Премьерская отвертка

«Не спрашивай, что сделал для тебя премьер Виктор Янукович. Лучше подумай, что ты можешь для него сделать». Это сегодня актуальный лозунг для парламентского большинства, пытающегося сформировать коалиционный Кабмин при наличии потенциально (да и не только) сильного премьера. Время «правительства компромиссов», возглавляемого Анатолием Кинахом, закончилось. Многие в ВР насвистывают забавный мотивчик, в который чудесно вписываются слегка измененные слова из совершенно идиотского хита: «Люби меня по-донецки, раз это так неизбежно…»
После утверждения Виктора Федоровича премьер-министром вырисовались следующие сценарии развития политической ситуации в стране.

«Сильный премьер и квазикоалиционное правительство». Абсолютное большинство украинских политиков считают Януковича сильной личностью. Некоторые намекают, что его сила в «донецких корнях», но, тем не менее, признают: и в Киеве новый глава КМ способен на многое. Даже несмотря на то, что, по определению, он не сможет «насытить» правительство представителями своей команды. Кадровая борьба между парламентским альянсом из девяти фракций (большинство) и Януковичем должна закончиться вничью. Виктор Федорович не должен с самого начала нарушать весьма шаткие правила игры: «парламентское большинство формирует КМ». Следует создать хотя бы видимость представительства в новом составе правительства основных политических группировок. В таком случае «глубина» кадрового реформирования Кабинета министров будет относительно невелика. Не исключено, что возникнет биполярный Кабмин: на одном «полюсе» – донецкие, на другом – все остальные. Главной особенностью такой политической конструкции является то, что премьер – самодостаточная фигура. В случае с Анатолием Кинахом была реализована модель «компромиссный глава КМ, поддерживаемый влиятельной политсилой». С Януковичем такой номер не проходит. Он сам является активным игроком, опирающимся на поддержку донецкого региона. Другими словами, у него априори больше средств и возможностей для того, чтобы делать относительно самостоятельные шаги.

Кроме того, и большинство в Верховной Раде, и новый премьер-министр загнаны в схему квазипарламентской формы правления. Напомним, что Анатолия Кинаха уволили с беспрецедентной формулировкой: «во имя политической реформы». В ВР возникло парламентское большинство, которое готово взять на себя ответственность за состояние дел в стране. Оно (большинство) реализовало свою ответственность в форме коалиционного правительства во главе с Януковичем. Не следует забывать и то, что после формирования нового Кабмина президент пообещал провести совещание с целью обсуждения дальнейшего хода политической реформы, объявленной 24 августа 2002 года. Смысл реформы, которая предусматривает и конституционную модернизацию – усиление роли парламента и, соответственно, Кабинета министров. Другими словами, предполагается, что правительство выйдет на новый уровень властных полномочий и, соответственно, новый уровень ответственности.

«Янукович и новая система сдержек и противовесов». В упрощенном виде система сдержек и противовесов сводится к следующему: администрацию президента возглавляет сильный политик Виктор Медведчук (лидер объединенных социал-демократов), Национальный банк должен перейти в управление Сергею Тигипко (представитель естественных «географических конкурентов» Виктора Януковича). «Треугольник» Янукович–Медведчук–Тигипко представляет собой первый уровень новой системы противовесов.

Второй уровень – это парламентское большинство (ПБ), которое должно превратиться в пропремьерское. Учитывая уровень единства «большевиков», можно прогнозировать сложный характер взаимоотношений нового коалиционного Кабмина и ПБ. Несмотря на «кооптацию» некоторых «большевиков» в правительство, рассчитывать на однозначную поддержку парламента Виктору Федоровичу не приходится. Поэтому отношения между ПБ и Кабмином – это следующий уровень системы сдержек и противовесов.

Третий уровень, о котором почему-то забывают, базируется на институте государственных секретарей. В свое время планировалось, что данный институт позволит гарантировать стабильность работы Кабинета министров при частных сменах премьеров и министров. Но реализовать данную идею в полном объеме не удалось. Тем не менее, ничто не мешает активизировать систему госсекретарей. Последствия – ограничение «контура» властных полномочий КМ по вертикали: управленческий сигнал доходит до определенного уровня, а затем гасится.
Четвертый уровень системы сдержек формируют силовики, которые выведены за рамки «правительственной ротации». По-моему, комментарии излишни.

И, наконец, пятый уровень. Его основой является оппозиция, отказавшаяся проголосовать за утверждение Виктора Януковича. Поскольку Виктор Федорович является сильным игроком, то оппозиционерам, в первую очередь, пророссийской силе национал-демократической ориентации («Наша Украина») придется сконцентрироваться именно на нем.

«Новый премьер и третья сила».
Знаете, в чем заключается потенциальная слабость сильного премьера? Его «вписали» в весьма специфическую модель деятельности «парламентское большинство – правительство». Работать в такой системе политических координат возможно только на основе затратной технологии. Все чего-то хотят, со всеми приходится договариваться, за все надо отвечать. А тут еще «Наша Украина», возможное продолжение акций оппозиции и все такое… Наверное, непросто действовать в таких условиях. Чем дольше пребывание в должности, тем больше затрат. Тем временем, за спиной премьера могут формироваться новые конфигурации, благо база для таких «телодвижений» уже существует.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам