«Хищница Европы» обнажила «земельный кариес»

С тех пор, как «Версии» впервые предупредили общественность («Суперинтегрюк» сдаст Змеиный?», 3 сентября 2008 года), что президент Украины Виктор Ющенко, пребывая в плену собственных геополитических фантазий и в надежде, что его отблагодарят евроинтеграцией за демонстративную (на грани предательства интересов страны) прозападную лояльность, может отказаться от шельфа возле черноморского острова Змеиный, об этом же не писал разве что ленивый. Славу Богу, что умные люди в стране не перевелись.

Равно как все обратили внимание и на то, что, как всегда, первой на уступчивость гаранта откликнулась Румыния. Все заинтересованные СМИ Украины упомянули, как экс-министр иностранных дел Румынии Адриан Северин в одной газете, имеющей, как мягко сказано, репутацию последовательного проводника позиции проамериканского лобби, прямо заявил, «что от дружбы и поддержки Румынии Украина выиграет гораздо больше, чем от нескольких лишних квадратных километров континентального шельфа». При этом хитрый Северин убалтывал Ющенко, нажимая на два момента – цитирую:

а) «…Румыния не только проводит дружественную политику по отношению к Украине, но всегда последовательно выступала в поддержку всех шагов Киева на пути к евроатлантической интеграции… С этой точки зрения решение вопроса о разделе морских границ между Румынией и Украиной приобретает особую важность и должно стать предметом внутренней политики обоих государств… Румыния недавно вступила и в НАТО, и в Европейский Союз, и это дает ей возможность оказывать всемерную поддержку Украине на долгом пути реформ, которые призваны приблизить ее к стандартам этих двух сообществ… У нас есть достаточно опыта, который легко применим и к Украине…»;

б) «…при этом не следует забывать о том, что у Украины имеются разногласия по поводу своих черноморских границ не только с Румынией, но и с Россией… На фоне этой мрачной перспективы спор по поводу раздела морских границ с Румынией выглядит просто легким недоразумением… Украине меньше всего нужно то, что сегодня происходит в России, а именно – рост антизападных настроений и дальнейшее ухудшение отношений с Западом».

Другими словами, Северин, с одной стороны, поманил Ющенко евроинтеграцией, о чем «нашенький», похоже, думает, даже щупая своих любимых пчелок за жалко. С другой – румын ловко поиграл русофобской настроенностью гаранта: России Ющенко боится и одновременно хочет сделать из нее внешнего врага, чтобы внутри Украины хоть как-то сплотить остатки своей команды. Ну а потом и польстил: «…Именно от способности Украины твердо стоять на ногах и принимать самостоятельные решения будет в конечном итоге зависеть архитектура безопасности во всем регионе…». Очень умная, надо отметить, обработка. Учитывая психотип президента Украины (мечтатель-интегратор и доморощенный «мессия» в нем сочетается с трусом и одновременно самовлюбленным павлином, раздувающимся от собственного гипертрофированного самомнения), вполне можно рассчитывать на успех.

При этом Северин и тиражирующие его действительно проамериканские или, как сейчас принято говорить, «пропиндосские» СМИ ненавязчиво, но особо подчеркивали, что румын – депутат Европарламента и типа говорит от имени этой структуры. Это должно было произвести на Ющенко дополнительное мотивационное впечатление: отдать этот чертов остров и не париться, получив взамен еще одно уверение в том, какой майдаун – демократ…

Понятна и позиция Северина, и проамериканских СМИ в Украине. За умение и неуемное стремление любой ценой приращивать территории во время любых конфликтов на континенте Румынию всегда называли «хищницей Европы». Она всегда лезла и захватывал чужие земли, если ей не давали по мордасам, как, например, отмстил ей СССР, когда она в 1941 году вместе с Гитлером влезла на советскую территорию и хотела оттяпать, кстати, огромные куски от украинской республики. Сталин после победы отобрал у Румынии все, что хотел, в 40-х годах прошлого века закрепил это в международных договорах и «прирезал» приобретенное советской Украине. В подарок, так сказать. Ющенко теперь эти подарки может разбазарить. Он ведь у нас – антисталинист-русофоб и «національно стурбовані» претензии предъявляет только России. А вот когда его облапошивает «член НАТО», а «хозяин» в США с этим согласен, то готов молчать в евротряпочку – авось и его заметят, подберут и медальку на грудь повесят…

Ну а украинские СМИ, подъедающиеся на американских или европейских грантах «в поддержку демократии», готовы поддержать все, что угодно, лишь бы не иссякал поток этой самой демократической поддержки. То есть масс-медиа работают как типичные агенты чужого влияния. При этом они находятся еще и в контексте устремлений «народного презыдэнта»…

Интерес же США и ЕС к Змеиному лежит, что называется, на поверхности. С переходом шельфа у острова под контроль Румынии Запад, уходя от необходимости иметь дело с непредсказуемой Украиной, решит две проблемы. Во-первых, экономическую: а) получит доступ и к возможным разработкам новых месторождений нефти и газа, коими, говорят, богат шельф; б) окончательно укрепится в портах на Черном море, имеющим важное транспортное значение. ЕС уже прибрал к рукам порты Бургас и Варна (Болгария), Констанца (Румыния), что практически сделало ненужными украинские порты (Одесса, Ильичевск) и потеснило Россию.

Во-вторых, военно-политическую – вместе с военными базами США на Балканах, возникших там в процессе уничтожения Югославии, и остающимся контролем Турции над Босфором и Дарданеллами НАТО усилит свои позиции в этом регионе Черного моря и окончательно превратит российские военные потуги в этом регионе во второстепенный фактор, окончательно нивелировав значение Черноморского флота России. Ющенко-русофоб, ясное дело, готов подыграть такому сценарию с дорогой душой. НАТО будет полностью контролировать юго-восточную часть Европы, и когда, как думает Ющенко, к Альянсу присоединится Украина, Россия окончательно будет вытеснена из региона, в том числе из Севастополя. Выдавливание России из региона повысит шансы на реализацию различных альтернативных энергетических проектов, типа «Набукко», Баку–Джейхан, Одесса–Броды и т. д.

Сейчас Румыния при молчаливом одобрении ЕС и США устремляет свой взор на новые земли, имея в виду Молдову. Там для «собирания всех румынских земель» Бухарест хочет разыграть свою традиционную карту «Великой Румынии», которая сегодня трансформировалась в доктрину «Косово наоборот». То есть не потакать сепаратистам, отделяющим части земель от целостного государства, как это произошло с Косово в Сербии, а приращивать собственную территорию за счет воссоединения с другими независимыми странами, коей сегодня и является Молдова.

В Румынии, отдавая дань политкорректности и международному статус-кво, тем не менее, всегда были уверены, что никакой Молдовы нет и в помине. Что она возникла в 1924 году, благодаря большевистской политике «молдовенизма», позволившей СССР создать в Украине Молдавскую АССР, а всех румын объявить молдаванами. Румынские СМИ и сейчас периодически пишут, что молдовенизм-де – это «геостратегический фактор», одинаково используемый в Кишиневе и в Киеве, чтобы не дать молдаванам в Молдове и в украинских Буковине и Одесской Бессарабии почувствовать себя румынами. И, разумеется, реализовать свое право на воссоединение с «матерью» – Великой Румынией.

Всплеск объединительных тенденций был особенно силен сразу после развала СССР. В Молдове появились и существуют сейчас политические силы, которые готовы воссоединиться хоть сейчас. И они, эти силы, периодически то усиливают свое значение, то ослабляют. Тормозит «слияние в экстазе под сенью бухарестских струй» и фактор непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), которая и возникла как протест русскоязычного (в том числе и украиноязычного) населения против возможного объединения. Люди с оружием в руках отстояли свое право ни с кем не сливаться без их разрешения…

Сейчас Румыния переживает очередной приступ объединительного зуда. Поводом послужило 90-летие решения об объединении Бессарабии и Румынии, принятого Национальным Советом в Кишиневе весной 1918 года. В честь этой даты была отдана дань уважения членам Национального Совета на мемориальной усыпальнице и проведена конференция «Бессарабия на перепутье – Объединение 90 лет спустя». Президент Румынии Траян Бэсеску пришел в Румынский институт культуры на открытие выставки, названной «27 марта 1918 года. Архивы Объединения», где были выставлены документы об этом событии. Туда же прибыл и новый мэр Кишинева Дорин Киртоакэ, которого считают ставленником молдавских «воссоединителей». Мэр демонстративно принес глиняный горшок, наполненный бессарабской землей, и передал его президенту Бэсеску. Тот же отметил, что необходимо вспомнить о тех политиках, которым «хватило умения воспользоваться подходящим случаем» в 1918 году. А потом традиционно посетовал на пакт Молотова–Риббентропа и предложил отменить его: «Нацизм и коммунизм разделили нас на некоторое время договором, который был подписан представителями этих двух режимов – пактом Риббентропа–Молотова. Наша обязанность исправить решение, принятое самыми жестокими режимами».

Как? Очень просто – поддержать стремление Молдовы в Евросоюз. И уже в рамках ЕС воссоединиться, если сейчас ничего не получается…

Румынские же СМИ тем временем вовсю обвиняют в молдовенизме нынешнее руководство Молдовы – президента Владимира Воронина и премьера Зинаиду Гречаную, записав их в манкурты, иваны или, если по-румынски, в «ионы, родства не помнящие». В частности, газета Ziua поведала читателям, что президент Молдовы Воронин, несмотря на то, что он – на 100% румын, теперь ненавидит Румынию и считает цвета румынского флага фашистскими. А Гречаная, назначенная Ворониным премьером, – его полный клон в женском обличье. «Драма Воронина – это драма Молдавии, и сейчас искалеченной коммунизмом», – воскликнула газета. И в доказательство своих слов рассказала, что дядя Воронина был участником вооруженного антикоммунистического сопротивления в горах в Румынии во время Второй мировой войны. А вот племянник попался в руки к коммунистам, которые взялись его перевоспитать, поменяли фамилию на русскую – Воронин и превратили мальчика в манкурта, человека, который ненавидит собственный род А семья дедушки президента Молдовы из 10 детей (пять мальчиков и пять девочек) вообще когда-то была богата, уважаема и – это главное – румынская. Дедушка Исидор Сырбу был депортирован большевиками, его имущество конфисковано, а семья разрушена. Но Сырбу, который был примаром (мэром) в Приднестровье в 1942-1944 годах во время правления диктатора Иона Антонеску, разумеется, проклял русских коммунистов и бежал в Румынию, чтобы воевать в горах.

И точно такая же картина, пишет Ziua, у премьера Гречаной. Несмотря на то, что родилась будущая глава правительства практически в ГУЛАГе, а точнее в сибирском городе Томск, куда были депортированы ее родители, теперь она – главный активист Коммунистической партии, заявляет, что говорит на официальных языках – русском и молдавском. И, как и Воронин, страдает «стокгольмским синдромом», возникающим у заложника по отношению к террористу, когда заложник готов отдать свою жизнь за его спасение…

Не угодил же Воронин Румынии и «воссоединителям» тем, что: а) настаивает на подписании базового политического договора и договора о границе между Румынией и Молдовой, а также обвиняет Бухарест в том, что тот не оставил надежду в будущем объединиться с его страной; б) отстаивает хорошие отношения с Россией; в) не видит будущего Молдовы в ЕС без решения проблемы ПМР, то есть хочет в ЕС только с Приднестровьем. И, конечно же, в Молдове скоро выборы президента, которого избирают парламентарии, и молдовскому электорату надо рассказать, кого «правильно» избрать в парламент, чтобы там был избран и «правильный президент».

И сейчас Румыния активно – десятками тысяч – выдает румынские паспорта как молдаванам, так и гражданам Украины в Буковине и Бессарабии, выделяет средства на поддержку через образование и культуру румынских настроений в указанных регионах, поддерживает там деятельность Румынской православной церкви, приглашает на учебу в Румынию, создает препятствия для развития национально-культурной идентичности представителям нацменьшинств (венгры жалуются вовсю) на своей территории и т. д. и т. п.

А ЕС, как ни крути, все это выгодно: Молдова (с ПМР или без нее) в Румынии – это больше территории, подконтрольной Евросоюзу. Кроме того, решаются и все проблемы, о которых уже было сказано выше.

Увы, проблемы эти, как и в случае с шельфом у Змеиного, решаются, похоже, за счет Украины. Опять же при молчаливом согласии «оранжевого» президента, пребывающего в плену все тех же интеграционных иллюзий, о которых сказано выше. И опять можно обнаружить румынский след: известно же, что Бухарест всесторонне консультирует молдавских «братьев» – дипломатов и политиков на предмет того, как можно «крутиться» в современной дипломатии и приращивать земли.

И «младшая сестра» – Молдова – является неплохой ученицей. Она тоже уже неслабо поживилась за счет территории Украины, не дав ей ничего взамен из того, что должна была отдать и что было отражено в соответствующих двусторонних договорах.

В сентябре сего года замминистра иностранных дел Украины Константин Елисеев радостно отрапортовал, что Евросоюз готов способствовать скорейшему завершению процесса демаркации украинско-молдавской госграницы. Но так и остался без разъяснения вопрос, связанный с обменом территорий между Украиной и Молдовой. Молдова от Украины получила участок берега в месте слияния рек Прут и Дунай, где уже построен порт Джурджулешты с нефтяным терминалом объемом переработки до 2,1 млн. т в год, способный принимать танкеры дедвейтом до 10 тыс. т.

Когда тогдашние более вменяемые власти Украины возмутились, то Молдова предложила вариант обмена: 435 м украинской береговой полосы на молдавский отрезок автотрассы Рени–Одесса (7,7 км) в районе села Паланка Штефан-Водского района. Соответствующее соглашение было подписано в 1998 году, но… Молдова – не Украина, она, как и Румыния, своими землями не разбрасывается.

Но дело даже не только в земле, потеря которой по воле властей – нарушение ст.73 Конституции Украины, говорящей о том, что вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом. Украина несет экономические потери и будет нести их впредь.

Во-первых, рассчитанный на обработку импорта порт Джурджулешты – это конкурент украинскому порту Рени, который, кроме экспорта, тоже может принимать и импорт, ибо обладает мощностями по перевалке нефти и нефтепродуктов объемом более 2 млн. т в год. Но они задействованы не более чем на 20% – по итогам 7 месяцев 2008 года Рени переработал только 222 тыс. т нефтепродуктов.

Сейчас Рени работает не в полную мощность, ибо, во-вторых, железная дорога к нему, как и автомобильная, проходит через территорию Молдовы. И наши братья-молдаване имеют возможность влиять на стоимость транспортировки грузов, следующих в Рени. И пользуются этим.

Передача же участка трассы у Паланки Украине решала бы эту проблему. К тому же в конце августа сего года Молдова завершила строительство 50-километровой железнодорожной ветки Кагул–Джурджулешты, упрочив тем самым преимущества своего порта и ослабив возможности ренийского. А планы украинских чиновников построить железнодорожную ветку Измаил–Рени протяженностью 47 км пока только на бумаге.

Стоимость дороги Кагул–Джурджулешты – 68 млн. долл. У Молдовы могло и не найтись таких денег. Но, оказывается, «старшие братья» помогли. Министр транспорта и дорожного хозяйства Молдовы Василий Урсу еще в 2007 году в интервью журналу «Порты Украины» сказал: «Железная дорога Кагул–Джурджулешты свяжет наш порт со всей системой железных дорог Молдовы. Это даст возможность доставлять грузы из порта во все точки Молдовы и наоборот… Нашими планами предусмотрено также строительство автомагистрали от самой северной точки Молдовы на границе с Украиной до порта в Джурджулештах… Мы в прошлом году начали реконструкцию дорог, инвестировали на эти цели порядка 5 млн. евро. В этом году наши инвестиции возрастут в 15 раз. Мы заключили контракты с Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Каждый из них предоставит нам кредиты по 30 миллионов евро…».

Причину же такой еврощедрости в интервью УНИАН невольно раскрыл экс-министр транспорта Украины Валерий Пустовойтенко: «У первого заместителя председателя ЕБРР – жена румынка, она добилась очень сильных инвестиций для Румынии, я даже помню, нам давали кредиты для «Укрречфлота», чтобы строить корабли. А корабли обязывали строить в Румынии, вроде бы тендер выиграли. Румыния же всегда поддерживала независимость Молдовы и понимала необходимость ее энергетической свободы от России. Румыния даже прибегла к помощи МВФ, ЕБРР, чтобы они поддерживали Молдову в их намерении иметь свой порт и нефтетерминал. И тогда им дали очень приличный кредит».

А это, между прочим, именно Пустовойтенко в феврале 2002 года тогдашний министр транспорта Молдовы Анатолий Купцов вручал Акт о передаче в собственность Украины автомобильной дороги Одесса–Рени в районе Паланки. Но таможенные и пограничные посты стоят там и поныне…

Будут у Украины и другие транспортные проблемы, если порт Джурджулешты засорит судоходный фарватер Дуная. Или экологические – если разлитая нефть попадет в Дунай, из которого воду пьет украинский Измаил. Кроме этого, дунайская вода питает большие пресноводные украинские озера, по берегам которых расположены 27 сел. Население их использует воду для орошения полей и огородов, в поймах выпасается скот, а в самих водоемах ведется промышленный лов рыбы. В дельте Дуная к тому же расположен уникальный биосферный заповедник. Ему нефть тоже ни к чему…

…А Пустовойтенко знает рецепт «лечения» молдовской неуступчивости. «Денонсировать договор с Молдовой невозможно, а вот обязать ее выполнить свои обязательства можно. У нас есть масса рычагов. Мы поставляем туда уголь и электроэнергию. Стратегических товаров и чувствительных для экономики Молдовы товаров, которые идут через нас, – полно. Прикройте на два дня границу, и все пропадет. Была бы политическая воля, а мы все играемся. Кто нам что хорошего подарил: завод, фабрику?.. Фигу. Мы ничего не имеем, мы только отдаем. То Казахстану, то России, то теперь вот Молдове…», – сказал он журналистам УНИАН. Правильно сказал. Но кто же его послушает, если «оранжевые» иллюзии горе-интеграторов сильнее реалий. И ни кризис, ни постоянные отсылания от порога как ЕС, так даже и НАТО на них не действуют…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам