Конституционные ревизионисты

В ответ на стремление Виктора Ющенко привести страну к досрочным выборам президент откликнулся подписанием указа «Об организации работы по подготовке законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины и избирательные законы». Фактически речь идет о развитии предложения главы государства о переходе к новой модели государственного управления (парламентская республика).
Напомним, что 24 августа Леонид Кучма выступил инициатором конституционных изменений, предполагающих переход Украины от президентской формы правления к парламентской республике. Без преувеличения, это был огромный моральный и политический стресс для политиков, которые заявили о своих намерениях занять в 2004 году президентское кресло. По сути, оппозиция пропустила сильнейший удар, поскольку глава государства взял на вооружение ее программные требования, но удержалась на ногах. Революционерам даже удалось оправиться от первого конституционного шока и организовать массовые акции протеста с целью принудить главу государства к добровольной отставке. Получилось достаточно зрелищно, но революционный потенциал явно на исходе. Необходимо придумывать нетрадиционные ходы, чтобы подогревать внимание к конфликту по линии власть – оппозиция, а также дополнительное финансирование. И с тем, и с другим у революционеров, кажется, напряг. В конце концов, нельзя же до бесконечности использовать финансовые резервы бывшей «газовой принцессы».

И тут очень вовремя активизировался главный «НУдист». Он объявил, что если президент не прислушается к требованиям «Нашей Украины» (относительно восстановления властного баланса в соответствии с результатами парламентских выборов), то «НУ» запустит механизм досрочных выборов как ВР, так и президента. В общем, выступил в роли сливщика информации о ближайших планах оппозиции. Виктор Медведчук (глава АП и большой друг Виктора Андреевича) намек понял. В результате появился указ о создании специальной комиссии по подготовке к политической реформе для разработки соответствующих законопроектов и утвержден ее состав. Сопредседателями комиссии стали первый вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев, заместитель Верховного суда Василий Маляренко и глава администрации президента Виктор Медведчук. Секретарем утвержден глава комиссии по содействию развитию гражданского общества, известный общественный деятель Владимир Малинкович. Предполагается, что эти товарищи должны наладить тесный контакт с парламентариями, от которых и зависит окончательное решение (300 голосов). Поэтому в комиссии будут работать лидеры самых перспективных (в плане сотрудничества) фракций – Раиса Богатырева («Регионы Украины»), Степан Гавриш («Демократические инициативы») и Леонид Кравчук (СДПУ(о)), а также еще человек тридцать нардепов. Можно сказать, дан старт интеллектуально-силовому состязанию, которое не предполагает участие народа. Зато предполагает возможность влиять на ситуацию с помощью парламентских механизмов (комитеты ВР). Надо думать, что делать дальше, но когда инициатива упущена (причем, по второму разу), то это становится сложновыполнимой задачей.

Во-первых, создание конституционной комиссии существенно обесценивает лозунги лидеров оппозиции: дескать, все конституционные предложения главы государства являются ложным ходом, рассчитанным на деморализацию оппонентов. Такие заявления некоторое время были одним из козырей оппозиции: «президент перехватил инициативу оппозиционных сил, а на самом деле готовится к третьему сроку». «Нашисты» даже обратились по этому поводу в Конституционный суд. Однако развить тему пролонгации президентских полномочий не удалось. Вышел указ о подготовке к конституционной перестройке. Теперь придется признать, что президент достаточно последователен: 24 августа он заявил о необходимости перехода к парламентской модели, а спустя пару месяцев уже подписал указ об организации работы в этом направлении. Как говорил герой одного фильма: «Это ж надо! Именно мне – и так больно!».

Во-вторых, сводятся на нет усилия революционеров по организации предпосылок для досрочных выборов. Обесценивается сама идея немедленного устранения от власти главы государства, поскольку не совсем понятно, с какой стати Кучма, объявивший переход к парламентско-президентской форме правления, предполагающей ограничение полномочий главы государства, должен немедленно уйти в отставку.

В-третьих, придется определяться относительно представительства революционеров в конституционной комиссии. В этой структуре должны быть представлены основные участники политической модернизации. Некоторые, кстати, уже есть. Я имею в виду главу президентской администрации Виктора Медведчука. Зато ни премьера, ни спикера, ни даже координатора нового ПБ в составе комиссии пока не наблюдается. Может быть, потому, что большинство под руководством Александра Карпова пока рассматривается в качестве деморализатора оппозиции, а не устойчивой конфигурации. Кроме того, формат представительства революционеров пока неизвестен.

Но Виктор Андреевич и его фракция, по-видимому, станут участниками переговорного процесса. По крайней мере, в состав комиссии от «НУ» делегирован Роман Зварич. Это вполне соответствует духу заявлений лидера «НУ» о том, что любая война заканчивается переговорами. Кстати, главный «НУдист» реанимировал идею подписания трехстороннего соглашения, следовательно, клиент созрел. Надо брать. Кстати, фракция Юлии Тимошенко тоже не отказывается от переговоров с властью. Юлия Владимировна всегда была и остается чрезвычайно практичной девушкой. При всем своем радикализме она учитывает «фактор Пискуна» и связанные с этим возможные последствия. При нынешнем раскладе всякое может быть. Наверное, поэтому в составе комиссии по организации конституционной реформы будет работать Александр Турчинов. А вот коммунисты и социалисты пока сурово воздерживаются от контактов с комиссионщиками. Впрочем, все еще может измениться… Но одно можно констатировать уже сейчас: лидеры «НУ» и «БЮТи» готовы интегрироваться в переговорный процесс относительно смены формы правления. Для Виктора Андреевича такое решение, видимо, обусловлено желанием не скатиться окончательно на позиции крайнего радикализма. Это не его стиль.

А Юлия Владимировна… Что ж, она сделала все что могла. Для революции. Пора переходить от публичных методов к партизанской войне: если ЮВТ потеряет депутатскую неприкосновенность, а ее фракция пару стратегических комитетов, то «БЮТи» окажется даже не в оппозиционной резервации, а где-то гораздо дальше от линии политического фронта. Допустить это, конечно же, нельзя. Тем более что рейтинг Юлии Владимировны неплохо подрос за время осенних акций. Иными словами, по крайней мере двое из «оппозиционной четверки» намерены «разрушать» систему изнутри. По странному совпадению оба лидера являются кандидатами в президенты и основными соперниками. Но это уже другая тема.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам