Озаренные тенью

Назначение Георгия Почепцова начальником стратегического управления АП не удивило никого и не породило сенсации. Так уж сложилось, что раз в два года в администрацию приглашают кого-то из политтехнологов. Через непродолжительное время у них либо пропадает интерес к работе, либо они не уживаются с бюрократической массой, либо уходят к Марчуку. Тенденция, однако…

Марчук и аналитики

Аналитическое управление появилось в администрации президента Леонида Кучмы через пару дней после того, как новая команда, победившая на выборах 1994 года, вселилась туда с мечтой о новом аппаратном порядке. Первым руководителем новосозданного информационно-аналитического управления стал социолог и технолог Виктор Небоженко. До этого он весьма успешно поработал на избирательную кампанию Леонида Даниловича и был одним из немногих, кто с точностью до сотых процента просчитал результат голосования. Некоторые, правда, говорят, что расчеты ему предоставил Дмитрий Табачник, но это так, мелочи… Подавляющее большинство его коллег предсказывали победу Леониду Кравчуку. Виктор Небоженко проработал в администрации президента около года и, по-видимому, устал от уже упомянутой бюрократической массы (повыползавшей из кабинетных щелей через несколько недель после смены власти). Он был первым, кто ушел добровольно. И первым из ушедших, кто пришел к Марчуку. Отставленный на тот момент премьер остро нуждался в общении с опытными криэйторами и именно Небоженко предложил ему концепцию образа «спокойной силы». В рамках этого образа Марчук мог молчать и давить на восприятие народной массы своими габаритами. Марчуку молчать нравилось, и около четырех месяцев Виктор Небоженко был претендентом на роль «творца» нового президента. Но постепенно пыл Кирилловича охладевал, он продолжал играть в игру «хочет [стать президентом], но молчит» и строить только одному ему понятные схемы, а за спиной умницы Небоженко замаячила другая фигура – умника Почепцова. Небоженко ушел от Марчука к Лазаренко и провел «Громаду» в парламент. Впрочем, это уже совсем другая история.

А в администрации президента в это время проявлял свои аналитические способности молодой профессор истории Сергей Телешун – еще одна креатура Дмитрия Табачника. Телешун продуцировал идеи создания Общественной палаты и совета партий, а затем вместе с заместителем главы АП Владимиром Литвиным готовил проект конституционного договора. Правда, и тут не долго музыка играла. После ухода Табачника в декабре 1996 года Телешун перешел с должности начальника управления внутренней политики на должность советника президента, создал свою структуру Фонд «Содружество» и после выборов 1999 года окончательно перешел туда, покинув свой кабинет в АП. Телешун не работал с Марчуком, но активно исследовал его политический образ и перспективы и, видимо, учитывая состояние последних, не пошел по пути Небоженко.

Сменщиком Сергея Телешуна стал философ и политолог Валерий Матвиенко. Как руководитель управления внутренней политики он проявил себя больше с бюрократической стороны, чем с творческой. Валерий Яковлевич вообще не пытался продуцировать идеи, считая это пустым времяпрепровождением. Так же не факт, что он общался с лично Марчуком, но (не смейтесь!) давал пространные интервью в его газету «День». Самое парадоксальное, что тень «спокойной силы» стала причиной беспокойной жизни еще одного «АПэшного» аналитика, профессора Владимира Полохало. Ему посчастливилось возглавлять управление внутренней политики в период между двумя выборами (парламентскими 1998 года и президентскими 1999 года) и на него возлагались идеи создания такого себе центра «гигантомыслия». Вместо этого, г-н Полохало опубликовал в своем журнале «Политическая мысль» доклад группы своих же экспертов, где «проехался» по политическим данным тогдашнего претендента на пост президента Леонида Кучмы. Естественно, АП ему пришлось покинуть, но слух о том, что вся эта «политологическая катавасия» была инспирирована штабом Марчука, долго витал в стенах Банковой.

Этапы большого пути

Георгий Почепцов – президент Украинской ассоциации «паблик рилейшнз», доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой международных коммуникаций и связей с общественностью Института международных отношений Киевского университета им. Т. Шевченко. Автор множества книг по «паблик рилейшнз» для профессионалов и «чайников». Его отличительной чертой является потрясающая профессиональная всеядность. Он работал (или пытался работать) с НДПистами. Шел 22-м номером в списке партии «Трудовая Украина» образца 1998 года. В последнее время брал подряды у Виктора Пинчука. Например, говорят, что именно команда Почепцова «провалила» на последних выборах в Запорожье экс-председателя правления банка «Славянский» Елену Якименко, которую им поручили вести.

Кроме того, Почепцов вечный советник, и, как написали, на одном сайте, «сказочник» при сильных мира сего. Он достаточно много раздал советов. И, учитывая вышеизложенные парадоксальные совпадения, было бы странно, если бы среди его клиентов не было Евгения Марчука. Почепцов не просто советовал Марчуку на президентских выборах. Почепцов крепко сидел в его команде с кабминовских времен и был официальным, оформленным по всем правилам советником премьер-министра Марчука.

И тут следует сделать небольшое отступление. Окружение Марчука тогда делилось как бы на три группы. В первой – формально-бюрократической – успели побывать Юрий Богуцкий (нынче министр культуры), Анатолий Голубченко (на тот момент бывший министр промышленности) и Орест Климпуш (тогда бывший министр транспорта).

Во второй – аналитической – Трофим Ковальчук (теперешний заместитель секретаря СНБО), доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного учета и кредита Киевского университета; Георгий Почепцов – тогда еще не очень широко известный специалист по созданию политического имиджа; Дмитрий Выдрин – один из сбежавших из АП советников, уже тогда имевший хорошие связи с западными центрами (где дают гранты) и российскими аналитиками типа Караганова. Кстати, из администрации президента Выдрин ушел якобы потому, что не умел довести аналитическую разработку до практических рекомендаций. Отсюда, не исключено, что роль Почепцова сводилась как раз к тому, чтобы приводить гениальные идеи Выдрина в соответствие с требованиями жестокой реальности.

Третий блок, который журналист Вячеслав Пиховшек окрестил «чекистским», составляли приближенные. Те, кому Марчук мог если не доверять, то давать пикантные поручения. Это полковники Василий Ситар, Анатолий Новик и Николай Суховий, генералы Александр Нездоля, Андрей Хомич и Валерий Маликов. Первые трое были помощниками, вторые – советниками.

По сути, в дальнейшем возле Марчука остались только «чекисты» да Трофим Тихонович. Что же касается Почепцова, то он появлялся в штабе бывшего шефа во время президентской кампании 1999 года и что-то советовал. Если эти советы и привели к тому результату, который показал Евгений Кириллович на выборах, то хуже обоим.

P.S. Можно предположить, что Георгий Почепцов не станет оригинальным и, подобно своим предшественникам, не надолго задержится на Банковой. С другой стороны, он всегда стремился приблизиться к власти и поэтому свое назначение расценивает как большой политологический успех и возможность «поконструировать» с оглядкой на выборы 2004 года. В любом случае, через год-другой будет чрезвычайно интересно узнать, кто придет ему на смену, и будет ли этот новый президентский аналитик озарен тенью генерала Марчука.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам