Как прокурор прокурору

Тед Гринберг приезжает к нам не первый раз. В январе 2001 года он встречался с тогдашним главой АП Владимиром Литвиным и разъяснил ему непривычный для украинского уха термин «отмывание денег». Тогда же появилась информация о таинственной спецгруппе Минюста США, собирающей здесь информацию о коррумпированных чиновниках и непорядочных бизнесменах. В сентябре 2001-го Гринберг привез нам весть о включении в «черный список» и удивил Николая Азарова словосочетанием «финансовая разведка». Теперь, когда мы сделали почти все, что просил этот американец, имя которого заставляет вздрагивать финансовых воротил во всем мире, он приехал, чтобы похлопать по плечу Святослава Пискуна. Как прокурор прокурора…
Визит особого назначения

О Теодоре (Теде) Гринберге известно немного: его личность долгие годы была засекречена, он не дает интервью и не пишет мемуаров. Известно, что больше 26 лет он работал спецпрокурором США по делам коррупции, шпионажа и терроризма. Считается, что именно ему принадлежит идея создания в 1989 году международной организации Financial Action Task Force (FATF), куда входят 29 стран и которая отслеживает отмывание «грязных денег» в мире.
В Украину старина Гринберг наведывается в статусе Специального советника по международным вопросам в сфере борьбы с отмыванием средств Департамента юстиции Соединенных Штатов Америки и старшего эксперта FATF.

То, что Гринберг приехал сейчас, неудивительно. Парламент принял в первом чтении закон о противодействии легализации грязных денег. FATF поставил нам «двойку» за антиотмывочные мероприятия. Святослава Пискуна, который в ГНА занимался этой модной ныне темой и к которому Гринберг относился с симпатией, назначили Генпрокурором. Но это как бы внешняя канва его визита. На самом деле есть причины более глубокие и любопытные для американцев.

Достаточно вспомнить, что министр финансов США Пол О»Нил во время своего недавнего визита пространно изъяснялся на тот счет, что Америка должна помочь убедить украинских банкиров и депутатов принять законодательство о борьбе с отмыванием «грязных» денег. И говорил: «у нас сложилось впечатление, что некоторые в банковском секторе не поняли важность принятия такого законодательства. Хотя хороший закон снимет ограничения на международные финансовые транзакции для украинских банков. В то время как санкции FATF могут лишить банки возможности заниматься финансовыми транзакциями». Ликбез в жесткой о доступной форме на тему «вреда санкций для экономического организма Украины» был проведен не случайно.

Говорят, что украинское руководство было поражено осведомленностью американского министра о текущей работе над содержанием законопроекта. А содержание, между прочим, активно выхолащивается и превращается в «подарочный продукт» для того же FATF. Дескать, вы требуете антиотмывочный антураж – получите. Мы даже создадим региональную группу FАTF-ГУУАМ, хотя это и не предусмотрено никакими уставами, и будем имитировать деятельность по полной программе. Но не надейтесь, что кто-то в этой стране будет серьезно относиться к отлову «грязных денег» из общего финансового оборота. Вы, что хотите, чтобы у нас вообще, денег не стало?

Даже требование НБУ к украинским банкам в обязательном порядке подать до 23 июля информацию о лицах, проводящих значительные или сомнительные операции, довольно формальная полумера. Банки просто договариваются с клиентами, какую из их операций на сумму превышающую эквивалент EUR50 тыс., или наличных расчетов на сумму более EUR10 тыс. в эквиваленте, подать как сомнительную. И подают самую «железно проверенную операцию», тщательно согласованную с клиентом. Вероятно, упомянутая в начале статьи спецгруппа минюста США продолжает свою работу по сбору информации и вполне успешно.

Вместе с тем, существуют документально оформленные отчеты, подготовленные экспертами FATF, из которых следует, что объем криминальных денег, превращенных в легальные капиталы, составляет до $5 млрд. ежегодно. На фоне $1,3 трлн., отмываемых в мире, это не так уж мало. Самое забавное, что и это «америкосы» знают. И начинают на нас сердиться.

Долгое эхо друг друга

Встреча Гринберга и Пискуна, по официальным сообщениям, была посвящена теме борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и реализации рекомендаций FATF. Гринберг выслушал информацию генпрокурора о действиях Украины в борьбе с отмыванием денег. Отметил, что наши следственные органы имеют уникальный опыт расследования криминальных дел о преступлениях этой категории, которого не имеют правоохранительные органы других стран. Но при этом добавил, что существующая в Украине система выявления и предупреждения таких фактов, а также привлечение виновных к ответственности требует усовершенствования, прежде всего в законодательной сфере, и организационного обеспечения. Дальше переговорщики определили совместные действия, которые планируется предпринять в конкретных уголовных делах, расследуемых в Украине и США.

В переводе с дипломатического языка на обычный, это означает следующее. Как два прокурорских работника, Тед Гринберг и Святослав Пискун договорились помогать друг другу в достижении успехов. Для американского советника – мэтра антикоррупционного и антиотмывочного дела – очень важно наставить Украину на путь истинный, записав это достижение в свой жизненный дневник. Украина должна начать бороться с грязными деньгами не понарошку, а всерьез. Не забывая информировать США о выявленных фактах отмывания, суммах, банковских счетах и всем остальном, что они так хотят знать. И в этом будет заключаться успех «неподкупного Теда».

Интерес Пискуна может заключаться в быстром завершении расследования резонансных дел, которые по объективным или субъективным причинам (вспомним увольнение на пенсию Обихода) годами зависали в прокуратуре. Самое резонансное из этих дел – Павла Лазаренко. Калифорнийского узника, как известно, в Америке обвиняют ни в чем ином, как в отмывании денег. Т.е. легализации доходов, полученных преступным коррупционным путем, большей частью от структур Юлии Владимировны.

А целый раздел обвинительного заключения против Лазаренко называется «Махинации с «ЕЭСУ». В нем утверждается, что «в период между 8 апреля 1996 года и 31 декабря 1996 года вместо того, чтобы заплатить РАО «Газпром» за поставленный газ деньгами, переведенными компании UEIL, компания UEIL перевела приблизительно $140 000 000 фирме «Somoli Enterprises», киприотской компании, которая была зарегистрирована на Кипре 8 октября 1992 года и контролировалась Юлией Тимошенко и другими». А «в период между апрелем 1996 года и июнем 1997 года компания «Somoli Enterprises» и «ЕЭСУ» перевели всего около $97 000 000 на счета, контролируемые Кириченко, в Швейцарию, Польшу, а также США, включая перевод $13 000 000 США на счета в Северный округ Калифорнии…». Конец цитаты.

Другими словами, если американские друзья помогут украинской прокуратуре практически, расследование резонансных дел совместными усилиями пойдет семимильными шагами. И на следующей встрече с Гринбергом, которая, думаю, обязательно состоится, Пискун, улыбаясь в усы, сможет спросить: «Ну, как мы с вами поработали?». На что Гринберг ответит нечто типа «all right».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам