Это вам не шуточки

То, что Налоговый кодекс, как первая системная реформа правительства, получился немного «комом», уже очевидно. Наряду с позитивными нормами, фискальная революция привнесла в украинскую экономику ряд несогласованных между собой, а зачастую – вообще неадекватных новаций. Сейчас власть пытается разобраться, кто же из создателей документа подложил в него целый выводок противно похрюкивающих поросят, и успокаивает народ тем, что НКУ только проходит «обкатку». Мы же попытаемся выяснить, кто попадет «под колеса» на втором этапе тест-драйва, и будет ли это так больно, как утверждают некоторые.
О том, что III Раздел «налоговой конституции» вступает в силу в День юмора и смеха, всем мало-мальски продвинутым пользователям Интернета (даже тем, кто имеет дело с налогами и взносами исключительно на уровне автоматического отчисления процента от «зепе» в соцфонд) стало известно еще неделю назад. Статьи с устрашающими заголовками «Украинцам будет не до смеха», «День смеха сквозь слезы», «Народ останется в дураках» – заполнили сайты похлеще контекстных ссылок «только для совершеннолетних».

Справедливости ради стоит отметить – «пугалки» и «страшилки» имеют трамплин для разгона. Три месяца работы Налогового кодекса Украины (НКУ) подтвердили то, о чем в конце прошлого года предупреждали большинство юристов и экономистов: документ написан наспех, принят слишком быстро, и в действие был запущен тоже на максимальных скоростях. А спешка, как известно, приветствуется всего лишь в двух случаях…

Теперь правительство, вместо того, чтобы заниматься каким-нибудь более полезным делом (например, довести до ума ту же пенсионную реформу), настойчиво вылавливает «блох» и «блошек» из действующих разделов НКУ. Параллельно – грозится закрыть нерадивую Госналогслужбу. Параллельно – заливает водой оперативных постановлений вспыхивающие то здесь, то там «налоговые» пожары. Параллельно – «нагибает» рабочую группу по урегулированию отдельных положений кодекса. В общем, всячески разгребает образовавшийся по собственному недосмотру завал. А эксперты, опережая друг друга, тычут пальцами все в новых и новых паразитов, от которых, по их же прогнозам, непременно «зачешется» вся Украина.

Теперь правительство, вместо того, чтобы заниматься каким-нибудь более полезным делом (например, довести до ума ту же пенсионную реформу), настойчиво вылавливает «блох» и «блошек» из действующих разделов НКУ

Ожидается, что часть этих паразитов «заскачут» по телу отечественной экономики уже завтра. То есть меньше, чем через 24 часа, по утверждению некоторых аналитиков, украинцев ждет очередной налоговый коллапс. Итак, посмотрим, что же изменится в нашей с вами жизни в международный День «не шибко умного человека».

Это вам на «шпильки»

Начнем, пожалуй, с малого – то есть с посуточного. По новым правилам (пп.140.1.7 НКУ), с завтрашнего дня всем украинцам, посланным в другой город по рабочим вопросам, работодатель будет оплачивать суточные в размере не выше 0,2 минимальной зарплаты на 1 января отчетного года (в 2011 году – 941 грн. х 0,2 = 188,2 грн.). Тем, кого служебные дела забросили в другую страну, будет положено не более 0,75 минзарплаты (941,00 грн. х 0,75 = 705,75 грн.).

Оппозиционеры нормы апеллируют к тому, что по необъяснимым причинам в НКУ «забыли» указать минимальный размер суточных. Что для рядовых сотрудников гипотетически может привести к пресловутому «на тебе три рубля, ни в чем себе не отказывай». Однако, покопавшись поглубже в трудовом законодательстве, находим отсылку к тому, что минимальное обеспечение для командированных граждан определяется на основании коллективного договора, и нарушение его может на законных основаниях оспариваться работником в суде.

Смысл же данной нормы заключается вовсе не в том, чтобы обязать работодателя выдавать сотруднику фирмы больше денег – чтоб и «на еду», и «на девочек». Как раз наоборот, с 1 апреля космические суммы «на девочек», которые в зарубежных командировках тратил руководящий состав (а компания после благополучно списывала в расходы), будут ограничены законодательно. Все, что превышает установленную кодексом норму, – не попадает в расходы и к тому же будет являться базой для обложения НДФЛ.

Все ниже и ниже, и ниже

Пожалуй, единственная норма, против которой не выступает ни одна «баба Яга», – это снижение ставки налога на прибыль. Согласно п.151 НКУ, основная ставка этого налога в Украине составляет 16%. Поскольку сейчас эта цифра по факту равняется 25%, в переходных положениях кодекса было прописано постепенное ее понижение. Первый этап придется как раз на завтрашний день: с 1 апреля по 31 декабря 2011 года включительно ставка налога на прибыль уменьшится до 23%. Дальнейшее снижение также будет пошаговым: в 2012 году – до 21%, в 2013-м – до 19%, и наконец в 2014-м мы сможем таким образом безболезненно для госбюджета выйти на задекларированные 16%.

Пожалуй, единственная норма, против которой не выступает ни одна «баба Яга», – это снижение ставки налога на прибыль. Согласно п.151 НКУ, основная ставка этого налога в Украине составляет 16%

«Снижение ставки налога на прибыль «на ура» восприняли не только предприниматели на территории Украины, но и инвесторы-нерезиденты, – утверждает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ІСС Ukraine) Владимир Щелкунов. – Это один из позитивных моментов кодекса, наряду с налоговыми каникулами».

Каникулы строгого режима

О каникулах стоит, пожалуй, сказать отдельно. Итак, согласно пп. 154.6 НК, с 1 апреля текущего года для плательщиков налога на прибыль с годовым оборотом до 3 млн. грн. и количеством работающих до 20 человек появляется возможность оформить «налоговые каникулы» сроком на пять лет. Принцип каникулярности здесь заключается в том, что ставка налога на прибыль будет нулевой – то есть платить отчисления с дохода государству будет не нужно.

«Экономически это глубокий реверанс со стороны правительства в сторону малого и среднего бизнеса, – считает адвокат Адвокатского объединения «Волков и партнеры» Тарас Розпутенко. – Однако практически его значимость нивелируется огромным перечнем ограничений для применения нулевой ставки. Так, например, ее не могут использовать предприятия, работающие в 17-ти сферах деятельности, среди которых не только торговля горюче-смазочными материалами или подакцизными товарами, но и сфера права, бухучета, инженеринга, организации почтовой связи. О каких налоговых льготах здесь можно говорить, если они будут доступны лишь очень ограниченному кругу лиц и предприятий?».

Еще одна претензия, которую высказывает бизнес к власти в этом ключе, к Налоговому кодексу прямого отношения не имеет. Зато может вполне стать сюрпризом для тех, кто настроился на каникулярный режим. «Буквально несколько дней назад вступило в силу постановление Кабмина, предусматривающее порядок использования средств, высвобожденных в результате налоговых каникул, – сообщает Тарас Розпутенко. – Согласно документу, все средства, которые появились у предприятия в результате применения нулевой или любой другой льготной ставки, могут использоваться исключительно на обновление существующей материальной базы и основных фондов либо же на погашение кредитов».

Таким образом, единственным легальным средством использования «льготной» прибавки к доходам оказывается рекапитализация бизнеса

Таким образом, единственным легальным средством использования «льготной» прибавки к доходам оказывается рекапитализация бизнеса. Хорошо это или плохо – спорный момент. С точки зрения «льготников», это, конечно же, минус: планы покупки новой квартиры или машины катятся ко всем чертям. Однако с позиции логики иначе и быть не может: государство за собственный счет дает финансовый «люфт» для развития предприятия, а не для удовлетворения желаний предпринимателя. Гораздо более важным представляется другой вопрос: будет ли эффект от этих льгот, если их наложить на следующую и, пожалуй, наиболее резонансную на сегодняшний день норму.

Нет тебе (у)прощения

Почему же украинцам завтра будет не до смеха? 1 апреля вступает в силу пресловутая ст.139 НКУ, запрещающая юридическим лицам относить закупки товаров и услуг у физлиц-упрощенцев на валовые затраты при определении объекта обложения налогом на прибыль. Проще говоря, с завтрашнего дня предприятия не смогут включать расходы на оплату товаров, работ и услуг упрощенцам в себестоимость. Теперь они должны включать их в свою прибыль и, соответственно, платить налоги, что делает работу с этой категорией предпринимателей невыгодной.

Нардеп Наталья Королевская (по итогам недавнего Авто-Майдана – без сомнения, самый главный борец с кровососами-олигархами) уже назвала эту норму «еще одним гвоздем в крышку гроба украинской экономики». Она утверждает, что буквально с завтрашнего дня в нашей стране начнется пик закрытия предприятий малого бизнеса, массово сдающих свидетельства о регистрации и становящихся на биржу труда. Хотя по данным Академии финансового управления при Минфине, запрет коснется не более 15-17% физлиц-предпринимателей. «Более 80% упрощенцев оказывают услуги конечному потребителю, а не юрлицам, поэтому они не нуждаются в решении проблем, связанных с отнесением на затраты», – говорит президент Академии Татьяна Ефименко.

С этими цифрами согласны и в Госналогслужбе: замглавы ГНСУ Александр Клименко недавно сказал, что изменения в налоговом учете не коснутся 700 тыс. упрощенцев из 1,1 млн., работающих на данной системе. А вот из остальных 400 тыс. предпринимателей, которые имели отношения с юрлицами, почти половина были «прикрытием» схем ухода от налогообложения. Например, частенько можно было наблюдать такую картину: предприятие платит за проведение аудита физлицу-предпринимателю, работающему бухгалтером на этой же фирме. А после, соответственно, списывает все эти траты на валовый расход.

Такими образом получается, что в «зачистке» чиновники опять пошли по пути наименьшего сопротивления. А кто же будет сопротивляться меньше, чем малый бизнес?

Таким образом, суть новации заключается в том, чтобы «прищучить» именно эту категорию налогоплательщиков. С другой стороны, масштабы сумм от уклонения от налогообложения через «единоналожников» ничтожны по сравнению с доходами, которые крупный бизнес отмывает через офшоры, конвертационные центры и трансфертное ценообразование. Получается, что в «зачистке» чиновники опять пошли по пути наименьшего сопротивления. А кто же будет сопротивляться меньше, чем малый бизнес?

Впрочем, в правительстве уверяют: рабочая группа проанализирует, насколько упали обороты предприятий. Если увидят резкое снижение показателей, то норму могут пересмотреть. На данный момент в Раде зарегистрировано уже два законопроекта о полной отмене несправедливой новации – №8217-1 и №8217-2. Вполне возможно, что какой-то из них да выстрелит. Хотя гораздо рациональнее в этом плане было бы предусмотреть какой-то дифференцированный подход.

Пряники для «избранных»

Нельзя обойти стороной процесс, который прямого отношения к завтрашнему дню не имеет, но в последнее время стал топовой темой для обсуждений в украинских бизнес-кругах. Речь идет об автоматическом возмещении НДС – таком себе Лох-Несском чудовище в глубинах нашей экономики. Стартовало АВ НДС фактически месяц назад. Об этом все слышали и знают. Но до сих пор не могут понять, как так вышло, что из 1900 компаний, подавших заявки на АВ, увидят эту «диковинку» всего 24 предприятия.

«Теоретически к законодательству в этом плане претензий быть не может, – считает Тарас Розпутенко. – В Налоговом кодексе относительно автоматического возмещения НДС предусмотрен целый перечень правил и требований для предприятий. Он прописан хорошо и понятно. Непонятно одно: почему эти правила не работают? Ведь даже те предприятия, которые выполняют предписания от начала и до конца, почему-то не получают НДС в автоматическом режиме. Причем достаточно часто получить какой-то мотивированный ответ от налоговых органов невозможно».

А «фишка» здесь в следующем. Де-юре система «АВ» означает, что все компании из списка «везунчиков» определяются компьютером, который сравнивает занесенные в него данные на соответствие заложенным в базу критериям. Де-факто, по словам господина Розпутенко, так и происходит, за исключением одного – данные в компьютер все равно заносятся в ручном режиме. И здесь никто не застрахован от человеческого фактора, когда человек может случайно (или не совсем случайно) ошибиться и занести в нужную графу ненужную цифру. К сожалению, ответственности за это в НКУ нет.

Никто не застрахован от человеческого фактора, когда человек может случайно (или не совсем случайно) ошибиться и занести в нужную графу ненужную цифру

«Подтянуть» же критерии, как оказалось, совсем не сложно. Так, например, одно из требований АВ (пп.200.19 НКУ) – чтобы предприятие имело показатель уплаты налога на прибыль выше, чем средний по отрасли. При этом средний уровень по отрасли не знает никто, кроме Госналогслужбы. Какие тут могут быть претензии к несправедливому отбору? Тут вся беда – в низком уровне «информатизации»…

Мнение эксперта. Первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров

С принятием и вступлением в силу Налогового кодекса мы в очередной раз оказались в ситуации, когда государство, не имея совершенной системы управления этим процессом, ведет его в ручном режиме. С одной стороны, нельзя не понять правительство, которое, взяв на себя амбициозные обязательства относительно социальных стандартов и определенных темпов развития страны, оказалось в ситуации, когда не все требования выполняются и не все планы реализовываются. Поэтому, к примеру, у державы сейчас нет средств на то же обещанное возмещение НДС.

С другой стороны, это приводит к тому, что по всем направлениям идет реальное охлаждение экономики. Несмотря на определенный рост ВВП (4% по итогам прошлого года после 15-процентного падения в кризис), данный фактор никак не отражается на качестве жизни украинцев. В государстве ухудшается климат для развития промышленности и предпринимательства. Украина опять по условиям для ведения бизнеса оказалась «соседкой» Зимбабве и Гондураса. А половина украинцев в возрасте до тридцати лет готова уехать из страны навсегда.

И здесь, наверное, пора перейти с позиции требований от действующей власти в зону реального и действенного диалога. В сложной ситуации оказались все – и держава, и промышленно-предпринимательская среда. Если мы будем стоять по разные стороны баррикад, обвиняя друг друга, то не сможем объединить усилия для успешного развития экономики. Бизнесу надо понять: ни у одного правительства нет цели ухудшить экономические показатели своей страны. А власти стоит задуматься над тем, что нельзя строить законодательное поле на фоне подозрения, что каждый предприниматель только и думает о том, как нарушить законодательство.

Как бы пафосно это ни звучало, но мы – единая команда, и сейчас нам нужно защищать весь украинский рынок от внешних угроз. Растет конкуренция, идет борьба за инвесторов, повышается использование современных технологий, которые мы уже не только не можем разрабатывать, но даже не можем закупать. Поэтому нужен диалог. А от правительства сейчас требуется только признать, что отдельные положения НКУ не являются идеальными, делать понятные шаги для корректировки этих положений и объяснять свои действия людям.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам