Большая чистка

Коррупция! Это слово каждому знакомо. С ним всегда находим мы родных по духу людей во власти. Причем, чем выше «сидят» люди, тем дороже стоит деловое родство с ними. Но все может измениться. Вчера, 15 июля, на совещании по вопросам развития малого и среднего бизнеса, Леонид Данилович потребовал от исполнительной власти ликвидировать коррупцию. И как разновидность оной – бюрократический механизм противодействия бизнесу и паразитирования на нем. А поскольку врага надо знать в лицо, мы решили рассказать о коррупции вообще и о борьбе с ней в частности.

Путин, коррупционные списки и бродвейские мюзиклы

Если следовать формуле, что Украина повторяет шаги России, но с опозданием на год-два, то «большая чистка» должна начаться буквально на днях. Нет сомнения, что Запад (и, прежде всего, американцы) заставят нас имитировать антикоррупционную активность, так же, как они заставили создать видимость борьбы с отмыванием денег. Вместе с тем, абсолютно ясно, что у нас это будет происходить более рутинно и скучно и станет лишь жалкой копией великолепной перетряски, которую сейчас можно наблюдать в России.

Политологи считают, что у Владимира Путина был очень конкретный мотив упрятать за решетку министра путей сообщения Николая Аксененко (уголовное дело за нанесение ущерба государству 12 млрд. руб.) и любимца народа «спасателя» Сергея Шойгу (2 уголовных дела). Пересажать верхушку московской и юго-западной таможен, комитета по рыболовле, министерства печати и петербургских вице-губернаторов. Путин хотел попасть в «большую семерку». И попал. А для этого пришлось немного почистить Россию.

В Украине схожая ситуация. Мы хотим в НАТО, в ЕС или на худой конец в ВТО. Но как в приличное общество не пускают с грязными ногтями, так и в эти престижные организации трудно войти, занимая третье место по уровню коррумпированности (читай рейтинг Transparency International). Аккурат после Нигерии и Югославии. Поэтому процесс очищения от скверны пошел так же бойко, как и борьба с отмыванием грязных денег.

Тем более, что уже несколько лет стратегические партнеры настойчиво подталкивают нас к решению этой неприятной для всех проблемы. Составляют списки «неправильных» высокопоставленных лиц и перечень их порочных деяний. А иностранные спецслужбы отслеживают контакты и трансакции наших политиков и членов их семей согласно инструкции SRO1-03 (SUP), изданной казначейством, Госдепом и Федеральной резервной системой США. И не только это…

Уже давно ходят слухи о подготовленных демократической администрацией и переданных правительственной делегации Украины во время визита в США осенью 1999 года списках злостных коррупционеров. По одним слухам, есть лишь общие рекомендации повыгонять со своих должностей коррумпированных представителей «ближайшего окружения» и местной власти на уровне губернаторов. По другим, перечень «нежелательных имен» очень даже конкретный.

Скажем, еще в 1997 году сын погибшего Евгения Щербаня Руслан не смог получить визу в США, где учился в школе его младший брат Женя. А в процессе выяснения причин оказалось, что американцы слишком хорошо осведомлены о невозвращенных фирмой Щербаней 50 млн. долл. из кредитной линии и об участии покойного в донецких бизнес-разборках.

Некоторые известные бизнесмены и политики (например, Игорь Бакай) не могли попасть в Штаты, несмотря на наличие там жены, детей или близких родственников. Американская иммиграционная служба, как всегда не объясняя отказ, уверенно отсекала нашу сомнительную элиту от цивилизованного сообщества. Говорят, что на сегодняшний день около 30 сильных мира сего лишены радости смотреть мюзиклы на Бродвее.

Так же есть весьма интересная информация (не подтвержденная, понятное дело, официально), что в Украине уже давно работают специалисты по сбору, анализу и систематизации сведений о коррумпированных должностных лицах и их «дочерних» коммерческих структурах. Эти специалисты фиксируют все случаи «чаевых», «комиссионных», предоставления служебной информации, «крышевания» или непосредственного участия в бизнесе чиновников и чиновничьей родни. Как правило, факты поступают от инофирм и СП, работающих на украинском рынке, а также от платных (!) информаторов в органах власти. Как говорится, каждый зарабатывает по-своему.

Зараза планетарного масштаба

Говорят, что коррупция подобно СПИДу существует во всем мире. И точно также неизлечима. Хотя ее и пытаются выводить весьма радикальными методами.

Самой крупной акцией такого плана до сих пор считаются миланские «Чистые руки» 1992 – 96 гг. Все началось с убийства судьи (причем соучастником преступления по уголовному делу, закрытому из-за отсутствия улик, проходил тогдашний и нынешний премьер Сильвио Берлускони), а закончилось – гигантским судебным процессом в Милане. Перед судом предстали 700 бизнесменов и политических деятелей, а изюминкой слушаний стало дело о взятке в $12 млн., которую Берлускони дал бывшему премьеру Беттино Кракси. Несмотря на то, что сеньор Берлускони, признанный виновным по трем делам, не ушел из политики, в его строительном бизнесе произошли существенные изменения: государственные расходы на строительство дорог и муниципальных зданий в Италии сократились на 20%.

В 1994 году разразился скандал в Швейцарии, которая всегда гордилась неподкупностью своих чиновников. Сначала поймали «на горячем» цюрихского ревизора баров и ресторанов, получившего за 10 лет трудовой деятельности 2 млн. долл. взяток. Вслед за этим началось расследование против пяти других ревизоров и двух чиновников, покровительствовавших фирмам при получении госзаказов.

В 1996 году в ходе т.н. «мюнхенской чистки» в ФРГ были арестованы 3000 чиновников и бизнесменов. Оказалось, что в коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, выдаче лицензий на открытие ресторанов и казино, пункты регистрации новых автомобилей, и особенно – строительная индустрия. По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере составляли 20% от сумы заключаемых сделок, деньги переводились чиновникам на подставные фирмы, а стоимость работ завышалась на 30-40%, вследствие чего ежегодно наносился ущерб казне в 10 млрд. ДМ.

«Канадское дело» косвенно затронуло Украину: с 1996 по 99 г. расследовались 200 дел против сотрудников 45 канадских представительства в странах «третьего мира», выдававших въездные визы наркодельцам, автоугонщикам, сутенерам и прочей пестрой публике. Последним попал под подозрение коммерческий атташе в Украине Ларри Даффилд, но его злоумышление доказано не было, и он лишь сменил прописку – Киев на Будапешт.

1998 – 99 гг. принесли разочарование в работе Международного олимпийского комитета (МОК) и Еврокомиссии. Выяснилось, что члены МОК брали взятки от представителей городов, желавших принять у себя очередную Олимпиаду, а еврокомиссионеры лоббировали себе фиктивные командировочные и многое другое. В марте 1999-го 20 еврокомиссаров с позором ушли в отставку. Была создана «чистильная комиссия» под руководством Нила Киннока, а рынок евро и европейских акций заметно пошатнулся.

Три «свежих» скандала напрямую касаются высших должностных лиц ФРГ, США и Франции. «Дело Коля» известно всем и нет смысла его пересказывать: старый добрый канцлер не брал взяток – «чаевые» за госзаказы бизнесмены переводили в «черную кассу» его партии.

Скандал вокруг тогдашнего вице-президента США Альберта Гора возник после обнародования отчета экспертной групп Палаты представителей о коррупции в России. На 183 страницах отчета подробно описывалось как «по взаимному согласию» русские присваивали американскую помощь. Главными действующими лицами этого процесса были Альберт Гор и Строуб Тэлбот в Вашингтоне и Анатолий Чубайс с Виктором Черномырдиным в Москве. После того, как последние высказали свое возмущение, ЦРУ выбросило информацию о сделке между Гором и Черномырдиным, вроде бы заключенной в 1993 году. Тогда американцы приобрели (по очень выгодным ценам) 500 т высокообогащенного урана из 5000 демонтированных боеголовок. Якобы из-за этой сделки и был убит генерал Лев Рохлин. Черномырдин пообещал подать в суд, а Чубайс направил гневное письмо конгрессмену Кристоферу Конксу. В российской прессе сенсацию «обжевали» и забыли, но репутация Гора пострадала безнадежно.

Последний из скандалов до сих пор потрясает Францию. В нем замешан и министр иностранных дел Юбер Ведрин (чей служебный кабинет обыскивали следователи 9 марта 2001 г.), и сын президента Миттерана Жан-Кристоф, и бывший президент ЕБРР Жак Атали, и даже нынешний глава государства Жак Ширак. Шеф МИДа обвиняется в том, что три года назад вместе с президентом ЕБРР помог торговцу оружием Пьеру Фальконе на сумму в 46 млн. долл. Фирма Фальконе «Brenco International» продала оружия враждующим сторонам в Анголе на 500 млн. долл., из которых 2 млн. долл. прикарманил Миттеран-младший (сейчас он отпущен из тюрьмы под залог 700 тыс. долл.), а по 250 тыс. долл. – Ведрин и Атали (свобода последнего обошлась в 140 тыс. долл. залога).

Кстати, на скамье подсудимых сидит и предшественник Ведрина в МИДе, экс-министр Ролан Дюма. Ему вменяют в вину многомиллионные комиссионные за контракты (в частности на поставку французских военных кораблей Тайваню) и трудоустройство любовницы на работу в нефтяную компанию «ELF», с оказанием «протекционных услуг» этой компании при получении госзаказов.

Ширака подозревают в мошенничестве: создании фиктивных рабочих мест в мэрии (когда он ее возглавлял) и перечислении полученных средств на партию. А также в получении взятки от компании-поставщика питьевой воды в Париж. Франция настолько потрясена этим коррупционным фейерверком, что почти не заметил антитеррористического «спектакля» США.

Изгнание беса

Надо сказать, что Украина давно и старательно борется с коррупцией. Например, она одной из первых в СНГ приняла закон «О борьбе с коррупцией». В нем предусматривается ответственность за получение «должностного вознаграждения» не только в виде денег, но и в виде акций, путевок, товаров ширпотреба и даже… скидок. Сказать, что закон не действует, было бы несправедливо. За последние три года по линии борьбы с коррупцией только силами СБУ (именно это ведомство в основном борется с бедой) было возбуждено около 1,5 тыс. дел. За злоупотребление властью и служебным положением к уголовной ответственности привлекались чиновники восьми облгосадминистраций, сотрудники таможенных и правоохранительных органов, функционеры ФГИ. Но наверху резких движений не совершалось, чисток, подобных московской, не было.

Спецслужбисты, консультировавшие автора в процессе подготовки материала, пояснили это тем, что в Украине отсутствует орган, занимающийся конкретно выявлением и борьбой с коррупцией. Одно время предполагалось, что функции такого органа будет исполнять Национальное бюро расследований. Но, поскольку средства на его функционирование не выделялись и в штате числились лишь директор (Василий Дурдинец), водитель, помощник и секретарша, бюро существовало исключительно на бумаге. И так же на бумаге было расформировано.

На безрыбье и рак рыба, и роль координатора антикоррупционной «чистки» попытался взять на себя Минюст во главе с тогдашним министром Сергеем Головатым. Как уже сказано выше, операция «Чистые руки» (тоже существовавшая лишь на бумаге) не привела к последствиям, которые можно было бы назвать «Быстрые ноги»: никто из чиновников не был отправлен в отставку, никто не сбежал.

В последние годы бороться с коррупцией пытались посредством указов, постановлений и распоряжений. Почти год назад – 7 и 16 ноября – были подписаны соответственно Приказ управления Госслужбы № 58 и указ Президента № 1242 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с коррупцией…». В первом документе, который является одним из самых курьезных продуктов бюрократической мысли, обязывает чиновников сообщать о наличии у него «конфликта интересов», т.е. «общего делового и политического интереса с кем-либо» (цитата). Указ предусматривал сокращение на 20% парка служебных автомобилей и отмену скидок на курортные путевки.

Оба эти документа пронизаны духом борьбы с привилегиями и наставления блудливых коррупционных овец на путь истинный, но ничего общего с реальными антикоррупционными намерениями не имеют.

То же самое можно сказать и о правительственной программе мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, утвержденной 6 мая – через 10 дней после отставки Виктора Ющенко – кабинетом исполняющих обязанности министров. ГНА, СБУ и другим ведомствам было приказано «прошмонать» фирмы, оформляющие визы (наверное, в поисках «панамских паспортов»), СП, банки, страховые компании и энерготрейдеров. В целом документ насчитывал 20 антикоррупционных мер и, подобно другим «лебединым песням» правительства реформаторов, был проявлением бумаготворческого популизма. Хотя бы потому, что на борьбу с коррупцией в бюджете не предусмотрено ни копейки.

Накануне парламентских выборов в Украине появилась новая сила по борьбе с «коррупционным бесом». Тогда еще лидер Партии регионов, председатель ГНАУ Николай Азаров создал «Антикоррупционный форум». По его словам, в «АФ» влилось много представителей силовых структур: сотрудники СБУ и МВД. Причем, что характерно, данные ведомства, по словам Николая Яновича, представлены не рядовыми сотрудниками, а на уровне заместителей первых лиц, которые внесли «очень интересные предложения».

Как пояснил главный налоговик, предназначение форума – «предавать гласности те или иные факты, объективно контролировать ход рассмотрения» правоохранительными и судебными органами коррупционных дел. Причем особое внимание будет уделяться топливно-энергетическому, аграрно-промышленному комплексам и финансово-кредитной сфере.

Впрочем, выборы прошли, а громких разоблачений от «Антикоррупционного форума» не последовало. Правда, он уже предложил 5 млн. грн. за раскрытие дела Гонгадзе. Может, дальше и проявятся какие-то «профильные инициативы». Тем более, после столь четко и категорично сформулированного задания президента. И с учетом стремительно приближающихся выборов 2004 года.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам