Отлов "белых воротничков" начался

В последнее время аресты топ-менеджеров крупнейших компаний стали чуть ли не «писком» криминальной моды в мире. После того, как в январе Кремль принял решение арестовать экс-президента «СИБУРа» Якова Голдовского по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями, а затем в хищении имущества в особо крупном размере, в Белом доме вопреки традициям решили посадить за решетку проворовавшийся директорат Adelphia. Украинская Генпрокуратура тоже не отстала: Мешин, Матыцин, Дёмин – вот далеко не полный список влиятельных бизнесменов, кому светит небо в клеточку.

8 июля бывший директор НГЗ Виталий Мешин был арестован у себя дома в Николаеве и помещен в изолятор временного содержания по решению судьи Центрального районного суда города. После пребывания Мешина в одиночной камере в течение допустимых законом 72 часов 10 июля Центральный районный суд Николаева, принимая во внимание тяжесть инкриминируемых преступлений, а также допуская побег Мешина, принял решение о взятии его под стражу сроком на 2 месяца, и прокуратура выдала соответствующую санкцию.

Человек, длительное время считавшийся «глиноземным королем Украины», обвиняется по статьям Уголовного кодекса в хищении в особо крупных размерах (ст.191 ч.5) и злоупотреблении служебным положением (ст.364 ч.2) за деятельность, связанную с сотрудничеством НГЗ со швейцарской фирмой Newnikom и Таджикским алюминиевым заводом. В 1997-99 годах швейцарская фирма, которую возглавлял Мешин, не оплатила НГЗ причитающиеся $37 млн. за переработанный для Таджикского завода глинозем по толлинговой схеме.

Адвокат Мешина утверждает, что долг перед НГЗ сформирован Таджикским алюминиевым заводом, не заплатившим швейцарской фирме за поставленный глинозем, о чем свидетельствуют находящиеся в ее распоряжении документы. В то же время прокуратура считает, что Мешин похитил у НГЗ через посредничество Newnikom $37 млн. Напомним: арест Мешина последовал за его попытками через суд вернуть себе из уставного фонда ЗАО «Алюминпродукт» свои акции ЗАО «ТК НГЗ» (17,9% ЗАО «ТК НГЗ» или 6,3% от уставного фонда ОАО «НГЗ»).

Прошло некоторое время, и суд Центрального района Николаева принял новое решение: освободить бывшего генерального директора Николаевского глиноземного завода из-под стражи под подписку о невыезде из-за плохого состояния здоровья (он 4 дня пролежал в реанимации областного кардиоцентра с диагнозом «острый инфаркт»). Впрочем, основную роль в освобождении Мешина сыграл не столько инфаркт, сколько ходатайство местных депутатов.

Полтавский «заложник»

7 сентября Апелляционный суд Полтавской области освободил под залог в сумме 500 тыс. грн. бывшего председателя правления компании «Укртатнафта» Владимира Матыцина. Как и в случае с Мешиным, суд принял во внимание состояние здоровья подозреваемого (после ареста у Матыцина был сердечный приступ). Плюс заступничество всех, кого сумели организовать для этой цели.

Уголовное дело против теперь уже нефтяного короля, который так же как и Мешин был директором предприятия еще с советских времен, прокуратура Полтавской области возбудила 27 августа текущего года по части 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины «Злоупотребление властью и служебным положением». По данным областной прокуратуры, следствие подозревает Матыцина в присвоении более 150 тыс. тонн нефти на сумму 46 млн. грн., а также в других незаконных действиях. Уголовное дело объединено с другим делом, которое она ранее возбудила в отношении должностных лиц компании «Укртатнафта» по факту завладения чужим имуществом в особо крупных размерах (часть 5, ст.191 Уголовного кодекса Украины).
w

Информация о том, что против уволенного вследствие скандала с татарскими акционерами директора «Укртатнафты» возбуждено уголовное дело, появилась еще весной. Тогда говорили, что цель расследования двухлетней деятельности руководства ЗАО – выяснить причины, по которым ряду банков не возвращены $30 млн. кредитов, к тому же полученных обманным путем.

В то время упоминали о кременчугском «МТ Банке», считающемся близким финансовым предприятием НПЗ, а также о столичном АКБ «Промышленно- финансовый Банк» Киева. Позже выяснилось, что Матыцин входил в совет этого банка.

Что же касается технической стороны дела, то арест героя нашего повествования стал возможен после того, как он проиграл на избирательном округе № 150 несколько сотен голосов Константину Жеваго.

Энергетики в «подполье»

5 сентября Управлением МВД в Полтавской области был объявлен в розыск экс-председатель правления «Полтаваоблэнерго» Андрей Демин: его подозревают в нецелевом использовании средств энергогенерирующей компании. Уголовное дело против Демина появилось в июле, но за несколько месяцев до этого, в апреле, налоговая милиция возбудила уголовное дело по факту уклонения «Полтаваоблэнерго» от уплаты налогов.

Об этом факте было сообщено в «торжественной обстановке» и устами Николая Азарова – на совещании по вопросам наполнения бюджета под председательством президента.

Как сказал тогда глава ГНАУ, «Полтаваоблэнерго» заключила фиктивную сделку на покупку оборудования у компании «Нефтесервис» с целью уклонения от уплаты НДС. Таким образом «Полтаваоблэнерго» приобрела оборудования на сумму 29,9 млн. грн., рассчитавшись за него своими векселями, не уплатив в бюджет 4,9 млн. грн. «живых» денег. В ходе проверки налоговая выяснила, что оборудование никуда не отгружалось, а его общая стоимость составляет лишь 165 тыс. грн.

Прошло еще немного времени, и в августе «Полтаваоблэнерго» освободила Демина от обязанностей председателя правления, назначив исполняющим обязанности Владимира Чернявского. Теперь выяснилась причина этой рокировки: Демин стал объектом персонального «обстрела» со стороны правоохранительных органов.

Почти одновременно с этим делом, появилось аналогичное в Запорожской области. Местная прокуратура возбудила уголовное дело против должностных лиц компании «Запорожьеоблэнерго» по факту нарушений при покупке программного обеспечения и автоматизированных систем учета электроэнергии для бытовых потребителей.

В частности, должностных лиц компании подозревают в том, что в начале 2002 года при подписании и выполнении договоров на поставку оборудования и программ компьютерного обеспечения они выплатили лишние $4 млн. Имена должностных лиц не были названы. Однако, известно, что их также подозревают в легализации $4 млн., приобретенных преступным путем.

В мае Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) планировала применить санкции к энергопоставляющей компании «Запорожьеоблэнерго» за нарушения при покупке программного обеспечения. А в январе НКРЭ установила, что в 2001 году «Запорожьеоблэнерго», «Львовоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго» без проведения тендера приобрели электронные системы управления, а также системы учета расхода электроэнергии на общую сумму 90 млн. грн.

Расходы не были согласованы с НКРЭ при определении тарифов на передачу и поставку электроэнергии этих компаний. НКРЭ также установила факт покупки программного обеспечения компаниями «Тернопольоблэнерго» и «Черниговоблэнерго» без проведения тендера за счет средств тарифа. Интересно, что акционерами всех 5 облэнерго на момент покупки программного обеспечения были белизские компании Parminter Group и Palladium Limited. Предполагается, что они также являются соучредителями фирм, продавших электронные системы управления, что позволило переложить деньги из одного кармана в другой. Кто будет арестован по этому художеству, думаю, мы узнаем в ближайшее время…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам