Пекин поможет еврозоне

Китай будет создавать комфортный инвестиционный климат для европейских компаний, а в ответ хотел бы получить признание со стороны ЕС рыночного статуса своей экономики и снятия ограничений на экспорт высокотехнологичной продукции. Об этом шла речь в ходе встречи председателя КНР Ху Цзиньтао и находящегося в Китае 16-19 мая с первым визитом председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея. «Китай будет продолжать предоставлять удобства для инвестиций фирм из ЕС», – заявил китайский лидер. Но при очень важном условии.
«Евросоюз же должен предпринять активные меры для расширения экспорта своих продуктов высоких технологий в Китай, признать рыночный статус китайской экономики и создать свободные условия для инвестиций китайских фирм в страны ЕС», – добавил товарищ Ху.

Европейский руководитель в свою очередь заверил, что Брюссель готов сотрудничать с Пекином как на двустороннем, так и международном уровне «в духе взаимодействия, взаимного доверия и взаимоуважения», и что, несмотря на немалое количество разногласий и различий в экономике и политике, стороны являются важными партнерами и в той, и в другой сфере. Ван Ромпей отметил готовность работать в направлении открытия рынков, избежания протекционизма в торговле и совместного продвижения Дохийского раунда переговоров по ВТО. Глава Европейского совета также поблагодарил председателя КНР за вклад его страны в поддержание стабильности в еврозоне и экономическое выздоровление Европы.

Благодарность – не просто дань вежливости. Китай, вложив несколько миллиардов долларов в покупку активов самых проблемных стран блока – Греции, Испании и Португалии, несколько облегчил ситуацию вокруг долгового кризиса в еврозоне. Однако визит главы ЕС проходит на фоне очередного обострения этого кризиса, о чем свидетельствуют последние данные Еврокомиссии. Скупая суверенные долги европейских стран, Пекин действует не столько из альтруистических побуждений, сколь преследует прежде всего свои интересы: Китай в последние годы активно пытается диверсифицировать свои гигантские валютные резервы, которые уже достигли $3,05 трлн. Ныне львиная их доля – около $1,2 трлн. вложена в гособлигации США, что представляется в последнее время не самым надежным вложением, около 25% (точные данные китайская сторона не обнародует) представляют собой активы в единой европейской валюте, остальное – в валютах других стран.

Несмотря на внушительные цифры, проблем в этой сфере более чем достаточно. Буквально в течение последних нескольких дней стороны в очередной раз обменялись антидемпинговыми претензиями

Важной темой переговоров является двусторонняя торговля. В ходе нынешнего визита Херман ван Ромпей встречается с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Двусторонний товарооборот между Пекином и Брюсселем приблизился в 2010 году к €400 млрд., инвестиции Пекина в европейские активы превысили €500 млрд. Ныне Китай является вторым по величине торговым партнером Евросоюза и вторым экспортным рынком для него. ЕС в свою очередь является крупнейшим торговым партнером Китая.

Несмотря на внушительные цифры, проблем в этой сфере более чем достаточно. Буквально в течение последних нескольких дней стороны в очередной раз обменялись антидемпинговыми претензиями. Минкоммерции КНР обвинило страны ЕС в субсидировании экспортируемого сюда картофельного крахмала и пообещало с 19 мая ввести соответствующие штрафы, а само обиделось на введение Евросоюзом антидотационных и антидемпинговых пошлин на импорт из Китая бумаги для высокой печати…

И это лишь малая доля взаимных упреков, за разрешением которых стороны нередко обращаются в ВТО. Возникновение подобных торговых споров в Китае объясняют упорным нежеланием Брюсселя признать рыночной статус китайской экономики, как уже сделали более 80 стран мира. Об этом Пекин просит ЕС с 2003 года, однако, как считают эксперты, вряд ли он дождется признания ранее 2016 года – времени, когда Евросоюз будет обязан сделать это по соглашениям в рамках Всемирной торговой организации.

В КНР уверены, что эти два вопроса, в сущности, являются политической дискриминацией в отношении Китая и не согласуются с углубляющимися отношениями всестороннего стратегического партнерства между Китаем и ЕС

Другой тесно связанной с вышеназванным проблемой является сохраняющееся эмбарго на поставки в Китай европейских вооружений, введенное в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. Этот вопрос также неоднократно поднимался в ходе встреч на различных уровнях. В Пекине напоминают, что снятие эмбарго существенно повысило бы экспорт из Европы в Китай. Находились в разное время на европейском континенте и сторонники отмены ограничений, среди них и глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, однако количество противников такого шага всегда было подавляющим. В КНР уверены, что эти два вопроса, в сущности, являются политической дискриминацией в отношении Китая и не согласуются с углубляющимися отношениями всестороннего стратегического партнерства между Китаем и ЕС. И чем раньше они будут разрешены, тем скорее в отношениях Китай–ЕС смогут быть преодолены все препятствия.

Следует отметить, что пекинским встречам предшествовал второй раунд стратегического диалога КНР–ЕС, прошедший 12 мая в Будапеште под председательством политиков, отвечающих за внешнюю политику сторон – члена Госсовета Дай Бинго и Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон. За четыре дня президент ЕС, помимо Пекина, посетит также Шанхай и Чэнду…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам