Начальник финансов

Премьер Анатолий Кинах сделал свой ход в сложной и запутанной политической игре. Он обратился к президенту с ходатайством о «срочном кадровом усилении руководства Национального банка». Если говорить проще, Кинах попросил Леонида Кучму уволить главу НБУ Владимира Стельмаха. Такое развитие событий мы прогнозировали давно и даже называли кандидатуру наиболее вероятного преемника Стельмаха. Это Сергей Тигипко, лидер фракции «Партия промышленников и предпринимателей – «Трудовая Украина». Однако неожиданностью является то, что с инициативой о смене главного финансиста страны выступил не президент, а премьер.

Для начала немного истории. Нынешний глава НБУ Владимир Стельмах почти два года руководил работой центрального банка страны. 13 января 2000 года президент внес на рассмотрение Верховной Рады его кандидатуру, а 21 января, в разгар «бархатной парламентской революции», депутаты проголосовали за его утверждение. С самого начала планировалось, что Стельмах будет переходной кандидатурой. Другими словами, он должен был по определению уступить свое место другому. В пользу такой версии свидетельствует солидный, предпенсионный возраст главного финансиста страны – в январе 2003 года ему исполнится 63 года. Владимир Стельмах – это креатура Виктора Ющенко. В конце 1999 года Виктор Андреевич отправился на повышение (премьерство), и президент как бы предоставил ему определенную кадровую свободу. Виктор Андреевич воспользовался случаем, и в результате топливно-энергетический комплекс стала курировать Юлия Тимошенко, а «вечный» Стельмах, который трудился в НБУ еще со времен работы тандема Вадим Гетьман – Виктор Ющенко, стал «наследником» Виктора Андреевича. Во времена работы «мессии» в НБУ они разыгрывали спектакль «добрый и злой следователь». Когда необходимо было принять драконовское решение, касающееся деятельности коммерческих банков, то Ющенко, как правило, отправлялся в длительную зарубежную командировку, а телеграмму с неприятными распоряжениями подписывал Стельмах. Потом Виктор Андреевич возвращался, хлопал ресницами и делал вид, что не в курсе. В общем, берег свой «банкирский имидж» в неприкосновенности. И после ухода «мессии» из НБУ костяк нацбанковской команды составляли кадры, подобранные Гетьманом и доставшиеся в наследство Ющенко. Для чего нужно так подробно все это описывать? Да для того, чтобы более рельефно (выражение «мессии») обозначить следующие позиции:

* Стельмах – креатура Ющенко и, следовательно, Виктор Андреевич упрется рогом, но не даст своей фракции голосовать за его отставку;
* до последнего времени в НБУ действовала команда Виктора Андреевича, и этот институт практически все эти годы был выведен из зоны серьезной критики. Нацбанку прощалось практически все, в том числе и кризис комбанка «Украина», в результате которого в неизвестном направлении исчезло полмиллиарда гривен. Единственная попытка навести порядок в этой сфере была предпринята в октябре 1998 года, когда в парламенте была создана следственная комиссия по НБУ, возглавляемая Виктором Сусловым. Виктор Иванович накопал достаточно для того, чтобы, по крайней мере, поставить вопрос об отставке Виктора Ющенко с должности руководителя Нацбанка. Но для Виктора Андреевича все закончилось очень хорошо. За исключением, пожалуй, минут, проведенных на парламентской трибуне под градом неприятных вопросов народных депутатов. Через полчаса Ющенко повернулся спиной к залу и тихо попросил у ведущего заседания прекратить «прения». «Я уже не могу», – сказал побледневший Виктор Андреевич.

Стельмах продолжил дело Ющенко. Хотя, точнее, продолжил делать то, что делал. Без существенной коррекции курса. Он, похоже, знал, что скоро надо будет уходить. Впервые разговоры о возможной отставке главы НБУ пошли летом 2001 года. В июне прошлого года президент Леонид Кучма даже был вынужден выступить с официальным опровержением «отставочных слухов». По его словам, «многие претендуют на должность руководителя Нацбанка, однако никто не может сравниться со Стельмахом по ответственности и знанию банковского дела». «Я этого человека знаю с 1992 года и доверяю ему. Он на должности главы НБУ глупостей не сделает, как это делалось до того», – подчеркнул Леонид Данилович. Что же касается «глупостей», то он намекал на Виктора Ющенко. Виктор Андреевич действительно продемонстрировал, как с помощью НБУ можно удачно стартовать в большую политику. Теперь, похоже, подобной технологией воспользуется Сергей Тигипко. Он человек, не чуждый банковской деятельности. Скажем больше – далеко не новичок в этой сфере, достаточно вспомнить «Приватбанк». В отличие от Ющенко, Сергей Леонидович больше ориентирован на Европу, чем на США. Кроме того, он является лидером политической партии, что уже создает достаточно неплохие перспективы для старта. Напомним: у Ющенко никакой партии не было. Сегодня в его распоряжении находится сборная «солянка» из структур национал-патриотической ориентации, которой он пытается придать пророссийскую направленность.

Прежде чем анализировать шансы на утверждение Сергея Леонидовича, следует упомянуть еще о некоторых политических нюансах.

Во-первых, как мы уже писали, с инициативой об отставке Стельмаха выступил премьер-министр. В соответствии с Конституцией, это сфера полномочий президента и парламента. Глава государства подает представление об увольнении главы НБУ, а ВР дает согласие. Примерно такая же процедура и назначения «начальника финансов»: президент подает представление, а депутаты дают (или не дают) согласие на назначение руководителя Нацбанка. В данном же случае премьер Анатолий Кинах не совсем корректно вписался в отставочный процесс. Некорректно, прежде всего, с политической точки зрения. Все понимают, что правительство сегодня находится под угрозой отставки. В сессионном зале активно рассматриваются кандидатуры трех возможных преемников премьера, из которых пока наиболее реальным претендентом является губернатор Донецкой области Виктор Янукович. В таких условиях инициатива с отставкой главы НБУ будет интерпретирована оппозицией как попытка вести определенный политический торг. Естественно, в первую очередь «взвоют» представители «Нашей Украины». Так и произошло. Достаточно, например, послушать Виктора Пинзеника. Кроме того, финансисты, как правило, очень чувствительны к сменам руководства такого уровня. Когда, например, формировался Совет НБУ, то многие с таким напряжением следили за процессом, что аж зубы сводило. А как бегал по сессионному залу Петр Порошенко, который стремился заполучить место в этой достаточно теплой структуре! Как молодая, но слегка располневшая лань. Орел, одним словом…

Поэтому удивляться негативной реакции банковского сектора на представление премьера не приходится. Начинают пугать обвалом гривны, кризисом доверия и прочими страшными вещами. «Нашеукраинцы», как один, говорят о реализации схемы «премьер без НБУ». Дескать, речь идет о незамысловатой комбинации: если главой правительства становится Виктор Янукович, то ему в противовес назначается новый глава центрального банка страны. Схема проста – «донецкие» уравновешиваются «днепропетровскими». Но это упрощенный взгляд на проблему. Спрашивается: а зачем Кинаху ввязываться в такие расклады? Ведь он, по сути, подыгрывает донецким, которые ставят своего премьер-министра. Наиболее логичное объяснение подобного поведения премьера заключается в том, что предоставляет президенту алиби. Не глава государства, а глава правительства является инициатором отставки руководителя Нацбанка. Леонид Данилович просто соглашается с аргументированной просьбой Анатолия Кирилловича. В данную версию не вписывается нынешнее поведение главы правительства. Он четко заявил, что не собирается подавать в отставку. Впрочем, решение данного вопроса находится вне сферы компетенции Кинаха.

Более вероятной является версия о том, что Анатолий Кириллович стремится сохранить свою должность. В таком случае, «зачистка» НБУ – это расплата за парламентскую поддержку фракций СДПУ(о) и «Трудовая Украина». Напомним, что именно данные структуры повторно выдвинули Кинаха в премьеры. Более того, Сергей Тигипко отказался участвовать в «премьериаде», хотя его кандидатура постоянно была на слуху. Возникает вопрос: а что могут решить две фракции? Разве они в состоянии обеспечить «несмещаемость» Анатолия Кирилловича? Конечно же, нет. Но проблема заключается в другом: прежде чем обсуждать кандидатуры преемника Анатолия Кирилловича, следует еще освободить кресло главы КМ. Ведь все политические игры сегодня ведутся при занятом кресле. Президент четко дал понять: он пока не вмешивается в процесс. Вы – большинство, вот и проводите игру от и до: снимайте Кинаха, назначайте своего премьера. А когда станет вопрос о парламентской отставке Анатолия Кирилловича, то голоса фракций «Трудовой Украины» и СДПУ(о) могут стать решающими. Почему? По-прежнему работает принцип «лучше Кинах, чем…(далее можно подставить одну из заявленных кандидатур)». Поэтому, например, «Нашей Украине» очень сложно будет голосовать за отставку Анатолия Кирилловича, поскольку тогда может прийти Виктор Федорович…

Во-вторых, неясно, какое еще решение примет президент. Он пока не подписал представление на увольнение Стельмаха. Как всегда, глава государства держит основных игроков в напряжении, поскольку именно от его позиции зависит развитие нацбанковской интриги.

Теперь интересный вопрос: найдет ли поддержку кандидатура Сергея Тигипко в сессионном зале? На данный момент другие серьезные кандидатуры не рассматриваются. Их просто нет. Шансы Сергея Леонидовича можно оценить следующим образом: скорее да, чем нет.

«За», возможно, будут голосовать представители всех фракций большинства за исключением (пока) «Регионов Украины». Донецкие в настоящее время занимают достаточно интересную позицию. Они выступают за «пакетное» утверждение кандидатуры главы НБУ и премьера. Другими словами, регионалы не очень рассчитывают на искренность большинства. Опасаются, что их могут обмануть. «Трудовая Украина» и другие заинтересованные фракции, наверное, станут настаивать на решении проблемы НБУ до голосования по премьеру. Дескать, сначала определимся по данному вопросу, а потом посмотрим. В принципе, «трудовики» играют достаточно чисто и по принципиальным вещам обычно не нарушали достигнутые договоренности. В общем, пока ситуация достаточно непростая. Слишком много взрывоопасных процессов одновременно «наложились» друг на друга: «премьериада», коалиционное правительство, бюджетный процесс, распределение парламентских должностей между членами большинства и, наконец, замена руководства Нацбанка. Оппозиция стала говорить о парламентском, правительственном и финансовом кризисах. Плюс еще «кольчужный скандал». Много всего, много. Но, как известно, именно в мутной воде можно поймать здоровую рыбу.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам