Пошлинная кутерьма

С понедельника отечественный бизнес живет в состоянии глубокого недоумения. В прошлую пятницу президент наложил вето на закон «О внесении изменений в закон Украины «О Таможенном тарифе Украины». Этому рады автоимпортеры и выступают против автопроизводители, которые надеются на преодоление вето. Учитывая, что закон проголосован 367-ю голосами, такой вариант вполне возможен. Однако все как-то забыли, что закон касался не только машин, а целого ряда товаров, и сейчас все они проходят растаможивание полулегально – на основании письма Гостаможслужбы…
История с ветированием закона №2351-1 полна курьезных парадоксов. Достаточно сказать, что этот выгодный для отечественного автопрома документ лоббировали все крупнейшие автозаводы, включая корпорацию «Богдан». Так вот, по забавному стечению обстоятельств, Виктор Ющенко наложил вето на закон сразу после участия в… открытии нового автомобильного завода корпорации «Богдан». Там он и ленточку перерезал, и трогательно-напыщенно говорил о том, что «впервые в Украине за последние 50 лет после введения в эксплуатацию ЗАЗа мы присутствуем на запуске первого национального автомобилестроительного завода, мощности которого составят 120-150 тысяч авто в год, а количество новых рабочих мест – 4 тысячи…». Дальше он еще несколько минут рассказывал, как гордится людьми, реализовавшими этот проект, о том, что рано или поздно наша страна придет к собственной мировой марке автомобиля. В общем, по настроению главы государства лоббисты закона поняли, что все ОК. Когда они расслабились и ушли на фуршет, Виктор Андреевич взял и подписал вето. Сопроводив его обращением к народным избранникам.
Это обращение висит на официальном сайте президента. И там сказано, что «такое поведение является неприемлемым для ответственного участника международного сотрудничества и беспрецедентным как в нашей практике, так и в деятельности ВТО. Хочу подчеркнуть, что свою обеспокоенность в связи с возможным нарушением взятых обязательств уже выразили Европейский Союз, Канада, Норвегия, США, Япония и ряд других государств-членов ВТО»…
Суть возражений более конкретно расшифровывал первый замглавы Секретариата президента Александр Шлапак. Он напомнил, что глава государства наложил вето на этот закон в связи с тем, что ставки ввозной пошлины по некоторым товарным позициям (в частности, мясо, алкогольные, безалкогольные напитки, какао-порошок, шоколад, автомобили) вступают в силу только с 1 января 2009 года, а не с момента опубликования закона.
"Полугодичный срок, который отведен для четырех отраслей, я убежден, ничего особенного не поменяет в системе их функционирования. Речь не идет о том, что за эти полгода можно успеть провести какую-то дополнительную реструктуризацию или возможно получить какие-то другие выгоды, кроме получения дополнительной прибыли владельцами предприятий, которые работают в этих отраслях, так как они дальше могут продолжать работать в условиях чрезвычайно высоких импортных тарифов на товары, подобные тем, которые они производят", – сказал он.
Тут следует напомнить, в чем соль конфликта. Упомянутый закон вернул старые, действовавшие до вступления Украины в ВТО таможенные пошлины на ряд товаров. Камнем преткновения стали ставки пошлин на импортируемые автомобили. Получилось так, что 3 июня депутаты решили: новые пошлины в 10% должны вступать в силу не с момента вступления в ВТО (16 мая), а с 1 января 2009 года. И таким образом, через две недели после, как все думали, введения сниженных пошлин, объявили, что все возвращается на круги своя.
Согласно закону сейчас автомобили с бензиновыми двигателями 1-2,2 л должны облагаться налогом в размере 25%, а остальные – 10%-ной пошлиной с момента опубликования закона. По оценкам экспертов, в категорию 1-2,2 л попадают 80% всех продаваемых в Украине новых автомобилей.
Салоны, в связи с уменьшением пошлин уже снизившие цены, оказались поставленными перед фактом, что нужно их поднимать снова. Правда, если смотреть в глаза истине, снизили цены далеко не все. Но возмущение среди автодилеров было тотальным.
Вскоре руководители крупнейших объединений импортеров провели пресс-конференцию, в ходе которой обрисовали последствия для авторынка вступления Украины в ВТО. Так, генеральный директор "Авто-Интернешнл" Елена Дунина отметила, что снижение таможенных пошлин не приведет к уменьшению поступлений в госбюджет. По ее словам, снижение ставки на ввоз автомобилей может увеличить отчисления уже в этом году на 1 млрд. грн., а в следующем году при стабильном объеме рынка – на 2-3 млрд. грн. А генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных экспортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко спрогнозировал, что, если депутаты попытаются за 8 дней, которые у них остались до каникул, преодолеть вето, президент обязан ни в коем случае не сдаваться и передать закон в Конституционный суд, так как он не соответствует международным обязательствам, которые взяла на себя Украина.

В принципе, аргументы у Виктора Андреевича для обращения в Конституционный суд будут. Дело в том, что в документ внесены нормы, которыми предусматривается корректирование ставок ввозной пошлины на отдельные товары и проводится детализация на национальном уровне некоторых товарных подкатегорий. А это, по мнению юристов, нарушает базовое законодательство.
Но возникает самый главный вопрос – насколько затянется коллизия с законом, и что делать тем, кто не участвует в «автомобильной потасовке», а просто подпал под действие вето «за компанию»? И что делать, если депутаты все-таки вето преодолеют, а президент, как ему советуют, пойдет в Конституционный суд: пошлины повысятся или нет?

Впрочем, и защитники закона тоже не пальцем сделаны. Они разделились на две группы. Одни попытаются лоббировать свои интересы через другие преференции. Так, президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук, выразив надежду на преодоление Верховной Радой вето, рассказал о планах корпорации пробить через Минпромполитики принятие определенных защитных мер для отечественного автопрома, которые допускаются требованиями ВТО, в частности, льгот относительно налога на прибыль, налога на землю. Другие, более радикальные, будут подбивать депутатов самих обратиться в Конституционный суд. 50 голосов для этого они соберут.
В любом случае, экспортно-импортные операции сейчас идут вне правового поля, поскольку старый закон не действует, новый – находится под вето, и единственным документом, на основании которого высчитываются пошлины, является письмо Гостаможслужбы о введении 10%-ой пошлины на автомобили. Это, по сути, внутренний нормативный документ таможни, подменить закон он не может. Поэтому юристы Секретариата «подперли» его нормой прямого действия из ратифицированного протокола ВТО, поскольку международное соглашение имеет силу выше, чем отечественное законодательство. Особенно, если оно еще и не действует. В результате, как пояснил Шлапак, таможня пропускает товары по ставкам, которые указаны в ратифицированном протоколе ВТО, то есть по ставкам ВТО, и опирается на этот документ.
А тем временем, в мае рынок новых автомобилей в Украине составил около 50 тыс. авто, что на 18,74% больше, чем годом ранее. Однако, если сравнить этот показатель с апрелем, то очевиден спад продаж на 18,5%.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам