Запрещенные барабанщики

Ничто не предвещало беды. Была пятница, тринадцатое число. Накануне вечером Шевченковский местный суд Киева запретил проведение акций гражданского неповиновения, запланированных оппозиционной «тройкой» (коммунист Петр Симоненко, социалист Александр Мороз и просто Юлия Тимошенко) на 16 сентября. Оппозиционеры планировали 16 сентября спуститься тремя отдельными колоннами к Европейской площади и провести гигантский митинг. Симоненко, в частности, призвал президента Леонида Кучму прийти в этот день к митингующим и покаяться.

Но Леонида Даниловича в это время не будет в стране. Он уедет на экономический форум в Зальцбурге. Выйти может лишь глава администрации президента Виктор Медведчук. Правда, для этого ему придется поехать на аэродром «Чайка», где, в соответствии с решением Шевченковского суда, должны теперь собираться оппозиционеры в формате «три плюс один временно воздержавшийся». Имеется в виду лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко. У Виктора Андреевича свой «праздник». Он проводит 15 сентября, аккурат перед «запрещенными протестами», саммит всех демократических сил общества. Мероприятие должно быть пышным и торжественным. Предполагается участие всех без исключения партий, которые преодолели четырехпроцентный барьер на выборах в Верховную Раду, в том числе и пропрезидентской «девятки» (парламентские группировки, созданные на базе избирательного блока «За единую Украину»). Интересно, придет ли на это мероприятие киевский мэр Александр Омельченко? Именно по инициативе столичной администрации суд принял решение о введения моратория на шествия оппозиции в Киеве. Причем не только 16-го числа, но и во все последующие дни. Как известно, большинство низовых организаций «Нашей Украины» приняли решение поддержать антипрезидентские акции протеста. Сам Виктор Андреевич пообещал быть там, где будут находиться его избиратели. Можно говорить о том, что Сан Саныч Омельченко поставил Ющенко в несколько неудобную политическую позицию. Лидер «НУ» пригласил на свой форум всех оппозиционеров, которые, если придут, могут встретить там киевского мэра, пославшего их на «Чайку». Весьма двусмысленная ситуация. Президент, чтобы не напрягать многочисленные политические силы, просто уехал из страны. А то ведь все станут ждать: если Кучма придет, то надо немедленно покидать или наоборот присоединяться к «демократическому саммиту».

Зная психологические особенности Юлии Владимировны, можно не сомневаться: она предпримет попытку прорыва в Киеве. Иначе это была бы не Тимошенко. Двое остальных мужчин (Симоненко и Мороз) вынуждены будут за ней последовать. В таком случае, Юлия Владимировна нарушает судебное решение и может быть привлечена к ответственности. Впрочем, Тимошенко на это глубоко наплевать. И так Генпрокуратура ее «подвесила», послав в парламент представление на лишение ЮВТ депутатской неприкосновенности. Верховная Рада так и не приняла никакого решения по поводу снятия (неснятия) иммунитета. Спикер Владимир Литвин лично принял решение отправить прокурорское представление на доработку. Таким образом, события разворачиваются по пессимистическому (для Тимошенко) сценарию: вопрос о привлечении к ответственности станет решаться после 16-го числа. Если учитывать тот факт, что на следующей неделе ВР не работает, то уличные события уже не окажут существенного влияния на позицию депутатов. Если бы лишение неприкосновенности произошло до начала акции «Восстань, Украина!», то Юлия Владимировна могла бы записать себе в актив еще один плюс. «Власть боится Тимошенко и поэтому добивается ее ареста». В случае отказа парламента отдать ЮВТ Генпрокуратуре, можно было бы эффективно использовать следующую наработку: «Власть ничего не может сделать с Юлией Тимошенко, которая показывает, что бояться не нужно».
Как будут развиваться события 16 сентября? Существуют следующие сценарии.

1. «Прорыв». Вполне понятно, что для «тройки» проводить митинг на аэродроме не имеет смысла. Киев планировался в качестве основной «мишени». Это должна быть кульминация акции «Восстань, Украина!». Оппозиция, по идее, должна превратить столицу в свой форпост. 16-го числа акция начнется, но не закончится. Следует «окопаться» в центре и стать постоянно действующим «источником раздражения» для власти. Поэтому «революционеры» должны прорываться в город. Но в таком случае они станут действовать в незаконных рамках. Формально изменится статус оппозиционеров. Любая их попытка не подчиниться властям станет рассматриваться как нарушение судебного решения. Поэтому вина за возможные инциденты во время прорыва автоматически перекладывается на плечи организаторов акции.

2. «Спор». Можно оспаривать решение суда, добиваться его отмены. Но в этом случае теряется темп протестной кампании. Это значит, что оппозиция противоречит собственным лозунгам. Ведь объявлено: будут проводиться акции гражданского неповиновения. А так получается, что «тройка» вынуждена действовать по правилам власти, смены которой она добивается.

3. «Регион». В этом случае эпицентр протестного мероприятия перемещается в областные и районные центры. Это достаточно неудачная модель «революции», поскольку бороться за отставку президента вне стен столицы – абсурд.

Кроме того, следует еще учитывать тот факт, что 15 сентября Ющенко проводит свой Форум. После решения Шевченковского суда участие оппозиционеров в этом мероприятии находится под вопросом. Ведь фактически Виктор Андреевич обозначил попытку договориться с властью, которая запрещает протестовать в столице. Ющенко должен будет публично осудить действия судебных органов. Однако и в этом случае мотив появления «тройки» на саммите будет не совсем понятным. Ведь, по сути, основная цель участия Симоненко, Тимошенко и Мороза в работе Форума – достижение договоренности о совместных действиях на улице. Однако заявленная Ющенко цель саммита – достижение консенсуса. Выходит нестыковка.

Решение Шевченковского суда поставило Виктора Андреевича перед дилеммой: или публично поссориться с властью и занять радикальную позицию, или продолжать делать вид, что он ищет возможность достичь понимания с властью. Вполне понятно, что «адекватный ответ» Ющенко будет дан в «неадекватной форме». Другими словами, никто не поймет, в чем именно состоит его позиция. Виктору Андреевичу действительно можно посочувствовать, поскольку он стремительно ввязывается в схему формирования коалиционного правительства. Он становится интеграционным элементом действующей системы власти, прикрываясь красивым лозунгом о необходимости достижения «рельефного баланса» интересов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам