Ющенко, газ, Голодомор

Права была реклама жевательной резинки: «іноді краще жувати». Зря Виктор Андреевич сказал в интервью El Pais и еще четырем европейским изданиям, что президент России Дмитрий Медведев продемонстрировал "неадекватное отношение к трагедии украинского народа" (Голодомору). Зря назвал его циничным и аморальным. Потому, что переговорщики от «Нефтегаза», которые читали эту статью в Москве, плакали, как бахчисарайский фонтан…

А утро сегодняшнего дня стало дня них «утром стрелецкой казни». Все надежды на выгодные условия поставок газа в 2009 году растаяли.

Если бы не этно-пчелиная зацикленность нашего лидера, его калиновая идентичность и прочие признаки отсутствия здравого расчета, я бы подумал, что он подрабатывает на проценте у Миллера. Не спорю, что Голодомор – это трагедия запредельного масштаба. Как, впрочем, и гибель Помпеи. И многие другие беды человечества. Но не думаю, чтобы итальянцев можно было сцементировать как нацию вокруг Помпеи. Точно так же попытка выдвинуть Голодомор на первую по значимости позицию в истории Украины – не слишком удачное решение. Может, чтобы «затереть» дату созыва Майдана – да. Чтобы списать несколько сотен миллионов бюджетных средств – тоже. Потешить несколько человек из власти – вполне.

Чем спиливать Ленина и возводить монументы в память безвинно погибших, ограничились бы национальной минутой молчания и большим траурным молебном, а сэкономленные деньги передали на лекарства детям, умирающим от рака. Кризис в первую очередь ударил по ним – финансирование препаратов для таких детей прекращено, они в мучениях гаснут на глазах своих родителей в онкологических центрах по всей Украине. Но это лишь изредка появляется в журналистских репортажах.

Кто-то спросит: что общего между трагедией больных детей, Голодомором и темой, с которой мы начали, – переговорами по газу? Общий тут приоритет. Положение Украины сейчас крайне незавидное. Наш локомотив – металлургическая промышленность – резко снизил обороты. Многие комбинаты остановились. Сбыть продукцию они не могут. Причин две – «примитивность» сортов украинского металла и его высокая себестоимость. Несколько дней назад была надежда на свет в конце туннеля. На мировом рынке стали обозначилось оживление. Но хорошая новость сменилась плохой – с 1 декабря отменяются экспортные пошлины на значительную часть китайской стальной продукции. Учитывая, что энергоемкость китайской металлургии гораздо ниже, чем у нас, а производительность – выше (поскольку комбинаты – новые, технологии – современные), заработать на оживлении спроса удастся не нам. Кризис усиливает конкуренцию. Выживает сильнейший. Слабые идут на дно.

Именно такую перспективу помогает обрести своей горячо любимой родине ее президент. Все его антикризисные указы – это голословная риторика, не имеющая ничего общего с рецептами выздоровления экономики. Значительная часть шагов – странные метания из стороны в сторону, мало способствующие внешнеполитическим и экономическим успехам страны.

И вот, в данной ситуации, когда в Москве шли, заметьте, финальные переговоры по газу, кроме того, Путин собирал съезд «Единой России», очень важный для него и в плане сохранения реноме власти в условиях кризиса, и в момент голосований по продлению президентских полномочий на два года, появляется задиристое интервью Ющенко с выпадами в адрес Медведева.

Единственный вопрос, который возникает при этом: зачем? Зачем он трогал Медведева? Или даже не так – зачем именно в этот момент он его обозвал? Ну, вот представьте, вы просите у человека в долг, и, когда он с задумчивостью смотрит на свой бумажник, называете его, скажем, педофилом. Так «зважено», «обгрунтовано», но педофилом. Чем закончатся ваши деловые отношения? В лучшем случае – ничем. В худшем, можно и по тыкве схлопотать.

Нет, я не за то, чтобы бояться Медведева или поступаться принципами перед Россией, если речь идет о вопросах защиты чести и достоинства государства. Но дискуссия вокруг отношения к Голодомору – настолько неподходящий повод «доссориться до ручки», что даже и сказать-то нечего.

Медведев, конечно, не мог молчать. Он ответил асимметрично. Поручил взыскать с Украины газовый долг, который оценивается в $2,4 млрд. «С долгом Украины нужно окончательно определиться и взыскать его или в добровольном порядке, или в принудительном. Так, как это установлено действующим законодательством и в рамках наших двусторонних отношений", – заявил Медведев на встрече с руководителем "Газпрома". Алексей Миллер рассказал ему в ответ, что "Газпром" ведет с украинской стороной переговоры о долгосрочном контакте: "На корпоративном уровне степень готовности высокая, все необходимые документы готовы". Но Медведев был непреклонен – и велел "доложить, где деньги".

Это означает, что заключенные между нами соглашения должны быть очевидно невыгодны нам. Причем насколько, чтобы самый начинающий репортер, без помощи «пиар-агентуры» Кремля смог это увидеть и донести до широкой публики посредством своего информагентства. В свою очередь, аналитики всяких рейтинговых и экспертных международных структур тут же заметят, что условия поставок газа в Украину ухудшились. И опустят наш рейтинг еще ниже.

В принципе, и без политической составляющей все было не очень хорошо. Долг перед Россией действительно существует. Не важно, перед «РосУкрЭнерго» или «Газпромом», поскольку они «связаны по бизнесу». Причем переговоры идут уже давно. По сообщениям СМИ, НАК не смог рассчитаться за поставки, поскольку правительство не компенсировало разницу между закупочной ценой на газ и отпускной ценой для ТЭК за 2006 год. Говорят, что есть и другая причина: в ожидании резкого увеличения цены на газ мы начали массового закачивать его в ПХГ. В январе-октябре было закачано 15,6 млрд. куб. м газа, в том числе в октябре – 1,5 млрд. куб. м. Обычно эта цифра в два раза меньше. А рассчитываться каждый раз до 25 числа не успевали. К накопленному долгу добавлялся «технический». Кстати, одна из причин роста курса доллара то, что его скупали для погашения долгов «Нефтегаза».

Россияне, как всегда это бывает перед заключением контракта, насчитали нам в два раза выше, чем мы себе – $2,4 млрд., против $1,270 млрд. по нашей статистике. И предложили рассчитаться бесплатным транзитом из расчета $1,7 за тысячу куб. м на 100 км с сохранением этой цифры до 2011 года. В то время как по подсчетам «Нефтегаза» рентабельная цена транзита составляет $9,32 за тысячу куб. м на 100 км. Правда, получить мы ее не сможем, ибо газ к нам идет долгой извилистой дорогой по трубам, принадлежащим "Газпрому", и, если он повысит цену транзита, вообще не расплатимся.

Предложение рассчитаться транзитом, при внешнем позитиве, на самом деле очень невыгодное. Поскольку у «Нефтегаза» резко падают поступления, это влияет на его баланс, бухгалтерию, ухудшает показатели, он становится непривлекательным заемщиком.

Так что переговоры изначально были не в нашу пользу. Теперь, после грубостей Ющенко и требования Медведева взыскать долг, дискуссия вокруг долгосрочного контракта может и вовсе приостановиться. Все сведется к теме, в какой форме мы будем погашать долг, и по какой цене нам поставят газ в объеме 55 млрд. куб. м в первом полугодии 2009-го.

Это значительный откат назад от позиций, согласованных 2 октября в 2008 г. в ходе встречи главы правительства РФ Владимира Путина и премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Напомню, согласно подписанному ими Меморандуму о сотрудничестве в газовой сфере, переход на прямые долгосрочные отношения между ОАО «Газпром» и «Нефтегазом Украины» планировался с 1 января 2009 года.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам