Оружейная революция

На прошлой неделе Леонид Кучма подписал указ, согласно которому все рычаги влияния в отношении контроля над экспортом вооружений и операциями получает администрация президента, где создается соответствующий отдел. Кроме того, указ предусматривает изменения в процедуре назначения руководства государственной компании по экспорту вооружений «Укрспецэкспорт». Специалисты уже назвали нововведение «оружейной революцией»…

Вместо предисловия

Новый отдел будет функционировать в структуре главного управления администрации президента по вопросам судебной реформы, деятельности военных формирований и правоохранительных органов, который возглавляет заместитель главы АП Николай Билоконь.

Кроме того, поговаривают, что в соответствии с новым указом, кандидатуры на посты в руководстве компании «Укрспецэкспорт» должны согласовываться с главой администрации президента. Ранее эти полномочия относились к компетенции секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Другими словами, теперь назначать главного оружейника будут с легкой руки Виктора Медведчука, а не с подачи Евгения Марчука. Сам Марчук скромно заявил, что был одним из инициаторов выделения комитета военно-экспортного контроля в отдельную структуру. Хотя в свете истории с «туринским процессом» и порученной Евгению Кирилловичу разбираловки с «Кольчугами» переход рычага влияния в руки главы АП не стал для него подарком… Это что касается вопроса нормативного урегулирования назревшей до очевидности проблемы. Если же перейти к причинам такого шага Леонида Даниловича, то главная из них заключается в том, что никто точно не знает, что представляет собой оружейный рынок Украины вообще. Дело в том, что, по мнению специалистов, существуют минимум три условных рынка: продажи старого советского вооружения со складов минобороны (легальный и теневой); выпуска и продажи современного вооружения (тоже легальный и теневой), а также научных разработок (официальных и подпольных). После того, как Кабмин пару лет назад позволил частным фирмам заниматься разработкой стрелкового оружия, лаборатории смертоносной продукции не скрываясь работают по всей Украине (в т.ч. под Киевом). Незадолго до гибели в автокатастрофе глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малев предложил в качестве выхода из сложившейся ситуации создать транснациональную украино-российскую оружейную структуру, подчиненную непосредственно президенту.

А дело его живет…

Если бы 6 марта Валерий Малев не погиб, он бы, скорее всего, стал во главе новосозданной структуры, объединившей под одной крышей все три рынка вооружений (новое, старое и создаваемое), плюс банки, плюс российский капитал. Эта так и не родившаяся структура под условным названием «Национальная акционерная компания (НАК) «Спецэкспорт» имела как сторонников, так и противников. Ярыми противниками подобного холдинга были предприятия ВПК – в первую очередь, харьковский танковый завод им. Малышева, – которые имели внешнеэкономическую лицензию и давно ненавидели «Укрспецэкспорт» с его дочерними фирмами. Сторонниками – давние друзья Малева, россияне (у них изначально действует один концерн «Росвооружение») и отечественный «Укрспецимпэксбанк» (бывший «Банкирский дом»), претендовавший на роль главного банка НАК «Спецэкспорт».

Идея собрать весь оружейный бизнес в одном кулаке впервые была реализована в 1996-ом, когда вышло решение подчинить торговцев оружием «Укрспецэкспорту». При «Укрспецэкспорте» была создана дочерняя фирма с названием «Укринмаш». Кроме них существовала фирма «Прогресс», с которой подписал два контракта главный герой «туринского процесса» Дмитрий Стрешинский и представители которой имели эксклюзивный выход на турецкий танковый рынок. Главное достижение «Прогресса» –пакистанский танковый контракт: 320 танков почти на $700 млн. В конце 1998-го «Прогресс» исчезает с бизнес-арены, а в 1999-ом появляется концерн «Бронетехника Украины», куда включены 34 оборонных предприятия. Возникает конфликт между Малевым и директором харьковского завода Григорием Малюком.

Суть конфликта в том, что «Укрспецэкспорт» обвинил завод в срыве сроков поставок в Иорданию 50 БТР-94 на $5,6 млн. (более, чем на 100 дней), некачественной работе (90 БТР страдали от неисправности масляных фильтров) и подмене новой техники перекрашенной старой. Директор малышевского завода Григорий Малюк в свою очередь обвинил Малева, что срыв поставок произошел из-за несвоевременной оплаты заказа со стороны «Укрспецэкспорта», а проблемы с техникой – из-за неправильной эксплуатации (в контракте «Укрспецэкспорт» не предусмотрел пункт «обучение специалистов»).

В начале сентября 2001 года иск завода к компании Малева о взыскании 12 млн. грн. поступил в столичный хозяйственный суд. Через несколько дней Кабмин уволил Григория Малюка с занимаемой должности. Накануне отставки Малюк заявил журналистам, что «Укрспецэкспорт» должен сбывать старое «складское вооружение и не мешать предприятиям-спецэкспортерам продавать свою продукцию». Уже в тот момент стало понятно, что два торговца оружием, работающих от лица одной Украины, слишком много. Но будем откровенны: кроме двух упомянутых игроков свой товар предлагает на мировой рынок минобороны. Более того, именно склады, по мнению экспертов, больше всего привлекают «теневиков», торгующих оружием в обход государственных компаний в сфере спецэкспорта.

Понятно, что Малеву и его заместителям это не нравилось. Валерий Иванович был вынужден давать пояснения, когда «Mail and Guardian» обвинила нас в поставках УНИТА оружия через Замбию. И когда возникали другие скандалы и конфликты тоже. Посему, лоббируя создание уже упоминавшейся национальной акционерной компании, Малев планировал сделать ее украино-российской, транснациональной и этим сгладить противоречия между странами, которые вызывают к жизни нехорошие газетные сплетни. Конкуренция, знаете ли, такая штука… Говорят, что во время подписания договора с главой «Рособоронэкспорта» Андреем Бельяниновым он обо всем договорился. Теперь продолжить живучее дело Валерия Ивановича предстоит генералу Билоконю…

Главный контролер

Президент назначил Николая Билоконя начальником управления АП по координации деятельности правоохранительных органов 26 июня 2001 года. Представлял его тогдашний глава администрации Владимир Литвин. На представлении он сказал журналистам, что «это не совсем рядовое назначение, поскольку сегодня стоит задание реформирования правоохранительной системы, и соответствующие предложения нарабатываются…».

Значительный рывок в карьере генерал-лейтенанта Билоконя, который перешел на работу в АП с должности начальника управления внутренних дел в Кировоградской области, наблюдатели объясняли по-разному. Одни приписывали милицейскому генералу хорошие отношения и протекцию со стороны Юрия Кравченко (на тот момент – бывшего министра внутренних дел). Говорили даже, что Кравченко отказался от должности в аппарате АП в пользу Билоконя, посчитав такое назначение слишком скромным для себя. Другие осведомленные лица говорили о том, что кандидатуру Билоконя предложил Литвин. Третьи вспоминали проведенное генералом в Кировограде задержание городского мэра Александра Никулина. Правоохранители объявили тогда о взятии мэра «с поличным» в момент передачи ему неким предпринимателем взятки в размере $5000.

Как бы там ни было, но именно Билоконь будет отвечать за специфическую сферу контроля над экспортом оружия и выдачи специальных лицензий на это дело. Как уточнил «Версиям» осведомленный источник, за лицензиями торговцы оружием будут по-прежнему обращаться в «Укрспецэкспорт», но без визы Билоконя разрешение им выдаваться не будет. Таким образом, генерал сможет полностью отслеживать и концентрировать у себя информацию, что и куда продают украинские оружейники. И, следовательно, – держать в курсе президента и главу его администрации. При этом заходить с докладом к секретарю СНБО он не обязан. А чтобы не возникало конфликтов между Билоконем и главой «Укрспеца», его кандидатура будет предложена президенту именно главой АП, а не премьер-министром.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам