Шинероялевое женское счастье (фото)

«А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле, да три бархатных – это будет четыре; два газовых да креповое шитое золотом – это семь; три атласных, да три грогроновых – это тринадцать; гроденаплевых, да гродафриковых семь – это двадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых – много ли это? – три да четыре семь, да двадцать – двадцать семь; крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну, там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати…»

О, это ведь еще не весь список из того, что героиня комедии Николая Островского «Свои люди – сочтемся» Олимпиада Самсоновна срочно шила перед свадьбой. Сегодня, пожалуй, редкая особь женского пола может перечислить больше пяти наименований ткани, и вышеприведенная перепись больше смахивает на какой-то справочник давно вымерших понятий. А ведь были времена, когда дамы с тонкой талией, широкими бедрами все свободное время посвящали вышиванию да музицированию… Мы все это видели на картинках, да в книжках читали. Однако убедиться в изящности женщин XIX века воочию сегодня можно на выставке «Женственность. Золотой век». В Национальном музее искусств имени Ханенко впервые представлена коллекция прогулочных, свадебных, бальных платьев (период с 1800 по 1920 гг.) из частной коллекции Марины Ивановой.

На протяжении столетий требования к весу и пропорциям женского тела изменялись не один раз. В античные времена красивая женщина должна была весить 64 кг, объем груди – 91 см, талии – 70 см, бедер – 91 см. В средневековье мужчины увлекались, или, по крайней мере, делали вид, что им нравятся утонченные формы. Вес – 45 кг, объем груди – 79 см, талии – 62 см, бедер – 87 см.

В XVI ст. готика надоела, а поэтому от красавиц требовались следующие размеры: вес – 58 кг, объем груди – 88 см, талии – 67, бедер – 89 см.

XVII ст. – эпоха буйных, роскошных форм. Идеал женской красоты: 72 кг, объем груди – 98 см, талии – 72, бедер – 110 см.

В XIX ст. женская фигура начала искажаться по требованиям моды: фигуру расширяли – по бокам или сзади, а талия должна была оставаться, как у осы. Красавица весила 65 кг, объем талии – 45 см, груди – до 92 см, бедер – до 98 см. Зато мода ХХ ст. акцентировала внимание на плечах и бедрах, то уравнивая их, то делая диаметрально «противоположными». Но эти платья современницам примерить не удастся – размер не тот. Дело в том, что девятнадцатый век отличился тем, что при попустительстве французской революции, когда девушкам разрешили отказаться от корсета, их костюмы стали напоминать облачения древнегреческих богинь.

Но вольностям был положен край, и женщин опять заставили изображать неземные создания, тонкость талий которых подчеркивали широкие рукава. И как обычно, мода с каждым витком усугубляла единожды намеченные пропорции. Так воцарились фигуры, напоминающие песочные часы, а с изобретением швейной машинки появилась возможность строчить, изощряться с выточками, воланами, строчками… Мануфактуры выбрасывали на рынок все новые и новые наименования тканей. Безусловно, не всем было суждено сносить десятки платьев, но были героини, гардеробу которых позавидовали бы нынешние светские львицы.

Например, французская актриса Жюльетта Друэ, возлюбленная Виктора Гюго, когда ее покровитель потребовал оставить дурной образ жизни, заложила в ломбард: «четыре дюжины батистовых вышитых сорочек, три дюжины батистовых сорочек с кружевами, двадцать пять платьев,.. тридцать нижних вышитых юбок, дюжину вышитых ночных кофт, двадцать три пеньюара…», чтобы купить пропитание. Другое дело, что сегодня никто нижнее белье в ломбарде не примет.

Но сколько интересных вещей порой можно найти на блошиных рынках! Для владелицы коллекции Марины Ивановой все началось с мелочей. Почти как в классическом сюжете: подобрал пуговицу – решил пошить к ней пальто. Вот так и Марина. Сначала покупала на Сенном рынке (уничтоженном городскими властями) то зонтик, то сумочку за 50 коп, за рубль… Потом платье подвернулось. А сколько их было порезано в попытках переделать под моду, под себя!.. Это многим из нас знакомо: взять большие ножницы и обрезать подол платья, чтоб выше колен было. Для такой модели особой фантазии не надо: чем короче – тем лучше. Но кое-какие образчики столетней давности чудом сохранились и начали собираться в коллекцию. Что-то приобреталось на зарубежных аукционах, многое – просто дарили. Например, подвенечное платье XIX века Марине презентовало русское общество «Золотой век». Марина заботится о своих платьях, как о малых детях. Нетрудно догадаться, что стирке эти предметы практически не подлежат. У платьев есть своя комната (трудно представить, где можно разместить десятки столь грандиозных сооружений из ткани!). Но если кто подумает, что в них задержался дух былых владелец, тут его ждет разочарование. Вот черное с белым – только для театра, вот нежно-розовое – только для девушек на выданье, вот темно-синее прогулочное…

Костюм XIX века диктовал строгие ограничения в поведении женщины. Например, когда кринолин вышел из моды, и обрели популярность широкие юбки, то в них вшивалась лента, не позволяющая даме делать широкие шаги. Семенить и робко поглядывать на кавалера, излучать беззащитную женственность, единственная броня которой – рюши да кружева, многочисленные складки да веер. А в дамскую сумочку (их в коллекции Марины Ивановой около сотни) много не положишь, как нынче привыкли современницы. Говорят, вся беда современных фемин – экономическая независимость. Дескать, забрали у мужиков право командовать женским парадом. Ну, извините. Так получилось.

Фото: Константин Клименко

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам