Доллар растет опять. Почему?

Нацбанк не удержался и сделал подарок Ющенко ко Дню рождения: перестал поддерживать гривну, чем повысил курс американской национальной валюты. Как свидетельствуют антиквары с «блошиного рынка», президент Украины в быту отдает предпочтение именно американским деньгам. Теперь на $100 он сможет купить больше бюстиков Шевченко, глечиков и шкафчиков из-под старых часов. Тем, у кого нет долларовых запасов, но есть долларовые кредиты, впору вешаться…

Ситуация становится критической для многих людей. Моя подруга, тоже журналист, три года назад взяла пятилетний долларовый кредит под 12% годовых на квартиру и добросовестно платила его с опережением графика. Помимо основной зарплаты, у нее были приработки. Как правило, в валюте. Сейчас приработков нет, и зарплату платят невовремя. К тому же по курсу 5,5 грн./$. Зато банк пообещал ей презент: поднять процентную ставку по кредиту до 30%. Не хочет – пусть отдает остаток долга сразу. И долларами, естественно. Знакомая ситуация, не правда ли?

Американская валюта стала основным ликвидным спекулятивным ресурсом в условиях кризиса, потеснив недвижимость, вложения в которую уже приносят колоссальные убытки, а не сверхприбыли. Выиграл тот, кто не успел потратить доллары. В том плане, что он сможет продержаться на плаву дольше других. Например, другая моя подруга продала (еще по высоким ценам) земельный участок, добытый ею по случаю на госслужбе. В размышлениях, куда бы пристроить доллары, она плавно въехала в кризис. И сейчас счастлива от того, что вовремя «притормозила». Несмотря на проблемы в бизнесе, она не умрет с голоду, даже если три месяца не сможет получать доходы. По ее наблюдениям, цены на продукты растут не быстрее, чем курс «зеленого», попутно разоряя отечественный ритейл.

Вот кому оказалось хуже, чем предполагали даже пессимисты: почти все крупные торговые сети показали большущие убытки. Затиснутые между снижением покупательной способности населения и ростом курса доллара, они плавно ползут к дефолтам (почти у всех есть крупные валютные кредиты на закупку импорта). Их внезапный (очередной) рост доллара просто вгоняет в перманентную истерику.

Аналитики же не видят в происходящем ничего удивительного. «Основными факторами, способствующими девальвации гривны и укреплению доллара, являются очевидное ухудшение перспектив экономического развития, падение промпроизводства на 34% по итогам января (т.е. нет поступлений от экспорта, и для обеспечения социальной сферы нужно искать гривневые ресурсы); долговая позиция (большие корпоративные долги, в том числе и государственных компаний – прежде всего «Нефтегаза Украины», – которых государство не бросит, а постарается изыскать средства на погашение их займов); ожидающее нас расширение социальных выплат, не связанное с экономической деятельностью. Причем эти выплаты будут «разрастаться», учитывая высокие темпы инфляции, – говорит в интервью «Версиям» директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Василий Юрчишин. – В таких условиях (и украинцы это понимают) гривневая масса, которая будет вливаться в экономику в результате банальной эмиссии, не будет обеспечена. Вследствие чего усилится как инфляционное, так и девальвационное давление. Если при этом вспомнить, что происходит дальнейшее удорожание энергоресурсов, прежде всего газа, то становится ясно: серьезная девальвация неизбежна. И тут важно уже не то, что гривна будет падать и дальше, а то, чтобы власть не допустила шоковых обвалов, как осенью прошлого года. К сожалению, сейчас сохраняется риск такого развития событий вследствие разного рода обострений кризисных ситуаций», – невесело заключает он.

Однако наряду с объективной стороной процесса (так сказать, плановым обесцениванием гривны) отмечаются и субъективные моменты. Точнее – судорожные и хаотичные действия Нацбанка. Скажем, банкиры утверждают, что главной причиной нынешнего этапа девальвации стало «дерганое» поведение Нацбанка. Еще 11 февраля НБУ запретил банкам проводить валютные операции (в том числе по поручениям клиентов) по курсу, который "существенно превышает средневзвешенный курс рынка". Как жалуются топ-менеджеры банков, в последнее время Центробанк постоянно шлет им письма с требованием проводить валютные операции по немотивированному курсу: сегодня одному, завтра – другому.

В этих условиях банкиры не знают, удастся ли им добыть валюту для клиентов или себя самих. А тем временем у многих банков и корпораций подходит время выплаты долгов: кредитных и «облигационных». Несмотря на то, что экономическая активность резко снизилась, и, скажем, объемы потребляемых импортерами долларов упали в несколько раз, из-за долгов потребность в валюте все равно растет. А каждый новый шаг власти (будь-то исполнительная или законодательная, не важно), мягко говоря, разочаровывает. Например, Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект, который обязывает экспортеров продавать половину валютной выручки. Здорово, молодцы: экспортеров и так уже по пальцам можно пересчитать, а тут еще у них валюту снова начнут отбирать, как в старые добрые времена, неизвестно по какому курсу, учитывая «шатания» Нацбанка. Что им останется делать? Правильно, вспомнить забытое старенькое и находить способы не возвращать доллары и евро в страну.

Впрочем, кроме этих причин, аналитики называют и весьма банальные: миссия МВФ уехала, Нацбанк перестал удерживать образцово-показательный курс гривны в стабильном состоянии. «Мне представляется, что на ускорение девальвации гривны, в частности снижения ее наличного обменного курса в последние дни, повлияли два фактора. Во-первых, пока в Украине работала миссия МВФ, Центробанк старался: проводил интервенции, усилил административное давление на банки с целью продемонстрировать Фонду, что он владеет ситуацией. Т.е., что официальный курс гривны не сильно отличается от рыночного. Это является одним из требований МВФ, зафиксированным в Меморандуме. Вот вам один фактор, который действовал не так давно и не действует сейчас. Во-вторых, дестабилизационным фактором является усиление проблемы с обслуживанием внешних обязательств. Причем, не только долговых. В частности, негативно на курсе гривны сказалась информация о том, что «Нефтегаз» испытывает сложности с получением ресурсов для оплаты первых порций газа».

Действительно, если за небольшие, как утверждает украинская сторона, объемы январского газа мы не в состоянии заплатить, то что будет дальше? Когда газа пойдет все больше, а цены на него на тот момент еще не упадут?

О том, насколько низко падет гривна (10, 11, 12 грн./$), эксперты говорят неохотно: прогнозы, тем более цифровые, – вещь неблагодарная. «Нельзя достоверно предсказать колебания курса доллара, поскольку сейчас нет ни одного макроэкономического показателя, за который можно было бы зацепиться, делая выводы, – отмечает Василий Юрчишин. – Нет, увы, и признаков появления какого-либо стабилизирующего компонента, который может прекратить экономическое падение и сползание гривны. Разве что – фактор сезонности. Не будем терять надежду, что весной, как минимум, хуже не будет…», – резюмирует он.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам