"Мессия" подкупает медиа

Итак, лидер блока «Наша Украина» и одноименной фракции в парламенте Виктор Ющенко, в широких кругах передовой общественности известный еще и как «мессия», заявил, что будет создавать фонд поддержки журналистов, пострадавших от власти и от своих собственников в праведной борьбе с цензурой.

«В Украине не может быть создано демократическое общество, если нет независимой прессы, а журналистику расстреливают как профессию. Ситуация, которая навязывается зрителям, – это “фата моргана”, наброшенная на украинцев. Из-за цензуры у людей формируется неправильная система решений, поскольку человек, лишенный правды, не может адекватно оценить ситуацию. В этом угроза демократии», – так Ющенко объяснил свое желание. И продолжил: «Мы хотим на аполитичных принципах помочь журналистам творить, оставаться собственно журналистами. Мы обратились к отечественным и международным негосударственным организациям за поддержкой нашего проекта, направленного на воссоздание независимой прессы Украины».

Очень правильная, надо сказать, задача. Однако есть несколько «но», которые заставляют сомневаться в ее осуществимости. Потому что ключевые слова в этой фразе «международные негосударственные организации» и «воссоздать». И главное – попытаться разобраться, почему это Ющенко активно озаботился свободой слова именно сейчас, а не в прежние годы, и зачем ему это нужно. Ответ на эти вопросы очень простой – «мессия» метит на вершину власти и хочет, чтобы путь туда был устлан дифирамбами, а не критикой его непоследовательности, трусости, склонности к предательству и двурушничеству. Многие видят, что в случае победы Ющенко ничего не поменяется в жизни страны, и говорят об этом уже сейчас, а он этого не хочет. Потому и «воссоздает» независимую прессу. Независимую от власти и от ее сторонников, но абсолютно зависимую от себя и подконтрольную себе же. То есть он хочет воссоздать картину с точностью до наоборот. Но у него не получается, вот и понадобилась вся эта шумиха со свободой слова.

А связано это с той ситуацией, которая сложилась на рынке СМИ в Украине, с историей становления этих масс-медиа. Один из тех, кого сегодня принято называть «олигархом» из-за наличия у него бизнеса, связанного со СМИ, как-то полушутя-полусерьезно рассказывал об очень интересном разговоре с Виктором Ющенко. В ответ на претензии «мессии» к тому, что, дескать, «президентские» монополизировали все СМИ и не доносят до украинской общественности всю полноту, широту, долготу и глубину «НУдистских» взглядов, «олигарх» ответил прямо: «А что ж вы хотели? Кто-то вкладывал деньги в шоколадки, а кто-то в СМИ. Теперь каждый свое и имеет». И это правда: каждый имеет то, что имеет.

А если к нему («олигарху») в его «имении» еще и нет претензий со стороны закона, то можно хоть зубы в порошок от завистливой злости стереть, а он – молодец, ибо человек предусмотрительный. А если он – еще и политик, то человек вдвойне предусмотрительный, ибо полноценно, с выходом в массы со своими воззрениями, заниматься этим «искусством возможного» без своих СМИ в наших условиях практически нереально. Тем, кто не успел либо прихватить из имеющегося бесхозного у нелепого государства, либо создать свое новое СМИ, ничего и не досталось, и они действительно ограничены в возможностях выхода к публике. А конкурент конкурента «раскрутит» в своих СМИ разве что в черном цвете, как и в политической практике без очереди пропустит только на подъезде к кладбищу. Такое вот, понимаете, «благородство», которое и делает политику грязным занятием. Не понимать этого – глупо, не предпринимать ничего во исправление положения – еще глупее. Вот, «мессия» со товарищи, похоже, это поняли и решили действовать.

Перво-наперво в такой ситуации, конечно же, нужно (и лучше, надежнее для дела) было создавать свои СМИ. Но на это нужны деньги и свободные журналисты. Деньги немалые, а журналистов много. И шаг к этому, надо отметить, был сделан. Но он изначально был ложным, потому что в основу его мотивации были заложены аморальные принципы – передел уже имеющихся СМИ и перекупка путем подкупа работающих на них журналистов. Посудите сами. Сначала появился такой специальный человек, как заделавшийся с подачи «мессии» председателем парламентского комитета по свободе слова и информации Николай Томенко, который и объявил, что будущее украинских СМИ – это несколько медиа-холдингов, принадлежащих нескольким политико-финансовым группировкам, ведущим борьбу за влияние в стране. А потом Томенко заявил, что «НУ» тоже создаст свой медиа-холдинг и, наконец, правдиво расскажет миру, что же на самом деле хотят «мессия» и его команда. При этом он добавил, что его комитет пересмотрит всю деятельность Нацсовета по теле- и радиовещанию в вопросах выдачи лицензий на это самое вещание и если обнаружит нарушения, то лицензии отберет. Однако из этого ничего не вышло: олигархи, поддерживающие Ющенко, решили на СМИ не тратиться, по-прежнему считая их пустой затеей.

И тогда Томенко пошел другим путем. Путем смущения умов журналистов и деморализации работы СМИ. Все получилось очень просто, потому что легло на «унавоженную» самой украинской жизнью почву. Усиленно начал муссироваться вопрос ущемления свободы слова в имеющихся масс-медиа. Томенко даже пообещал выдавать по 5 тысяч гривен тем, кто документально докажет ему факты политической цензуры. Надо отметить, что этот призыв к проплаченному стукачеству не остался незамеченным, потому что, как это ни странно, помогла ему власть. У определенных ее носителей в администрации президента на фоне усилившихся нападок и политического противостояния сдали нервы, и она решила жестче контролировать информпространство страны. В итоге, Томенко явил миру так называемый «темник» – перечень рекомендаций со стороны управления администрации президента, что и как из событий текущей политической жизни освещать. И хотя представители власти опровергли существование документов, обнародованных Томенко, и взамен показали свои рекомендации, в «темники» поверили многие, потому что увиденное на ТВ практически полностью им отвечало. Даже если предположить, что «темники» – это провокация и что они были составлены после просмотра программ, то сделаны они мастерски, не подкопаешься. Однако многие журналисты купились на призывы к борьбе за свободу слова, потому что контроль за их работой со стороны хозяев их СМИ, которые послушно выполняли то ли «темники», то ли рекомендации из АП, стал еще жестче.

А потом в ход пошли и обещания защитить «в случае чего» и эта самая «помощь международных неправительственных организаций». Точнее, всевозможные гранты из США, которые еще и таким образом вознамерились помочь себе в решении своей главной проблемы – замены президента Кучмы президентом Ющенко. На деньги грантодателей получатели грантов провели «собрания журналистов» и с активной поддержкой последних создали «независимый профсоюз работников СМИ» и стачком, который призвал работников СМИ готовить всеобщую забастовку. Сам ставленник «самой демократической страны в мире», то бишь Ющенко, разумеется, по плану должен был «откликнуться» на борьбу за свободу слова. Он и откликнулся – инициативой создания упомянутого выше «фонда поддержки независимых журналистов». А организаторы профсоюза и стачкома дружно отбыли в США. Видимо, за инструкциями и деньгами «на помощь». Теперь осталось только дождаться, когда они хоть кому-нибудь помогут. И вот с этим и возникнет самая большая проблема.

Во-первых, потому что не для этого грантоеды деньги получают, чтобы ими делиться со всеми, кто пострадал от цензуры. Смешно даже предполагать, что США будут содержать не кучку грантоедов, поднимающих информшумиху, нужную для реализации узкополитических задач, а всех, кто уволится в знак протеста против «зажима». Если Ющенко со своей «НУ» не создаст медиа-холдинга, то всех, кто ему и его Томенко поверил, «кинут» с такой страшной силой, что этих наивных уже сейчас жаль. Просто по-человечески жаль, как всех обманутых.

Во-вторых, сама по себе возникает и никуда не девается проблема доверия к грантоедам, возглавившим благородное дело борьбы с цензурой. Потому что нет ответа на главный вопрос: почему они начали бороться за свободу слова не во время недавних выборов, когда, как справедливо указывал и «мессия», нужна объективная картина действительности, чтобы граждане могли сделать правильный выбор, а именно сейчас? Ответ очевиден: тогда за необъективность (каждый за свою) платили все – грантодатели, «мессия», власть, олигархи, сейчас платят только те, кто заказал «восстание». И многие нынешние грантоеды заказ выполнили, информсреду взбудоражили, призы получили, а теперь будут ждать, когда их примут президент и спикер парламента. Тот президент, о котором они еще несколько месяцев назад за деньги олигархов писали, что он – светоч демократии, и который теперь – за другую мзду – превратился в «корень зла». «А как же профсоюз и стачком?», – спросите вы. Ну что тут можно ответить? Они нужны только как средства давления и создания фона борьбы. Помните анекдот о человеке, который о годах жизни в СССР попросил написать «Родился уже мертвым»? Вот он подходит к этому случаю в самый раз…

И, наконец, в-третьих, если «НУдистский» холдинг все же будет создан, то кто даст гарантии, что в нем не будет цензуры и можно будет без всяких «темников» объективно освещать все, в том числе, и ошибки самого «мессии»? Никто не даст, потому что нынешняя практика свидетельствует: цензура со стороны государства ничуть не тяжелее, чем цензура со стороны партий или «олигархов», коим СМИ принадлежат. Такой же каток. И если кто-то верит, что Ющенко сейчас такой, а после прихода к власти изменится, то его, поверившего, тоже можно только пожалеть. Уже сейчас. Правда, сейчас можно получить от Ющенко и какую-то «дещицю» за стойкость в «борьбе с режимом». Но только в том случае, когда запланированный им фонд будет создан. Потому что «обицянка», как известно, – это «цяцянка». Даже в исполнении «мессии»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам