Украина выбирает "шведскую семью"

Состоявшаяся сегодня пресс-конференция министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, посвященная итогам деятельности внешнеполитического ведомства в 2000 году, была знаковой. Тем, как были расставлены приоритеты и подтверждена приверженность старым концепциям. Тем, как нынешний министр дистанциировался от своего предшественника. И, наконец, тем, как Анатолий Зленко понимает фразу – «украинская внешнеполитическая деятельность должна стать прозрачной для общества», и работу с прессой.
Долгожданная пресс-конференция подтвердила слова, давно ставшие аксиомой, – Зленко умеет работать с прессой. Ярко построенное выступление изобиловало цитатами, явно рассчитанными на журналистов и демонстрировавшими: на Михайловской площади дует ветер перемен.

«Мы открываем новую страницу, на которой будет меньше слов. Вместо этого они будут правильно написаны. Мы завершаем эпоху внешнеполитических прорывов и настраиваемся на работу ради «прорыва» внутригосударственного».

«…Для современного европейского оркестра партитура уже написана. И чтобы не нарушать гармонию игры, партитуру надо в совершенстве знать каждому из европейских музыкантов. Для нас, Украины, это, прежде всего, означает, что в XXI столетии качество звучания украинского голоса, т.е. внешнеполитический вес нашего государства, никоим образом не будет определяться ее расположением».

«В 2000 году мы действовали как перспективный участник европейских интеграционных процессов. Именно этот год в отношениях с Европейским Союзом и НАТО стал периодом будничной и предметной работы. Это, я убежден, обнадеживающий показатель… Мы в принципе преодолели этап декларативности на жизненно важном для нас евроинтеграционном направлении и сосредоточились на практических, а значит – наиболее необходимых моментах сотрудничества». И т.д. и т.п.

Но при всей свое яркости, выступление Зленко строилось на классических тезисах украинской внешней политики. Что, судя по всему, по замыслу авторов выступления, должно было подтвердить тезис, активно эксплуатируемый Киевом: внешнеполитический курс Украины – последовательный и предсказуемый.

Акцент на сохранении внешнеполитической «триады» Киева – ЕС, России и Соединенных Штатов, уверенность в будущем ГУУАМ, констатация некоего «омертвления» СНГ, несколько слов о Польше, необходимость уделять внимание странам Ближнего Востока, Африки, Азии и Южной Америки, перечисление участия Украины в международных организациях и миротворческие усилия – все это традиционно присутствовало в выступлении министра. Не обошлось и без того, чтобы Зленко не упомянул уже ставшие традиционными для него в последние четыре месяца замечания о необходимости прагматизации и экономизации внешней политики Украины.

Любопытным моментом выступления Зленко стали несколько высказанных, правда, весьма дипломатично, «наездов» на своего предшественника. Это касается, прежде всего, политики взаимоотношений Украины с Россией. Фраза – «мы постепенно начинаем отходить от крайностей» – в контексте украинско-российских отношений говорит о многом. Равно, как и подтверждение курса многовекторности и проведения политики стратегического партнерства. Однако, новое руководство МИДа постаралось придать иное звучание тезисам, ставшим краеугольными камнями украинской внешней политики, Тезисов, которые подвергаются критике со стороны экспертов.

«Мы можем принять «многовекторность» так, как ее понимает большинство стран мира. То есть как развитие и поддержку отношений со многими участниками международного общежития. Как известно, небольшая точка имеет бесконечное количество векторов, даже если их длина равняется нулю. «Многовекторность» – это никоим образом не направление движения государства в системе международных координат. Как говорит украинская поговорка, нельзя двигаться в «три боки» одновременно. Это необходимо раз и навсегда понять. В значении движения, в значении выбора,… Украина не считает себя многовекторным государством. Наш выбор и цель – определены. Они четко провозглашены президентом Украины Леонидом Кучмой. Это – европейская интеграция Украины».

«Украина подтвердила зрелое отношение к понятию «стратегического партнерства». Пришло время не бояться количества наших стратегических партнеров. Их не может быть слишком много. Их должно быть столько, сколько необходимо. Вместо этого нужно придерживаться нормальной логики в отношениях с ними. Нужно, чтобы наши партнеры уважали интересы Украины так же, как мы уважаем их интересы. Уверен: именно в этом суть, в этом значение стратегического партнерства. Нужно говорить то же самое по тем же самым проблемам и в Брюсселе, и в Москве, и в Вашингтоне».

Кстати, о многовекторности украинской внешней политики Украины неоднократно говорил и Борис Тарасюк, когда возглавлял внешнеполитическое ведомство. Но сейчас, после своей отставки, он уже несколько раз публично заявлял, что необходимо отказаться от этой «крайне ошибочной политики».

Яркое по форме выступление министра дополнило и прямое включение послов с «горячих точек» с их бесцветными докладами о работе за прошедший год. Роман Шпек (постоянный представитель Украины при ЕС), Валерий Кучинский (и.о. постоянного представителя Украины при ООН), Константин Грищенко (посол в Штатах) и Николай Белоблоцкий (посол в Москве) добросовестно отчитались в присутствии министра. Из их пятиминутных спичей запомнилась и заинтриговала фраза Николая Белоблоцкого: «Посольством велась работа по созданию позитивного имиджа Украины в российском информационном пространстве».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам