ермилов известен как человек Виталия Гайдука, и его можно зачислить в когорту славных сынов «угольного региона». Пидаев вообще прибыл из Крыма и, по данным экс-спикера парламента автономии Леонида Грача, близок к крымской группе Льва Миримского. Что же касается Ревы, то он или днепропетровец, или социал-демократ (отец футболиста киевского «Динамо»). Третьего, как говорится, не дано. Кроме временно внекоалиционной министерской «тройки», в новом КМ есть четыре министра, которые прошли в правительство по президентской квоте: министр юстиции Александр Лавринович, министр обороны Владимир Шкидченко, министр внутренних дел Юрий Смирнов и министр иностранных дел Анатолий Зленко.

Итак, подведем коалиционные итоги. Во-первых, из девяти фракций парламентского большинства три группировки («Демократические инициативы» Степана Гавриша, «Народный выбор» Николая Гапочки и «Народовластие» Богдана Губского) не получили посадочных мест в КМ. Не исключено, что на кабминовских неудачников «повесят» три неидентифицированных кресла, но это не уменьшит горечь поражения. Люди претендовали на гораздо более высокие места и тут такой облом. «Обломался» и лидер НДП Валерий Пустовойтенко, который скромно хотел быть первым вице-премьером. Неудачники уже начали мстить «большевикам». Так «Деминициативы» и «Народный выбор» фактически завалили утверждение Сергея Тигипко в должности главы НБУ. Что и говорить: неудовлетворенные люди – страшные люди.

Во-вторых,
в правительстве Януковича возник феномен «неопределенной коалиционности». Например, Виталий Гайдук стал тэковским вице-премьером по квоте объединенных социал-демократов, хотя он является донецким. Причем, в большей степени, чем Николай Азаров, который тоже как бы представляет «угольный регион». Сергей Ермилов вместе с Виталием Гайдуком образуют единый «энергетический блок», основанный на представительстве «донов». Таким образом, объединенные социал-демократы частично «перепродали» донецким свою фракционную квоту.

В-третьих,
коалиционность кабинета Януковича базируется на биполярной политической модели. Донецкие («Регионы Украины») и днепропетровские («ТУ») образуют два правительственных полюса, между которыми пролегает зона, контролируемая киевскими (эсдеки) и «вкраплениями» других группировок.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам