Милицейская история

Пока журналисты рыскают в поисках подтверждения сенсационного слуха о том, что Николай Джига задержан (не путать с арестован) своими же коллегами, министр внутренних дел, наверняка, находится в глубоких раздумьях о судьбе должности начальника ГУБОПа: самого влиятельного и престижного кресла в милицейской системе. Как известно, Леонид Кучма освободил Николая Джигу только от должности первого заместителя госсекретаря МВД за непрофессионализм. Вторую точку в этой скандальной истории, согласно табели о рангах, может поставить лишь Юрий Смирнов, у которого сложились довольно непростые отношения с начальником главка…
Взлеты и падения

Во времена министерствования Юрия Кравченко Николай Васильевич Джига считался одним из самых влиятельных представителей милицейской элиты. Он родился в Винницкой области, но почти все время работал в Киевской: Макаровский район (следователь), Фастовский, Вышгородский (начальник райотдела). Руководил областной милицией Киева. Потом, когда Юрий Кравченко стал министром, работал на его родине: три года командовал кировоградским УВД. Оттуда в 1998-м пришел на должность первого зама и начальника УБОПа МВД. То, что Джига приехал из Кировограда, и то, что быстро сдружился с министром Кравченко, породило в журналистских кругах слух о «землячестве», не соответствующий в полной мере действительности. Но, несмотря на этот слух, а также на отсутствие ораторских способностей (эта черта особенно ярко проявилась «благодаря» делу Гонгадзе), начальник УБОПа был довольно популярен в милицейских кругах и одно время считался претендентом на пост министра. Наиболее активно эта тема обсуждалась в октябре 2000 года, когда Джига был назначен первым заместителем министра внутренних дел.

По мнению знающих людей, Джига не примыкал ни к одной политической группировке и держался «на плаву» благодаря теплым отношениям с министром и выверенной линии поведения. Он может рассказать уместный анекдот. Продемонстрировать хорошие манеры и французскую парфюмерию (от Джорджио Армани). И вообще произвести впечатление человека, который мыслит современно. Например, ему принадлежит мысль о необходимости активизировать работу криминальной разведки, усовершенствовать систему сбора и анализа развединформации и т.д.

Достижения и просчеты начальника главка примерно уравновешиваются. Считается, что именно Джига в свое время «закрыл» Бориса Савлохова, «прикрутил» деятельность целого ряда криминальных авторитетов и почти нащупал заказчиков убийства начальника ЮЗЖД Бориса Олийныка.

Вместе с тем оппоненты главного «убоповца» упрекали его в том, что, вычислив заказчиков и исполнителей убийства генерального директора «Нефтехимика» Вадима Борисова (как известно, кременчугского бизнесмена в сентябре 2000 года вывезли в лес и забили кувалдой после получения астрономического выкупа в $2 млн.), «убоповцы» не сумели спасти самого нефтеторговца. И что возглавляемая Джигой опергруппа так и не добилась заметных результатов в поиске убийц Гии Гонгадзе.

Влияние Николая Васильевича заметно ослабло после того, как в марте 2001 года пост министра занял Юрий Смирнов. В октябре 2001 года бывший начальник ГУБОПа стал ведать министерскими кадрами (скромно и без претензий), а борьбу с оргпреступностью поручили Михаилу Корниенко. Сенсационное возвращение Джиги в УБОП произошло 27 августа 2002 года: по слухам, с подачи самого влиятельного на сегодня человека в окружении первого лица государства. Вероятно, осознав роль политической протекции в карьерном росте, он сумел заручится поддержкой кого нужно… Фактически два первых заместителя госсекретаря МВД Николай Джига и Михаил Корниенко просто «обменялись креслами». Николай Джига вернулся в ГУБОП, а Михаил Корниенко, занимавший этот пост до последнего времени, остался первым замом госсекретаря МВД без дополнительного портфеля. Но только посвященные в специфику внутриминистерских интриг могли оценить степень неординарности данного события.

История одного конфликта

О том, что в киевской милиции происходят какие-то странные процессы, заговорили уже через пару месяцев после прихода Юрия Смирнова и его многолетнего соратника Юрия Черкасова в руководство киевской милицией. Свыше 200 человек было уволено «по дискредитирующим мотивам», а больше 2000 получили взыскание. На этом «чистка» не только не закончилась, а лишь началась, сея панику в рядах рядового и офицерского составов. В одном из интервью Юрий Эрикович Черкасов сказал (цитата): «Мы эту «чистку», точнее наведение порядка, начали с Троещинского и других рынков города. Все, кто работал там в милиции, будут заменены. Чтоб не сращивались! Некоторые сотрудники годами ничего не делали, неплохо отъелись и чувствовали себя превосходно. Половину уже поменяли, и остальные не удержатся. Это, так сказать, первый этап…».

После внутренней «чистки» прошла наружная: «шерстили» рынки, вылавливали вымогателей, сбытчиков «травы», прочий уголовный элемент. Многих взяли. Но сказать, что после «прочесывания» рынки стали стерильными, я бы не решилась. Хотя бы потому, что такова их природа.

Но не рынки стали сигнальной ракетой, осветившей разногласия в милицейском ведомстве. Поводом оказался расстрел в центре города (на улице Богдана Хмельницкого) джипа, принадлежавшего банку «Геосантрис»: в джипе на тот момент ехал авторитет по кличке «Рыбка», благополучно улизнувший с места преступления.

Так вот, на совещании руководителей МВД, киевского ГУВД и районных администраций, состоявшимся вскоре после инцидента, Юрий Александрович произнес слова, которые до него не говорил ни один милицейский генерал: «Есть факты, которые свидетельствуют о близких отношениях работников УБОПа с представителями криминалитета и даже о создании «крыш» для последних со стороны УБОПа. Именно «убоповцы» информировали бандита «Рыбку» о том, что можно назвать прямой изменой интересам службы. Милиции не удалось найти преступников, имена которых знает весь город. В Киеве 12 организованных преступных группировок, они растут, крепнут, открывают миллионные счета в банках, а их лидеры даже выступают по телевизору…».

У журналистов от такой откровенности перехватило дух. Но неуютнее всего должен был почувствовать себя начальник УБОПа Николай Джига. Ведь именно его подчиненных обвинили в тесных контактах с криминалом. Хотя аргументы в свою защиту у него были: если налаживать агентурную работу, без подобных контактов и обмена информацией не обойтись. Однако дело в другом: сенсационное заявление прозвучало накануне коллегии МВД, где должны были рассматривать кандидатуры на должность первого заместителя министра (вместо разбившегося на спортивном самолете Леонида Бородича). Вследствие чего одна проницательная газета написала, что первый камешек в адрес Джиги (все-таки сменившего Бородича на посту первого зама) сигнализирует «приближение предела власти в МВД». Интрига заключалась и в том, что, «задевая» Джигу, начальник столичной милиции «колол глаза» министру Кравченко. До отставки которого, еще оставалось немало времени.

Что оно будет?

Говорят, что ввязаться в историю с Григоришиным Джигу уговорили некоторые влиятельные бизнесмены, причем без непосредственного участия своих политических друзей. По сути, УБОП впервые в украинской истории принял участия в «стрелке» между двумя враждующими бизнес-группами, на стороне одной из них. Понятное дело, что это недопустимое вмешательство не могло не вызвать широкий общественный резонанс и нанести удар по репутации министра Смирнова. С другой стороны, у него появилась возможность актуализировать вопрос, который пока не решались ставить ни политики, ни милицейские функционеры: о возвращении УБОПа, ставшего слишком самостоятельной структурой, в непосредственное оперативное подчинение милицейскому руководству. Сегодня в Украине райотдел милиции и райотдел УБОПа работают как две параллельные вертикали, одна из которых занимается «уголовкой», бомжами и семейными дебошами, а другая собирает агентурную информацию о бандах, отлавливает авторитетов и при необходимости «шерстит» офисы крупных фирм. УБОПовцы – это белая кость милицейского ведомства. Они почти никого не боятся, но их мощь сама по себе пугает многих. Станут ли кадровые оргвыводы в отношении начальника ГУБОПа (по мнению многих, уже неизбежные), началом структурной революции в системе МВД, пока сложно. Но то, что эта тема сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне – вне сомнения…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам