Православие против тоталитаризма

Я неоднократно говорил и писал о настойчивых попытках правящего режима создать псевдоцерковь, именуемую им «единой национальной». В условиях системного политического и экономического кризиса это методичное безумие становится особенно опасным. Религиозная сфера крайне чувствительна к внешнему вмешательству и, к сожалению, способна стать одним из самых серьезных факторов дестабилизации Украины. Ошибочно считать, что человека ХХІ века вопросы веры мало волнуют. Если у народа задевается глубинный религиозный архетип, то последствия становятся непредсказуемыми…
Что движет режимом в его попытках проведения тоталитарной унификации путем создания марионеточной псевдоцеркви? Ответ очевиден.

Любой националистический режим тоталитарен по своей сути. Он неизменно стремится перейти от простого авторитаризма, требующего лишь внешнего подчинения государственным институтам, к полному управлению внутренним миром человека и лишению возможности свободного выбора основополагающих жизненных ценностей.

Обязательным условием установления тоталитаризма является уничтожение традиционного религиозного сознания как независимой от государственного контроля сферы, в значительной мере определяющей систему морально-этических координат общества. Его место режим стремится заполнить собственными базисными установками псевдосакрального характера.

Именно в данном направлении действует двуединая, несмотря на все личностные противоречия, националистическая власть, делающая все возможное для уничтожения канонического православия как основы православно-славянской цивилизации и фундамента украинско-русского единства. Она пытается подменить православие духовными фальсификатами навязываемых извне чуждых ценностей.

Ведь православно-славянская цивилизационная основа Украины априори несовместима с реализуемым курсом примитивного этнонационализма, втягивания в НАТО и превращения страны в антироссийский плацдарм.

Идею создания «национальной» псевдоцеркви до майдана, в начале 90-х годов, пытался реализовать первый президент Украины. Это сразу же обернулась пролитой кровью, захватами храмов, нанесло серьезнейший ущерб репутации Украины как демократического государства. Но в 1994 г. Леонид Кучма, став президентом, быстро нормализовал государственно-церковные отношения.

Основанная на соблюдении Конституции, толерантная религиозная политика проводилась и во время двух правительств Виктора Януковича, лично уделявшего особое внимание защите конституционных прав верующих всех конфессий и поддержке канонического православия, как ментальной основы большей части народа Украины.

Все было в одночасье разрушено после путчей 2004 и 2007 годов, когда начала активно проводиться государственная политика по тоталитарной унификации религиозной жизни общества. Практически ни одно выступление Ющенко по гуманитарной тематике не обходится без направляющих «установок» православным иерархам. Действующий президент – маниакальный сторонник расчленения Русской Православной Церкви и создания в Украине «единой национальной поместной Церкви» вместе с раскольниками и униатами.

Конечно, личное дело президента – придерживаться ли православных канонов. Но глава государства, как и другие должностные лица, не имеет права нарушать Конституцию и права верующих. Церковь в Украине отделена от государства, любое вмешательство в конфессиональные вопросы антиконституционно и нарушившие данное положение должны нести ответственность.

Показательно, что о «национальной» Церкви глава государства вспоминает исключительно по отношению к УПЦ, находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Его не волнует ни прямая подчиненность греко-католиков Ватикану, ни засилье в Украине многочисленных тоталитарных сект с центрами управления в США (имеющих при этом мощнейшее лобби в руководстве Кабмина и органах власти), ни ваххабизм, вытесняющий в Крыму традиционный ислам.

Было бы ошибкой считать, что действия правящего режима являются импровизацией. Напротив, они совершаются по схемам, апробированным предшествующими тоталитарными диктатурами, и лишь адаптируются к современным реалиям.

Впервые в новейшей истории Европы именно в Украине в 1918-1919 годах была предпринята попытка путем жесткого государственного давления уничтожить традиционную религию большинства.

Неслучайно петлюровская политика ликвидации православия и десакрализации его святынь тщательно исследовались нацистскими идеологами, в том числе будущим создателем рейхсминистерства по делам занятых восточных территорий Альфредом Розенбергом. Ключевые элементы политики лидеров Центральной Рады и Директории были позднее развиты и задействованы фашистами в религиозной политике на оккупированных украинских землях.

Националисты осознавали, что при существовании канонической православной Церкви невозможно внедрить в сознание народа идеологию национальной ненависти и отторжения Украины от единой православно-славянской цивилизации. Поэтому даже в январе 1918 г., когда Центральная Рада находилась в шаге от гибели, в первоочередном порядке был решен вопрос о создании департамента исповеданий, главной задачей которого была «украинизация» церкви и создание антиканонической автокефалии.

Размещение департамента – государственной структуры, призванной уничтожить каноническое православие, в Митрополичьем доме Святой Софии выглядело как откровенное кощунство. Это было не только сознательным оскорблением чувств верующих – через десакрализацию святыни наносился удар по глубинному православному архетипу украинского народа.

Подобным же преднамеренным кощунством выглядит и введенная Виктором Ющенко традиция проводить торжественные приемы в День Независимости на территории Святой Софии, где рядом с Митрополичьим подворьем возведенного Ярославом Мудрым кафедрального храма, с XI века по конец XVIII-го находился монастырь, считавшийся образцом подвижничества, смирения и аскетизма.

Замечу, что дважды, будучи в 2006-07 годах председателем оргкомитета по празднованию годовщины независимости, я неоднократно пытался объяснить Виктору Андреевичу недопустимость подобного кощунства, но столкнулся лишь с крайним раздражением.

Однако самый сильный удар был нанесен петлюровцами по монастырям, которые всегда были главными оплотами веры. Специально обработанных в духе ненависти к каноническому православию «синежупанников» разместили в Киево-Печерской лавре и Михайловском Златоверхом монастыре, где они начали терроризировать монашествующих и осквернять святыни.

В контексте определенного в начале прошлого века курса следует рассматривать и незаконное решение нынешних властей о передаче комплекса Киево-Печерской лавры в государственную собственность. Таким образом, монастырь становится полностью зависимым от режима, у которого появляется дополнительный рычаг давления на УПЦ с целью склонения к неканонической автокефалии. В духе тоталитарной традиции не возвращается верующим и Святая София, как и Лавра, унизительно для верующих именующаяся «заповедником».

Апофеозом церковной политики Директории стало провозглашение 1 января 1919 г. «Закона про Верховную Власть в Украинской Автокефальной Православной Миротворческой Церкви», взявшего на себя функции определения канонического статуса церкви. Впервые в ХХ веке в Европе государство так неприкрыто вмешалось в конфессиональные вопросы, и впервые так открыто были нарушены права миллионов верующих.

Дело Директории было достойно продолжено творцами майдана. По точному выражению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, политика националистического режима по разрушению канонического православия – это попытка создать «Церковь без Церкви». В более же широком аспекте курс режима – это построение Украины без Украины.

Очевидно, что навязываемое сверху тоталитарное государственное устройство с националистической идеологией абсолютно неприемлемо для большей части жителей страны. Не менее очевидно, что невозможно десяткам миллионов граждан Украины навязать искусственный монолингвизм и лишить возможности использовать родной русский язык во всех сферах жизни.

Невозможно сделать историческими героями всей Украины преступников против человечности из ОУН-УПА и СС «Галичины», как и невозможно убедить большинство украинцев, что членство в агрессивном военном блоке может лучше защитить национальную безопасность, чем нейтральный статус.

Понимают это и лидеры режима – им нужна другая Украина и другой народ. Нужна Украина без Украины – народ с выкорчеванной исторической памятью, лишенный традиций и с разорванной цепочкой духовной преемственности поколений.

Составляющие национального менталитета базируются на фундаменте православной традиции, и только уничтожение фундамента сделает возможным разрушение возведенного на нем здания.

С этой целью режимом ведется тотальная идеологическая обработка через СМИ, систему образования, неустанно трудятся спецслужбы. Но прошедшее после майданного переворота время показало, что ожидавшийся эффект не достигнут.

Долг всех ответственных политических и общественных сил поставить надежную преграду нарушению прав верующих и тоталитарному вмешательству в религиозную сферу. Без этого Украину ожидает национально-государственная катастрофа, превращение в подобие Боснии, пережившей на наших глазах спровоцированную извне войну между единокровными сербами православного и мусульманского вероисповедания.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам