Свободный атом

Депутаты парламента ЮАР от правящей партии АНК подвергли резкой критике американскую компанию Westinghouse в связи закрытием программы высокотемпературных реакторов. Американские партнеры владели акциями фирмы PBMR, созданной для разработки высокотемпературных реакторов с шаровыми твэлами. Но весной этого года они внезапно прекратили сотрудничество с южноафриканскими коллегами.
По словам представителя PBMR доктора Роберта Адама, это решение "шокировало" африканскую компанию и привело ее к финансовому краху. Из 800 сотрудников фирмы к 1 ноября на рабочих местах осталось всего девять человек. Имущество и другие активы PBMR в настоящее время оцениваются. Их продадут до марта 2013 г. Американцы вызвались помочь ЮАР в адаптации технологии высокотемпературных реакторов из Германии. Но почему-то охладели к ней.

К Украине эта история прямого отношения не имеет. Но на определенные размышления наводит. Westinghouse помогает НАЭК «Энергоатом» адаптировать свое топливо к реакторам советской /российской/ разработки. На первых порах интерес американской компании к проекту подогревался финансированием со стороны правительства США. Постепенно все расходы на закупку ядерного топлива взяла на себя украинская компания. С 2011 г. должен начать действовать пятилетний контракт между «Энергоатомом» и шведским подразделением Westinghouse на поставку топливных кассет минимум для трех блоков.

Но проблема в том, что экономики в этом сотрудничестве мало. Украина закупает американское топливо существенно дороже, чем российское для выполнения политической задачи по обеспечению диверсификации поставок энергоресурсов. Но и для американцев вряд ли выгодно держать линию для производства продукции, которая востребована только в Украине, и то в ограниченных объемах. Понятно, что они бы с удовольствием продали эту технологию «Энергоатому», хорошо заработав и освободив мощности под более рентабельные заказы.

Однако Украина в 2010 г. решила осваивать выпуск ядерного топлива с помощью России. Это усугубило положение Westinghouse. Там прекрасно понимают, что с запуском украинско-российского производства о поставках топлива для «Энергоатома» можно забыть. Очевидно, что «американскую квоту» займут украинские сборки, которые будут дешевле даже российских. Тогда сборочную линию на заводе в Швеции, работающую на украинские АЭС, можно будет закрыть.

Этим, скорее всего, и поясняются недавние недовольные высказывания руководителя по развитию бизнеса в Европе компании Westinghouse Ника Шуляка. По его мнению, Украина, отклонив предложения американцев, закрыла себе выход на внешние рынки. Странно, что топ-менеджер не слышал о планах поставок украинского ядерного топлива на реакторы российской разработки в странах ЕС. К тому же он забывает, что американское топливо еще не получило всех необходимых лицензий. Но технологию по его изготовлению США уже готовы продавать…

Неблагородный риск

В целом, наблюдая за работой американских компаний в сфере ядерной энергетики, можно сделать один вывод. Зачастую во главу угла они ставят экономическую выгоду, а не вопросы безопасности или технические детали проекта. Именно поэтому концерны из США предпринимают колоссальные усилия, чтобы получить заказ на внутреннем или зарубежном рынках. Но вот о том, как же выполнить взятые на себя обязательства, американские подрядчики думают в последнюю очередь. Не удивительно, что такой подход, основанный на принципе «кто не рискует, тот не пьет шампанское», приводит к конфузам.

Вспомним историю пятилетней давности о выборе компании для строительства централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для украинских АЭС. Тендер выиграла украинская фирма, но под давлением США победу отдали американской корпорации Holtec. Объект должны были пустить в 2008 г. Эти сроки сорваны. Новой датой введения в эксплуатацию первой очереди хранилища назван 2012 г., хотя уже понятно, что и эти планы не удастся реализовать.

Президент «Энергоатома» Юрий Недашковский в ноябре признал, что американский подрядчик столкнулся с трудностями, так как ранее не делал контейнеры для топлива, использующегося на украинских АЭС. Но ведь об этом все знали и говорили еще на этапе тендера. Почему же «Энергоатом» отверг хорошо зарекомендовавшую себя немецко-чешско-российскую технологию?

По неофициальной информации, у Holtec не получается создать контейнер для перевозки задекларированного количества сборок. Кроме того, стоимость программы уже не соответствует первоначальным 125 млн. евро. Есть опасения, что компания просто найдет повод, чтобы выйти из проекта.

Впереди паровоза

Показательным примером является и ситуация со строительством третьего и четвертого блоков на АЭС «Вогтль» (Vogtle) в американском штате Джорджия. Для этого объекта выбраны реакторы АР1000 компании Westinghouse. Контракт на проектирование, материально-техническое обеспечение и строительство подписан в апреле 2008 г. с консорциумом в составе Westinghouse Electric и Power Group. Но полномасштабная стройка еще не запущена из-за отсутствия лицензии.

В октябре 2009 г. Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США не согласилась на предложенные изменения проекта для его удешевления, посчитав, видимо, что это не способствует повышению уровня безопасности станции. А в октябре 2010 г. NRC передала Westinghouse замечания в связи с недостаточной гарантией защиты реактора от падения самолета.

Местные общественные организации задаются риторическим вопросом: почему налогоплательщики должны покрывать за свой счет недоработки проекта? «Потребители обеспокоены тем, что уже сегодня платят за строительство реактора, который еще не сертифицирован», – цитирует www.timesfreepress.com пресс-секретаря «Южного альянса за чистую энергию» (Southern Alliance for Clean Energy) Сару Барчак (Sara Barczak). Речь идет о том, что затраты на финансирование проекта компенсируются за счет повышения тарифов на электроэнергию.

Это очень напоминает ситуацию с использованием на Южно-Украинской АЭС «экспериментальных» тепловыделяющих сборок Westinghouse. «Энергоатом» уже тратит деньги украинских потребителей электроэнергии на закупку топлива по контракту на 2011-2015 гг., хотя американские кассеты не получили разрешения на промышленную эксплуатацию. Если россияне перед тем, как предложить Украине новые сборки ТВС-А, проверили их на своей АЭС, то американцы предпочитают экспериментировать на украинских блоках.

Остается надеяться, что Государственный комитет ядерного регулирования Украины будет таким же принципиальным, как и американская NRC. Во всяком случае, председатель Госатомрегулирования Елена Миколайчук не настроена делать поблажки заокеанским бизнесменам. В недавнем интервью она отметила, что комитет в свое время учел результаты использования нового топлива ТВС-А на российской Калининской АЭС при его лицензировании в Украине.

Для американских сборок такой референтный опыт отсутствует, и говорить об ускорении выдачи разрешения на его промышленную эксплуатацию нет оснований. «Поэтому мы пойдем по пути поэтапного всеобъемлющего комплекса испытаний кассет ТВС-W2», – пообещала руководитель надзорного органа. С таким подходом «Энергоатому» будет трудно обосновать необходимость расширения экспериментальной загрузки даже на три блока, не говоря уже о шести, о которых мечтают в Westinghouse.

Дорогое удовольствие

Еще одна деталь по АЭС «Вогтль». Стоимость двух блоков АР1000 достигнет 14-14,5 млрд. долл. А ведь некоторые эксперты предлагали строить эти реакторы в Украине вместо российских, например, на Хмельницкой АЭС. Эта инициатива нереальна. Кабинет министров Украины не смог найти даже 5 млрд. долл. для сооружения третьего и четвертого блоков ХАЭС по российскому проекту и намерен взять кредит у РФ.

Сомнительно, что, выбрав проект АР1000, Украина смогла бы договориться об интеграции в него оборудования украинского производства, не говоря уже о кредитовании таких поставок. Россияне на это идут.

Сотрудничество с американскими фирмами чревато и дорогостоящими послепродажными услугами. Так, испанская корпорации ANAV в этом году вынуждена была заключить с Westinghouse Electric Co. пятилетний контракт на 100 млн. долл. на техническое сопровождение ядерных блоков американского дизайна, включая «пакет из примерно 100 конструкторских изменений». В итоге работу получат 130 сотрудников Westinghouse. Неужели у «Энергоатома» столько денег, чтобы трудоустраивать американских инженеров?

Выход есть

…Никто не оспаривает высокий уровень технологий в США. Но создается впечатление, что украинский рынок не является приоритетным для американских компаний. Видимо, основные силы брошены на более прибыльные направления. В результате подрядчики из США сталкиваются с серьезными трудностями, для решения которых требуются значительные затраты. Проще, разумеется, выйти из украинских проектов под благовидным предлогом.

В ядерной энергетике американский бизнес в Украине представляют концерны Westinghouse и Holtec. Первый просчитался в экономике, пойдя на поводу у политиков двух стран. Второй переоценил свои технические возможности. Поэтому у обеих компаний перспективы работы на украинском рынке отнюдь не радужные. Вполне возможно, что в ближайшие год-два уже украинский парламент вслед за южноафриканским будет рассматривать причины приостановки украинско-американских ядерных проектов.

Разница заключается лишь в том, что если в ЮАР без американцев программу PBMR закроют, то в Украине проекты строительства централизованного ядерного хранилища и создания альтернативного ядерного топлива реализуют украинские атомщики при поддержке российских партнеров. 

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам