Стимуляция парламентского кризиса

Перспектива проведения досрочных парламентских выборов опять «забрезжила» на политическом горизонте. «Сколько можно?» – спросите вы. Один из вариантов ответа: «А сколько угодно!». Парламентский кризис действительно «свирепствует» уже не первый месяц. По пальцам одной руки можно пересчитать решения, принятые Радой, избранной в сентябре минувшего года.

В основном они касались кадровых назначений. Арсений Яценюк стал спикером, Юлия Тимошенко – премьером. Еще «каолиция» утвердила новый состав Кабинета министров. Больше ее («каолицию») никто не видел.

Само собой разумеется, что во всем обвиняют оппозицию в лице Партии регионов. Это она вероломно не дает работать страшно работоспособным «демократам», заблокировав деятельность парламента по «пустяковой проблеме» (вступление Украины в НАТО), которая волнует «один процент населения страны» (мнение Арсения Яценюка). Правда, особо активных усилий снять блокаду со стороны коалиции что-то не наблюдается. На этой неделе была предпринята вялая попытка возобновить сессионные заседания. «Регионалы» позволили спикеру совершить символический акт: закрыть первую сессию Верховной Рады и тут же открыть вторую. Но Арсений Петрович не оценил по достоинству жест ПР, поскольку тут же попытался переиграть оппозицию с помощью Блока Литвина. Это такой «секретный» план был разработан в «аналитическом центре» БЮТ. У «демократов» патологически не хватает голосов для принятия результативных решений. Теоретически они (голоса) есть, а практически – нет. Один заболел, второй уехал в командировку, третий занят бизнес-делами. В результате удовлетворить нехитрое требование «регионалов» – каждый депутат голосует лично – не получается. Что делать? Привлекать Блок Литвина. Не знаю, как стране, а «коалиции нужен Владимир Литвин». Но «литвиновцы» за так работать на демократов не будут. Им пообещали отменить действие закона о тендерных закупках. В обмен они должны были поддержать «безНАТОвскую» повестку дня.

Арсений Петрович действовал в лучших традициях игрока, склонного передергивать карты. Сначала он провел сверку депутатов в сессионном зале, чтобы выявить «мертвые души». Таково было требование «регионалов». Выявил. А потом, не обращая внимания на голосование чужими карточками, попытался с помощью «литвиновцев» запустить работу Рады по своему сценарию. В результате Яценюк оказался запертым в собственном кабинете. На протяжении двух с половиной часов представители ПР читали ему лекцию на тему «что такое договоренности и как их необходимо выполнять». Аргументу спикера – «вы не смотрите, что я в очках – штангу весом в 80 килограммов могу поднять!» – не произвели на лекторов должного впечатления. В результате очередная попытка запустить работу Рады перенесена на неделю. И далеко не факт, что «компромиссный вариант работы оппозиции и коалиции» будет найден 12 февраля.

Более того, список требований оппозиции, благодаря действиям Кабинета министров, может расшириться. Кроме отзыва знаменитого проНАТОвского «письма трех» и создания парламентской комиссии по расследованию обстоятельств нанесения «пощечины в пах» в Секретариате президента, «регионалы», скорее всего, не оставят без внимания и незаконное смещение с должности председателя Фонда государственного имущества. Повод для протеста более чем очевидный. Даже глава Секретариата президента Виктор Балога признает: «Увольнение Валентины Семенюк – это гораздо более существенный повод для блокирования работы ВР, чем малосодержательные аргументы меньшинства (оппозиции) по поводу НАТО».

Получается, что Секретариат президента дает добро на продолжение блокады. Действительно, почему бы не поставить на место «зарвавшуюся» Тимошенко? Благо повод подходящий. «Отстранение от должности» Валентины Семенюк произошло неконституционным путем. Только парламент дает согласие на назначение и увольнение председателя Фонда государственного имущества. Кабинет министров явно поторопился. С другой стороны, Юлию Владимировну тоже можно понять. Ей позарез необходим ФГИ для проведения ускоренной приватизации. Или реприватизации. Программа «Украинский прорыв» – штука дорогая. Необходимо постоянно изыскивать средства для раздачи населению. Поскольку блокада парламента может длиться долго, то вопрос о проведении смены руководства Фонда постоянно зависает.

«Фактор Семенюк», безусловно, обострит ситуацию, которая чем дальше, тем больше напоминает события, предшествовавшие досрочным сентябрьским выборам. Только, скажем так, персонализация конфликтных ситуаций несколько иная. Тогда Святослав Пискун отказывался покидать кабинет генерального прокурора, а теперь Валентина Семенюк не покидает свое рабочее место. Когда же президент действительно приостановил действие правительственного постановления об увольнении председателя ФГИ, персональный конфликт между Ющенко и Тимошенко дошел до точки несовместимости. Или он, или она.
И поэтому не стоит отмахиваться от перспективы проведения досрочных выборов. Экс-премьер Виктор Янукович не исключает подобной возможности. Спикер Арсений Яценюк категорически против. Но, будем объективны: какую роль играет Арсений Петрович? Да никакую. Даже его подчеркнутое одиночество – до сих пор у спикера нет заместителей – подчеркивает временный характер пребывания Яценюка на должности председателя ВР. Налицо все предпосылки для формирования качественного политического тупика.

Во-первых, коалиция последовательно демонстрирует свою недееспособность. Она превращается в виртуальный политический фактор, поскольку тезис «дайте нам работать» уже попросту смешон. Если вы такие могучие и стабильные, то почему не можете справиться с меньшинством? Тридцатидневная недееспособность Рады может привести к тому, что у президента появится право распустить парламент. Существует и иезуитский способ обойти требование Конституции, в соответствии с которой глава государства не может на протяжении года после проведения досрочной кампании назначать новые выборы. Вспомните формулировку одного из многочисленных указов гаранта нации о роспуске предыдущей Рады. Как совершенно справедливо отметил Роман Зварыч, в этом документе «нет ни одного слова о досрочном роспуске парламента». «Президент просто констатировал в своем указе отсутствие полномочности Верховной Рады», – отметил Зварыч. Как говорится, те же яйца, только в профиль.

Во-вторых, есть исторический прецедент «добровольного» сложения полномочий 150-ю депутатами, вследствие чего Рада становится неполномочной. Именно по такой схеме был осуществлен предыдущий роспуск парламента. Две фракции ВР – Партия регионов и БЮТ – обладают достаточным потенциалом, чтобы в одиночку осуществить подобную акцию самоуничтожения. Метод, конечно, более чем спорный, однако при наличии соответствующих политических договоренностей вполне может сработать.

В-третьих, если оппозиция инициирует отставку спикера Арсения Яценюка, то далеко не факт, что данная попытка провалится. Да, у Партии регионов, Блока Литвина и коммунистов не хватает голосов для проведения операции по смещению Арсения Петровича. Однако и у коалиции не хватает ресурсов для обеспечения полной поддержки ставленника Банковой. 150 народных депутатов вправе поставить вопрос об отставке спикера. В соответствии с Регламентом деятельности ВР он отстраняется от ведения парламентских заседаний. Вопрос: кто вместо него будет председательствовать? Ответ: а фиг его знает. Вице-спикеров ведь нет. Кризис? Еще какой.

В-четвертых, президент опять выступил с инициативой повышения избирательного барьера для политических блоков. В своем послании ВР, которое так и не было провозглашено с парламентской трибуны, Виктор Ющенко предлагает поднять до 5% барьер для блоков, в состав которых входят три партии. Если количество блоковых субъектов больше трех, то за каждого добавляется по одному проценту. Пример: в блок «НУНС» входят 9 партий. Следовательно, для преодоления избирательного барьера ребятам необходимо набрать 11% голосов. На первый взгляд, подобная инициатива гаранта демократии направлена против Блока Литвина. Он с трудом преодолел трехпроцентный барьер. Однако, если копнуть поглубже, выясняется, что Виктор Андреевич склонен дрессировать свою парламентскую силу. Появляются дополнительные стимулы для объединения «НУНС» в единую партию. Если «Народная самооборона» решит идти отдельно, то у них могут возникнуть проблемы. Сказанное относится и к разнообразным проектам создания союзов национал-патриотов, которые в изобилии представлены в «НУНС». Налицо корректирование предвыборных условий игры. К чему бы это?

В общем, если приложить немного усилий, то Раду распустить можно. Другой вопрос: кому это выгодно? Похоже, все понимают, что еще одни досрочные выборы ни к чему не приведут. Более того, в наиболее проигрышной позиции находится именно «верная» пропрезидентская сила, которая расколется еще на старте кампании. Примерно известен и сценарий поведения БЮТ в «досрочных условиях»: проведение внеочередной президентской кампании. Опять-таки, шансов выиграть у Виктора Ющенко нет. Тогда к чему это все? Наиболее понятный и простой ответ заключается в следующем: происходит обострение ситуации для переформатирования нынешней коалиции со всеми вытекающими последствиями. Последствия, кстати, хорошо известны. Это отставка Юлии Тимошенко, формирование нового правительства ПР и «Нашей Украиной», замена Арсения Яценюка на Ивана Плюща. Подобный сценарий развития событий в настоящее время устраивает двух игроков, которые неестественным путем вынуждены объединиться против третьего. Третьим лишним, конечно же, является Юлия Владимировна. Ну а призрак досрочных выборов является лучшим стимулятором для переформатирования большинства.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам