Родной земли не отдадим ни пяди…

18 октября Азербайджан в одиннадцатый раз отмечает День независимости. В прошлом – бесчисленное количество государственных переворотов, война с Арменией из-за Нагорного Карабаха, гражданская война, кризис в отношениях с Россией, крах экономики. В настоящем Азербайджан переживает относительно спокойные времена. И пытается на все сто использовать шанс, который ему дает каспийская нефть. Каково будущее? Неизвестно. Как неопределенны и перспективы украинско-азербайджанского партнерства. Впрочем, дипломаты настроены оптимистично. В чем и постарался убедить «Версии» посол Азербайджана в Украине Талят Мусеиб-оглы Алиев.

– Господин посол, еще со времен Советского Союза экономика Украины имела очень слабые связи с экономикой стран Закавказья, в частности, с Азербайджаном. Эта ситуация сохраняется, увы, и поныне. Бытует мнение, что изменить ее поможет нефтепровод «Одесса–Броды»: участие Азербайджана в консорциуме по его эксплуатации может укрепить двусторонние экономические отношения. Готов ли Азербайджан войти в консорциум? И если да, то на каких условиях?

– Позволю себе не согласиться с Вами, что сотрудничество Украины и Азербайджана возможно только в энергетическом секторе. Наши страны имеют множество других возможностей, чтобы улучшить торгово-экономическое сотрудничество. Достаточно сказать, что если взять первую половину нынешнего года и сравнить с аналогичным периодом прошлого, то можно увидеть, что товарооборот повысился в 1,7 раза.

– И какой сегодня объем товарооборота?

– Более пятидесяти миллионов долларов. И товарооборот имеет тенденцию к росту. Но чтобы мы могли заинтересовать наш азербайджанский рынок украинскими товарами, а украинский – азербайджанскими, необходимо реализовать соглашение о зоне свободной торговли. Вы знаете, что в рамках ГУУАМ подписано соглашение о создании такой зоны. И я вас уверяю, что с вводом в действие этого соглашения, объемы торговли повысятся многократно.

Это одно направление. Второе – это создание торговых домов «Украина–Азербайджан» и «Азербайджан–Украина». С их открытием, как мы полагаем, товарооборот также увеличится. В-третьих, мы сейчас работаем над тем, чтобы ряд украинских и азербайджанских городов стали городами-побратимами. Таким образом, мы намерены создать возможности для того, чтобы сотрудничали не только на межгосударственном, но на и региональном уровне. И, конечно же, мы сейчас работаем над тем, чтобы создать совместные предприятия. Например, по выпуску сельхозтехники.

Что касается нефтепровода «Одесса–Броды», то, насколько я знаю, до сего времени не решен вопрос о строительстве второй его очереди – от Брод до Гданьска. Не создан еще и сам консорциум. Азербайджан в настоящее время рассматривает предложение принять участие в консорциуме. В частности, для обсуждения этих вопросов в двадцатых числах октября в Азербайджан отправится украинская делегация во главе с госсекретарем МИДа Юрием Сергеевым.

Азербайджан всегда говорил и говорит, что выступает за многовариантность путей транспортировки каспийской нефти. Учитывая, что трубопровод «Баку–Тбилиси–Джейхан» имеет для нас очень большое значение, в том числе и политическое, по нему пойдет основная часть каспийской нефти. Но каспийской нефти хватит и для нефтепровода «Одесса–Броды». Украина не останется в стороне от транзита азербайджанской нефти: «Одесса–Броды» будет работать.

– И, тем не менее, складывается впечатление, что Азербайджан хочет дистанциироваться от этого проекта, от участия в консорциуме. Как Вы полагаете, подобная позиция Баку не приведет к тому, что Киев изменит свою политику в отношении Азербайджана? В частности, в таких деликатных вопросах, как Нагорно-карабахская проблема, признание факта геноцида армян в 1915 году и т.д. Ведь в этих вопросах Украина была всегда на стороне Азербайджана…

– Что касается возможности пересмотра Украиной своей позиции в отношении Нагорного Карабаха, то я не думаю, что это произойдет. Я считаю, что при нынешнем состоянии наших отношений, уровне стратегического партнерства, это просто невозможно. Кроме того, любое государство, особенно после 11 сентября 2001 года, должно принципиально дать правильную оценку сепаратизму, терроризму…

Что касается дистанциирования, то я бы так не сказал. В конце августа, когда в Баку проходило пятое заседание украинско-азербайджанской двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, членов украинской делегации принял лично президент Азербайджана Гейдар Алиев. Во время встречи г-н Алиев еще раз повторил: Азербайджан – за многовариантность, «Одесса–Броды» примет каспийскую нефть.

Когда в прошлом году в Азербайджане был министр иностранных дел Украины г-н Зленко, ему и на политическом уровне, и на уровне Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР), было сказано: пожалуйста, приходите, разведывайте, добывайте, транспортируйте азербайджанскую нефть. Только надо быть более активными. Надо, чтобы фирмы и компании были мощными в финансовом и техническом отношении, чтобы они могли участвовать в равной прозрачной конкурентной борьбе. Ведь сегодня в Азербайджане действует тендерный принцип. Независимо от страны (естественно, кроме Армении), любая компания, которая принимает участие в тендере и побеждает, получает участок в работу.

– А какова была реакция украинских компаний на эти предложения?

– У нас в Азербайджане ежегодно проводится Международная выставка «Каспий. Нефть и газ». В прошлом году в работе выставки участвовала всего лишь одна украинская компания. В этом – уже четыре. Согласитесь, одно это говорит о том, что интерес со стороны украинских компаний к Азербайджану, к каспийской нефти есть, и он растет. Но надо, чтобы украинская сторона работала более активно.

– И все же, если вернуться к вопросу участия Азербайджана в консорциуме по эксплуатации нефтепровода «Одесса–Броды»… На каких условиях Баку готов войти него?

– Повторюсь еще раз: этот консорциум еще не создан.

– Но сейчас определяется компания-девелопер, которая разработает бизнес-план и условия формирования международной операционной компании…

– Тогда это относится к прерогативе ГНКАР. Она рассмотрит этот вопрос и даст свою оценку.

– И все же, есть ли у Баку желание принять участие в этом консорциуме?

– Конечно, есть. Нас интересуют различные варианты транзита нефти. И одним из таких вариантов является «Одесса–Броды». Но вы еще не построили вторую часть, до Гданьска…

– Но этот отрезок должен быть построен международным консорциумом с участием польской стороны. Мы же с Вами говорим об украинской «трубе» и о возможном участии Азербайджана в консорциуме по эксплуатации нефтепровода «Одесса–Броды»…

– Да, я знаю, что была создана совместная украинско-польско-американская комиссия, которая должна определить целесообразность и утвердить проект маршрута. Насколько мне известно, работа временно приостановлена.

– Можно ли понимать Ваши слова так, что Азербайджан выскажет свое отношение к нефтепроводу «Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск» после результатов технико-экономического обоснования?

– Сегодня мы живем в таком мире, где буквально каждого второго интересует прибыль. И если будет выгодно с экономической стороны участвовать в проекте, значит, участие будет. Если невыгодно, комментарии, как говорится, излишни. Сейчас нельзя никого заставить участвовать в экономически невыгодных проектах.

– А как же политическая поддержка проектов? Вы знаете, я вспоминаю историю с нефтепроводом «Баку–Джейхан»: нефтяные компании были против этого маршрута, а правительства Азербайджана и Соединенных Штатов – за. В результате основная каспийская нефть идет по маршруту «Баку–Джейхан»…

– Прежде чем начать строительство нефтепровода «Баку–Тбилиси–Джейхан», Азербайджану пришлось потратить восемь лет. Восемь лет мы работали не переставая… Мы ездили, мы приглашали, мы доказывали на цифрах, насколько этот проект интересен. Мы заинтересовали компании и они пришли. Кстати, даже сейчас еще имеется возможность принять участие в консорциуме. И это могут сделать и украинские компании.

– Давайте поговорим о проблеме взаимной задолженности. Решается ли эта проблема? Разработаны ли механизмы ее погашения?

– На последнем заседании уже упоминавшейся мною комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству было принято решение определить график погашения и ответственных за его выполнение. Сейчас идет активная работа над тем, чтобы определить этих ответственных.

– На одном из заседаний комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству азербайджанцы предложили украинцам принять участие в приватизации Сумгаитского трубопрокатного завода. Как сейчас обстоят дела? Приняли ли украинцы предложение Баку?

– Я знаю, что с Украины на этот завод несколько раз ездила группа, которая сейчас работает над этим проектом. Дождемся, к каким результатам она придет…

– У Азербайджана и Армении непростые отношения. В свете этого, как оценивают в Баку состоявшийся недавно визит в Ереван украинского президента? Не считают ли там, что эта поездка Леонида Кучмы является сигналом, свидетельствующим об изменении украинской политики в отношении Азербайджана?

– Любая страна имеет право строить свои отношения с другим государством так, как ей выгодно. Никто не имеет права ей мешать это делать. И то, что президент Украины отправился в Армению – очень хорошо. Чем больше будет у Украины друзей, с которыми она будет развивать свои отношения, тем для нее лучше. Украине виднее, как и с кем развивать свои отношения.

– Украина и Азербайджан, равно как и Грузия, считаются столпами ГУУАМ. По Вашему мнению, какими могут быть основные направления сотрудничества Украины и Азербайджана в этом объединении?

– В экономическом измерении это, безусловно, зона свободной торговли. В ближайшее время азербайджанский парламент должен будет рассмотреть это соглашение. Но создать зону свободной торговли недостаточно. Уж если мы создаем такой транспортный коридор (имеется в виду TRACECA – Ред.), где люди, товары, услуги будут свободно передвигаться, то необходимо подумать и об обеспечении безопасности. Над этим сейчас работают, но ее надо активизировать. Нам надо проследить, чтобы через этот коридор не проходили наркотики, оружие, нелегальная миграция, торговля людьми. Поле действия очень большое… И, конечно, в системе ГУУАМ нужно развивать культурное, информационное измерение: растет новое поколение, которое плохо информировано о своих соседях, союзниках.

– Вы говорите о таком измерении деятельности ГУУАМ, как безопасность. Одним из элементов безопасности является военная составляющая. Планируется ли в рамках этой организации создать ГУУАМ-бат?

– Нет. Создавать ГУУАМ-бат нет никакого смысла. Но создавать подразделение, которое бы обеспечило эту систему безопасностью и в сфере борьбы с наркотиками, и с нелегальными мигрантами и т.д., необходимо.

– А как в рамках ГУУАМ можно решить такую серьезную проблему, как Нагорный Карабах? Или же эту проблему все же имеет смысл оставить исключительно на рассмотрение уже давно существующей Минской группы ОБСЕ?

– Нет смысла создавать что-то новое. Пусть над этой проблемой работает Минская группа. Кстати, на последнем саммите ГУУАМ было отмечено, что на территории трех участников объединения существует проблема сепаратизма, и эту проблему необходимо решить путем мирных переговоров, обеспечивая суверенитет и целостность каждого государства.

– Некоторое время тому назад, Гейдар Алиев заявил, что «в случае невозможности мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, его придется решить силами Национальной армии». Азербайджан действительно готов применить силу для решения проблемы Нагорного Карабаха?

– Сегодня Азербайджан уже не тот, что был десять, и даже пять лет тому назад. Сегодня у страны есть достаточно и экономических средств, и военной силы, чтобы решить вопрос по своему усмотрению. Ведь терпение у человека не безгранично. Вот уже более двенадцати лет люди (беженцы из Нагорного Карабаха – Ред.) живут в палаточных городках, землянках. Это античеловеческие условия. Там растет поколение, не знающее, что такое собственный дом. В палатках они рождаются, справляют свадьбы и умирают. Вы представьте, что должен чувствовать человек, который вырос в этих палатках?

Армения до сих пор не идет на конструктивные предложения. Она отвергает любое предложение. Она принимает только два принципа. Первый: Нагорный Карабах становится независимым государством. Второй: Нагорный Карабах присоединяется к Армении. Все, больше они ничего не хотят. Этому никогда не бывать!

– То есть, иными словами, силовые методы не исключаются для решения проблемы Нагорного Карабаха?

– Если Армения не пойдет на компромиссы для решения проблемы Нагорного Карабаха мирным путем, то Азербайджан будет решать ее по своему усмотрению. Однако еще раз хочу подчеркнуть, что моя страна выступает за решение этой застарелой и серьезной проблемы – исключительно мирным, дипломатическим путем.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам