Визит к «тигрятам»: первый – социалистический

Турне президента Украины Виктора Януковича в Юго-Восточную Азию 24-31 марта 2011 года еще несколько лет назад назвали бы «визитом к тиграм». Тем, которые пару-тройку десятилетий назад удивили планету экономическим, технологическим, финансовым и культурным взлетом из развивающихся стран третьего мира во флагманы развития и прогресса. Теперь же – только «визит к тигрятам». Потому что в регионе неотвратимо, как судьба, поднимается настоящий «тигр», я бы даже сказал, «тигрище» – Китай. По сравнению с темпами роста этой страны сегодня меркнет все.
А планета постепенно превращается в рынки сбыта китайской продукции. Не говоря уже о том, что по статистике в любой компании каждый четвертый уже мог бы оказаться китайцем. Но и «тигрята» впечатляют.

«Мой дой». Первой остановкой в броске Януковича на юго-восток Азии стал Вьетнам. Страна примечательная уже хотя бы тем, что на протяжении веков бросает вызов Китаю. И сейчас пытается достойно противостоять, в первую очередь, политическому, во вторую – экономическому гегемонизму северного соседа, выстраивая свою диверсифицированную экономику, не привязанную исключительно к экономической мощи великана. В экспортно-импортных операциях Вьетнама Китай занимает всего лишь чуть больше 20-21%. Здесь он соперничает с США, Японией, Австралией, Сингапуром, Германией, Южной Кореей, Тайванем. А в прошлом веке Вьетнам вообще «навалял» Китаю еще и в военном отношении, в списке своих побед поставив «в очередь» после Франции и США. В войнах с этими странами Вьетнам завоевал и отстоял свою независимость. И свое право на самостоятельное развитие.

Сейчас Вьетнам, как и Китай, продолжает строить свой социализм. И даже официально называется Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). Но социализм уже получается с человеческим обличьем, с бесплатным образованием и медициной, с прочими социальными гарантиями трудящимся и с многоукладной экономикой

Сейчас Вьетнам, как и Китай, продолжает строить свой социализм. И даже официально называется Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). Но социализм уже получается с человеческим обличьем, с бесплатным образованием и медициной, с прочими социальными гарантиями трудящимся и с многоукладной экономикой. Потому что в 1986 году, после начала «политики реформ и открытости» Дэн Сяопина в Китае и «перестройки» Михаила Горбачева в СССР, руководство Вьетнама начало политику обновления, по-вьетнамски – «мой дой». Через два года в СРВ был принят закон об иностранных инвестициях, который выдавал иностранным компаниям правительственные гарантии, что их активы, капиталы, прибыль и собственность не будут национализированы. Ослабли жесткая советская опека и безжалостное эмбарго обиженных США, которые буквально не давали продохнуть вьетнамцам, И инвестиции немедленно пошли. Сначала из Австралии и Южной Кореи, а потом и отовсюду. В 1997 году парламент Вьетнама разрешил всем 58 провинциям страны совершать самостоятельные внешнеторговые операции. А через 10 лет, 11 января 2007 года, Вьетнам, полноправный член Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Сегодня Вьетнам – это своеобразный государственно-политический и общественно-экономический гибрид, в котором правящая (и вообще единственная) компартия (КПВ) все держит под контролем и в своих цепких руках, пытаясь скопировать китайский опыт, но со своей спецификой. Специфики много уже хотя бы потому, что Вьетнам беднее Китая во всех отношениях. И либерализация экономики проведена очень осторожная, отягощенная бюрократическим контролем и отягощающей все коррупцией на всех уровнях. Во Вьетнаме, по данным специалистов, 500-тысячная мобильная и высокопрофессиональная армия с высокой боеготовностью и боеспособностью. И есть 2 миллиона работников спецслужб, которые надзирают за чистотой видоизмененного и модернизированного учения основателя компартии и «отца независимости» Хо Ши Мина, чье забальзамированное тело лежит в мавзолее города Ханоя. А посещение мавзолея с возложением венков является культово-официозным для вьетнамцев и обязательным для многих иностранных делегаций.

Однако в регионе вьетнамцев называют «израильтянами Индокитая». Они умеют и воевать, и торговать. И в 2009 году ВВП Вьетнама составил 92,4 млрд. долл. Вьетнам экспортирует сырую нефть, морепродукты, кофе, рис, каучук, чай, одежду и обувь, тесня в этом сегменте даже Китай. И импортирует промышленную продукцию, технологии, удобрения, нефтепродукты, зерно, хлопок, цемент. Торговый баланс Вьетнама отрицательный. Уровень безработицы – 6,5%, что, как вы понимаете, не помешало и не мешает сейчас СРВ оставаться бедной страной с довольно бедным населением. Хотя в среднем и побогаче украинцев. Но одновременно Вьетнам становится очень привлекательным и перспективным рынком сбыта для товаров и местом приложения усилий для тех, кто хочет помочь ему стать богаче и получить там свою прибыль. Украина тут – не исключение. Точнее, могла бы им не быть…

…И примкнувшая к ним Украина. Для официального Киева Вьетнам, увы, относится к тем странам-партнерам, о которых вспоминают во время взаимных визитов высоких должностных лиц. Тогда и говорится о том, что межгосударственные отношения «не соответствуют потенциалу двух стран». И что они-де могут быть взаимовыгодными рынками сбыта для продукции друг друга.

Украина и Вьетнам имеют все возможности – политические, экономические, дипломатические – для более благоприятного сотрудничества. Они не имели темных пятен в истории в прошлом и не имеют принципиальных противоречий по современным вопросам международной политики

И это ведь не просто вежливые слова. Украина и Вьетнам имеют все возможности – политические, экономические, дипломатические – для более благоприятного сотрудничества. Они не имели темных пятен в истории в прошлом и не имеют принципиальных противоречий по современным вопросам международной политики. Более того, во время этого визита Януковича в Ханой все, с кем он встречался, не забывали благодарить Украину, которая в составе СССР всесторонне помогала вьетнамцам в борьбе за независимость, обучала их, делилась опытом. И экономики этих двух стран во многом до сих пор схожи. Хотя бы в том, что их продукцию особо никто не ждет на мировых рынках…

Независимая Украина и Вьетнам установили дипотношения в январе 1992 года, обменялись посольствами, создали межправительственную комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и всякие другие отраслевые комиссии, более-менее разработали законодательную базу для сотрудничества и все эти годы засылали друг к другу всевозможные делегации и проводили разные заседания. Однако по состоянию на сегодняшний день объем инвестиций из Вьетнама в Украину составляет 7,3 млн. долл., а из Украины во Вьетнам – всего 3,9 млн. И в 2010 году по сравнению с 2009-м произошло значительное снижение объемов двухсторонней торговли – с 360,6 млн. долл. до 254,3 млн., положительное для Украины сальдо уменьшилось с 128 до 19,1 млн. «зелени». И это ведь притом, что только в прошлом году в сентябре, в рамках сессии Генассамблеи ООН президент Янукович встретился в Нью-Йорке с вьетнамским коллегой Нгуен Минь Чиетом и обсудил с ним свой визит во Вьетнам. А в декабре прошло 11-е заседание упомянутой выше межправительственной комиссии, на котором обсуждались все аспекты двухстороннего сотрудничества.

И у этого снижения товарооборота есть не только объективные причины (мировой кризис), и даже не чисто украинские заморочки (постоянная борьба за власть, перманентные выборы, грызня в правящих элитах, отвлекающие страну от экономики, что особенно проявилось в пятилетку «оранжевого безумия»). Вьетнамский быстро растущий «тигренок» просто бросает Украину за ненадобностью, уходит от нее. Украина импортирует из Вьетнама морепродукты, текстиль, одежду, перец, каучук, обувь, овощи и фрукты. Это всегда будет нужно в Украине. А вот Вьетнам импортирует из Украины металлы и металлопродукцию, станки и оборудование, минудобрения, древесину и т. д. Налаживая собственные мощности, привлекая инвестиции в эти отрасли, Вьетнам просто либо сам производит то, что ему нужно, и отказывается от украинских товаров, либо покупает их в странах поближе, которые тоже переживают экономический бум. Еще чуть-чуть, и, как говорится, только «тигренка» и видели…

Вьетнамский быстро растущий «тигренок» просто бросает Украину за ненадобностью, уходит от нее. Украина импортирует из Вьетнама морепродукты, текстиль, одежду, перец, каучук, обувь, овощи и фрукты. Это всегда будет нужно в Украине

Мост в АСЕАН и обратно в Европу. Вот тому, чтобы предотвратить подобное развитие событий, и был посвящен государственный визит Януковича во Вьетнам. Все первые лица Вьетнама встречали его хорошо. Возили с мигалками по городу. Сводили в мавзолей Хо Ши Мина, где Янукович возложил венок от имени Украины. Наговорили кучу приятных и обнадеживающих слов. Виктор Федорович и Нгуен Минь Чиет, надо признать, сделали все возможное, чтобы придать визиту максимально деловой и прагматичный характер. Кроме совместного заявления двух президентов и планов сотрудничества межу МИД и Минкультами двух стран, были подписаны четыре соглашения (о сотрудничестве в области образования, в сфере стандартизации и метрологии, в сельском хозяйстве и между Нацбанком Украины и Госбанком Вьетнама) и меморандум о взаимопонимании в вопросе инвестиций.

Документов, как видим, много, слов – еще больше, но, если честно, с содержательной конкретикой пока не густо. Оба президента только восстанавливают заторможенные отношения и придают им новый импульс, стараясь заинтересовать двухсторонним сотрудничеством не только госкорпорации и ведомства, но и частный бизнес. Вершиной этого процесса стало посещение двумя президентами украинско-вьетнамского бизнес-форума, на котором главы государств фактически заверили бизнесменов в том, что лично гарантируют сотрудничество и выполнение подписанных контрактов на самом высоком уровне. Были бы контракты и реальное сотрудничество…

На уровне госструктур проблем, в принципе, быть не должно. Премьер-министр Вьетнама Нгуен Чан Дун так и сказал Януковичу на личной встрече, что все намеченное президентами будет доведено до соответствующих министерств и ведомств как руководство к действию. Уверен, что и украинский премьер Николай Азаров не будет выступать против. Тем более что еще одним важным итогом визита стала договоренность о проведении осенью этого года 12-го заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству под руководством уже двух премьеров. К этому времени должен быть подготовлен план конкретного сотрудничества по отраслям с учетом того, что необходимо Украине и Вьетнаму. Поле же для приложения двухсторонних усилий государств и их частного бизнеса – широчайшее: электроэнергетика и атомная энергетика (Вьетнам собирается стоить у себя АЭС, несмотря на японскую Фукусиму, возводить и модернизировать ГЭС), авиа- и судостроение, химпром и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство и ВПК, станкостроение и туризм.

А главное, что президенты видят новое место своих стран в условиях тотальной глобализации, оплетающей планету взаимопересекающимися связями, нитями и контактами, стирающей границы и рубежи в сотрудничестве, обмене опытом и капиталами, технологиями и новациями. Президент Нгуен на бизнес-форуме заверил собравшихся, что Вьетнам готов и может стать «мостом между Украиной и странами АСЕАН». А президент Янукович, подтвердив верность своей страны многовекторной и прагматичной политике, выразил готовность помогать Вьетнаму в сотрудничестве с Россией и странами Европы. И такой мост с двухсторонним движением действительно не помешал бы. В первую очередь, Украине, которой крайне необходимо хоть куда-нибудь двигаться из того болота и стагнации, которые рискуют стать ее неутешительными визитными карточками…

А главное, что президенты видят новое место своих стран в условиях тотальной глобализации, оплетающей планету взаимопересекающимися связями, нитями и контактами, стирающей границы и рубежи в сотрудничестве

…А в Ханое было хорошо. Этот город потряс тем, как в нем живут люди. Как они движутся на своих мотороллерах, не соблюдая никаких правил и ограничений, рискуя погибнуть под колесами друг друга ежесекундно, но не погибая, а добираясь куда нужно. Как город постепенно сбрасывает социалистическую серую и однообразную архитектурную шкуру с ухоженными и помпезными только официальными и партийными зданиями, а взамен расцвечивается хай-теком и модерном из стекла, бетона и металла, рекламными огнями и вывесками всех самых известных мировых брэндов.

И вьетнамцы хороши. Они суетливы и приставучи, особенно в торговых местах и на улочках старого города, где иногда легче купить предлагаемую всякую всячину, чем отвязаться от уличного «коммивояжера», но не агрессивны. И невероятно трудолюбивы. Большинство из них еще тоже несет на себе «родимое пятно социализма» – эту одинаковость, неопрятность или, точнее, всеобщую неухоженность. Но как они красивы и утонченно изысканны в своих национальных праздничных нарядах или в новомодных офисах, где нужно наряжаться или есть обязательный дресс-код. Они похожи, но не одинаковы и не монотонны. У них президент – Нгуен и премьер – тоже Нгуен, но они не братья и даже не родственники. Во Вьетнаме, подсчитали специалисты, до 40% населения носит эту фамилию. И ничего – с ними можно идти по любому мосту и в любую сторону…

Продолжение следует…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам