Пиратский тупик

Переговоры о выкупе украинских моряков из сомалийского плена перешли в завершающую стадию. Вчера временный капитан судна был переправлен на берег «за деньгами». 17 октября в Сомали вылетает Нина Карпачева, которая, возможно, будет участвовать в передаче денег. Вместе с тем, воды и еды на судне осталось на пять дней…
Европейский Союз решил провести 14 октября морскую операцию. А МИД Украины уже запасся позицией, что моряки – сами виноваты в случившемся и были чуть ли не в сговоре с пиратами.

Напомним хронику этой драмы. 25 сентября у берегов Сомали пираты захватили украинское судно Faina, перевозившее из города Николаева в кенийский город Момбасу оружие. По официальным данным, на борту судна находятся 33 танка Т-72 1979-1983 годов выпуска, зенитно-пулеметные установки ЗПУ-4 1954 (!) года выпуска без боеприпасов, гранатометы РПГ-7В 1978-86 годов выпуска с остаточным ресурсом 30% и без боеприпасов. Снаряды для танковых орудий, боеприпасы осколочно-фугасные ВОФ-36, бронебойно-подкалиберные снаряды. Все они произведены в 1977-79 годах. Их вес вместе с упаковкой составляет 813 т.

Всего стоимость военного груза на судне, по официальным данным, оценивается в $10 млн. Но главное сокровище – не это старье, а ремонтные комплекты к танкам. В Африке это такой же дефицит, как запчасти к автомобилям в советское время. Поэтому истинная ценность груза – в разы больше. И ее не разглашают вовсе не для того, чтобы обмануть пиратов. Похоже, кое-кто неплохо наваривается на бизнесе по торговле оружием и не намерен делиться прибылью с налоговой инспекцией. Правда, точно сказать, кто это такой умный, может лишь расследование.

Понятно, что, увидев такое богатство, флибустьеры обалдели и долго не могли решить, какую сумму выкупа им требовать у судовладельцев. Цифра неоднократно менялась – $10 млн., $20 млн., $30 млн., последнее вроде бы – $8 млн. Для сравнения: за освобождение экипажа сухогруза «Панагия» в 2005 году просили $700 тыс., а сторговались за $400 тыс. Летом этого года команду корабля «Леман Тимбер», где были четверо украинцев и 9 бирманцев, выкупили за $750 тыс., хотя просили $3 млн. Все 42 дня торгов морякам пришлось жить в нечеловеческих условиях – 50-градусной жаре, инфекциях, голоде. Примерно, в такой же ситуации находятся и нынешние заложники. Их обещают взорвать вместе с судном, если не будет достигнуто соглашение о выкупе.

Правда, на недавней пресс-конференции главарь пиратов сказал, что переговоры о выкупе идут продуктивно и от идеи взрыва они отказываются. Кстати, во время переговоров об освобождении «Леман Тимбер» с владельцем судна голландцем Леманом Ридереем пираты так же использовали психологическую атаку, обещая начать расстреливать команду или продать ее в рабство.

Впрочем, при всей дикости пиратского бизнеса, сомалийские флибустьеры считаются более надежными партнерами, чем восточные или арабские пираты. Как правило, получив выкуп и поделив его прямо на палубе, они покидают судно и не препятствуют его выходу в море.

По словам экс-зампреда СБУ Василия Крутова, который участвовал в подготовке так и не реализованного силового сценария освобождения «Панагии» в 2005 году, портрет сомалийского пирата, это высокий, крепкий негр, в футболке, набедренной повязке, босой, с автоматом Калашникова. «Конечно же, это серьезный бизнес, целая индустрия. Раньше судам рекомендовалось следовать не менее чем в 20 милях от побережья Сомали, затем это расстояние увеличили до 50 миль, сейчас уже – до 90, а пираты выходят в океан на 220, причем там у них собственные плавучие базы, где размещены питание, бензин. Они имеют хорошую разведку, свою агентуру, доверенных лиц и получают информацию либо с самого судна, либо из порта, откуда оно следует…», – говорит Крутов.

Украина, хоть и располагает спецподразделениями типа «морских котиков», не имеет опыта освобождения моряков, захваченных пиратами. Омбудсмен Нина Карпачева намекала, что такие предложения со стороны отечественных силовых структур были, но она сумела склонить их к решению идти по пути выкупа.

И тут все уперлось в деньги. Ни государство, ни бизнесмены-собственники их так просто не дают. Один из владельцев судна – Вадим Альперин, имеющий весьма неоднозначную репутацию в родной Одессе, согласен платить. Но – лишь за корабль (ориентировочно –$4 млн.). Но фактически пираты требуют рекордную по мировым меркам сумму не столько за людей и «старую калошу», сколько за оружие. А судовладелец отказывается платить за чужой груз. И, по-своему, прав.

Кто заплатит несчастные $4 млн. – вот дилемма, в которую оценили жизнь моряков. Владелец груза – государственные компании «Укринмаш» и «Укрспецэкспорт» – ссылаются на бюрократические нюансы, согласно которым они могут вообще дистанцироваться от проблемы. Дескать, деньгами не располагаем, выкупами не занимаемся.

Минтранс тоже пытается постоять в сторонке. Его представители говорят, что ведомство лишь «осуществляет контроль морского перевозчика и соблюдения международного морского права по обеспечению морских перевозок, в том числе при экспорте оружия». Хотя претензии к нему можно предъявить вполне обосновано.

Как известно, на судне Faina не было охраны. Его безопасность в открытом море не была обеспечена и иным образом. Вместе с тем, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 16 мая в 1992 г. № 250 на Службу общей безопасности Государственной администрации морского транспорта Украины возлагается «сопровождение и охрана судов с ценным грузом и судов, которые находятся в странах распространения морского пиратства и терроризма», а также «разработка методических рекомендаций и инструкций относительно действий экипажей судов в экстремальных ситуациях, связанных с морским пиратством, терроризмом и другими посягательствами на жизнь, здоровье, честь и достоинство пассажиров и членов экипажей».

Виктор Ющенко занял прогнозируемую позицию: во всем виновата «баба Яга» Тимошенко. Юлия Владимировна то же самое говорит о Ющенко. Когда родственники моряков с захваченного сомалийскими пиратами судна Faina пришли к зданию секретариата президента Украины, Виктор Андреевич встретиться с митингующими отказался, поручив Совбезу Украины и МИДу страны «предпринять дополнительные меры для решения проблемы освобождения украинских граждан, захваченных пиратами».

Позиция МИДа – это отдельный разговор. Как и в ситуации с «Леман Тимбер» они не посвящены в ход переговоров и даже не ориентируются в сумме выкупа, зато заранее подстраховываются на случай печального исхода. 9 октября (т.е. через две недели после захвата судна) МИД умудрился подготовить заявление, что причиной захвата украинского судна Faina стали чрезвычайно низкая скорость передвижения судна и его пеленгирование пиратами с помощью радара.

Для чего все это делается – понятно. Среди сомалийских разбойников нет единого мнения, как действовать дальше. Как передает «Морской бюллетень-Совфрахт» со ссылкой на выпущенного из тюрьмы Эндрю Мвангуру – директора Программы помощи восточноафриканским мореплавателям, у пиратов нет главаря и согласия: «Один согласен на минимум и освобождение судна, другой требует максимума, третий говорит, что максимума не надо, но и минимум не подойдет – не поймут и поднимут на смех соседние шайки. Похоже, среди пиратов есть один-два идиота, действительно готовых на крайние меры».

Правда, когда жены моряков пошли к Ющенко, заявление МИД срочно спрятали. Тем не менее, «огрызки» Огрызка говорят гаранту, что в случае (не дай Бог) трагической развязки у нас готова позиция, что моряки были сами виноваты в случившемся.

Цинизм позиции власти в нынешней ситуации просто переходит все границы. По слухам, на СНБО (не знаю, в зале заседаний или в кулуарах) было сказано нечто вроде «платить не будем вообще, в стране есть богатые люди, пусть они раскошелятся, если хотят». Не так ли Степан Богданович?! Богатые люди раскошеливаются. Например, Партия регионов основала фонд по сбору средств для выкупа украинских моряков, которых захватили пираты. Кое-какие благотворительные организации подбрасывают по копейке. Говорят, что россияне уже внесли за своих часть суммы. Но должны ли они оплачивать небрежность государственного оружейного бизнеса? Ведь обе компании-поставщика – казенные. И не надо верещать, что денег нет: 417 млн. грн. на новые выборы – в казне нашли, а $8 млн. на выкуп – нет?!
Можно точно сказать, что с сегодняшнего дня счет пошел на часы. Российский капитан захваченного украинского судна Виктор Никольский, заменивший скончавшегося Владимира Колобкова, во вчерашнем интервью интернет-изданию Life.Ru сказал, что «запасов топлива у нас хватит на два, может быть на три дня, но не больше. Затем корабль потеряет энергию, электричество и… шоу закончится». Пищи и питьевой воды хватит примерно на четыре или пять дней. Моряки «метут по сусекам», едят овсянку, картошку, пьют воду. Кстати, команда «Леман Тимбер» спаслась сухпайками, предназначенными для питания на плотах в случае кораблекрушения. Последние 10 дней пираты отказали заложникам даже в стакане воды в день. Давали буквально по нескольку капель. И так до тех пор, пока не прибыл иностранный катер с посредником и деньгами…
P.S. Согласно последним данным, платить выкуп будут сообща судовладелец и страховая компания при посредничестве английской фирмы, имеющей опыт передачи денег пиратам и сотрудников-сомалийцев.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам