Сыр-бор и пальмовое масло

Несколько дней назад появилась информация о том, что Россия хочет ограничить импорт украинского сыра. Желание – не ново. Несколько лет назад подобные попытки уже были. Но в итоге наш сыр все равно находил путь к прилавкам россиян. На этот раз нам выдвинули претензию в использовании пальмового масла. Однако журналистское расследование показало, что предприятие, сделавшее Украину лидером по закупке пальмового масла в мире, является… наполовину российским. И это далеко не все интересное, что вылезло на поверхность, когда мы копнули глубже…

Портреты заявителей

Сразу замечу, что официального запрета или какого-либо количественного ограничения на ввоз сыров власть России пока не вводила. И заявлений на сей счет не делала. Требование ограничить ввоз сыра из Украины из-за использования при его производстве растительных жиров, в частности, пальмового масла, исходит от общественной организации: Национального союза производителей молока.

«Ситуация на украинском рынке выглядит странно – в Украине объем производства молока не растет, зато производство сыров, как ни странно, растет гигантскими темпами. При этом Украина является самым крупными импортером тропических масел в мире», – заявил Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока России, президент группы компаний «Русские Фермы».

Вышеназванная организация (она еще именуется Союзмолоко) – совсем юная. 3 марта отметила первый год своего существования. У нее есть конкурент – Молочный союз России (полное название Российский союз предприятий молочной отрасли или РСПМО). В 2010-ом, когда Союзмолоко только создавалось, Молочный союз праздновал свое десятилетие.

Непосвященный человек, наверняка, спутает Союзмолоко с Молочным союзом, но для самих лоббистов очень важно, чтобы их помнили, знали и… платили членские взносы. Хотя, если верить российским экспертам, пока Союзмолоко раскручивается на деньги своего президента – миллиардера и депутата Госдумы Айрата Хайруллина и всемирно известной компании «Юнимилк».

Айрат Хайруллин – татарстанский бизнесмен, сумевший в 29 лет создать огромную деловую империю, включающую банки, гипермаркеты и агрохолдинг, а в 33 стать депутатом. Основные отрасли, где он работает – животноводство и пивоварение. Несколько лет назад Хайруллин был владельцем нескольких молочных заводов, объединенных под маркой «Эдельвейс», но в 2007 году продал бизнес «Юнимилку».

Компанию «Юнимилк» в Украине знают хорошо – гораздо лучше, чем депутата Хайруллина, благодаря торговой марке «Простоквашино» и йогуртам «Биобаланс». Но сейчас «Юнимилк» – это уже не просто крупная компания, а часть огромной йогуртовой империи, совместно с Danone.

Объединение Danone и «Юнимилк» началось в прошлом году (одновременно с созданием общественной организации Союзмолоко). Слияние распространяется на деятельность компаний в России, Украине, Казахстане и Беларуси и затрагивает все производимые ими молочные продукты. Как ожидается, доля продукции объединенной компании составит 21% рынка РФ, а оборот – 1,5 млрд. евро в год. Количество сотрудников превысит 18 тыс. человек. Председателем совета директоров станет Андрей Бесхмельницкий, генеральный директор «Юнимилка». А операционное руководство компанией будет осуществлять Филип Кегельс, главный управляющий подразделения «Молочные продукты» Danone в Восточной Европе и Средней Азии.

Вот так, собственно, и выглядят портреты российских жалобщиков на типа как пальмовое масло в украинских сырах: «Юнимилк», Danone и депутат Хайруллин. Они и есть «хозяева» Национального союза производителей молока РФ. По их жалобе сейчас идет работа – инспектора Россельхознадзора проводят проверку украинских молочных предприятий. По ее итогам станет понятно, есть ли реальные причины вводить ограничения на экспорт их продукции в Россию или нет.

Масло, пальмы, Сингапур

То, что пальмового масла в Украину завозится немеряно, спорить не будем. Это правда. По данным, Минагрополитики, в текущем году наша страна увеличит объемы закупок сырого пальмового масла из Малайзии на треть – до 300-350 тыс. тонн. При этом, как сообщили в ассоциации «Укролияпром», емкость внутреннего рынка пальмового масла Украине не превышает 100-150 тыс. тонн в год.

Возникает логичный вопрос: зачем Украине столько пальмового масла, если она его все равно потребить не может? Отвечаем: затем, что фактически мы являемся лишь транзитной территорией для этого товара. А дальше он расходится по странам СНГ. И в первую очередь идет в Россию. И тут самое время немного рассказать об этом продукте.

Пальмовое масло завозится в Украину в основном из Малайзии и Индонезии и используется в пищевой промышленности для приготовления маргаринов, кондитерских изделий и других продуктов. Его преимущество – исключительно в цене: оно более, чем на треть дешевле подсолнечного, даже с учетом таможенных накруток и логистики.

То, что в этом сезоне Украина стала мировым лидером по импорту пальмового масла, подтверждают и статистические данные. На каждого украинца сейчас приходится 7,3 кг пальмового масла. Для сравнения в Китае – 4,3 кг, Индии – 3,2 кг, хотя, как отмечают аналитики, эти страны всегда считались самыми крупными покупателями пальмового масла.

Но это вовсе не означает, будто пальмовым маслом пронизаны все отечественные молочные продукты (от твердого сыра до мороженого). Загадка разгадывается просто: в России просто нет условий для собственного импорта и перевалки тропических масел. Единственный порт, который может осуществлять это – Тамань. Поэтому львиная доля перевалки, ориентированной на россиян, производится, в Украине. У нас для этого есть все необходимые мощности. На сегодня они сосредоточены в терминалах портов Одессы и Ильичевска.

Так же в Одесской области, в Южном, находится крупнейший в СНГ завод по переработке тропических масел. Его собственник – сингапурская компания Delta Wilmar, которая является самым крупным импортером пальмового масла в Украину. Именно благодаря ей нам досталось сомнительное лидерство в этой сфере.

Немного порыскав в Интернете, я нашла сайт компании, где прочитала, что «ООО «Дельта Вилмар СНГ» было создано в декабре 2004 года для обеспечения рынка СНГ пищевыми маслами и жирами. Предприятие построило комплекс по перегрузке и переработке тропических масел в порту Южном с пропускной способностью 2100 тонн наливной продукции в сутки и 750 тонн пакетированной продукции. И резервуарный парк вместимостью 100 000 тонн…». Но самая главная, на мой взгляд, информация – содержится во фразе «проект финансируется Международной финансовой корпорацией (МФК)…».

Таким образом, выходит, что инициатива сделать Украину перевалочным пунктом тропических масел для (подчеркиваю) РЫНКА СНГ – это не наша внутренняя затея, а исключительно транснациональный проект.

Любой пиарщик скажет вам, что новость о колоссальных объемах закупки пальмового масла, не пошла бы на пользу пищевой отрасли ни одной страны. С точки зрения имиджа мы «попали». И, что самое обидное, никто не обращает внимания на более существенную информацию: 95% всего реэкспорта пальмового масла, завезенного в Украину, и продуктов его переработки приходится на Россию.

По разным данным, всего в Россию ежегодно ввозится порядка от 380 до 450 тыс. тонн пальмового масла. Но этот факт почему-то остается за кадром. Как и еще одна, существенная, на наш взгляд, деталь. Вторым соучредителем «ООО «Дельта Вилмар СНГ», помимо одноименной сингапурской фирмы, является… Группа компаний НМЖК (Нижегородский масложировой комбинат). Так, может, Россельхознадзора не там ищет пальмовое масло в сырах?

Вместо послесловия

Ограничение импорта украинских сыров в Россию происходит перманентно и по разным мотивам. Причем, как правило, подобные меры совпадают с ростом экспорта. Так, в прошлом году, несмотря на то, что соседи закрыли вход на рынок трем украинским предприятиям и оставили 10 предприятий, эти 10-ть сумели завезти в РФ около 70 тыс. тонн сырной продукции.

Объясняется такой феномен довольно просто: Россия на сегодняшний день – самый крупный импортер твердых сыров в мире. Она ежегодно импортирует более 400 тыс. тонн сыров в год. Украина же, напротив, имеет этой продукции в избытке: при внутреннем потреблении 1203-130 тыс. тонн, производительные мощности достигают 200-230 тыс. грн.

При этом главными нашими конкурентами являются Беларусь и Германия. В начале этого года немцы немного потеснили украинских сыропроизводителей, сумев предложить цены на 15-20% ниже. Однако на стороне славян сработал «потребительский иммунитет» против незнакомых европейских марок. К счастью для нас, немцы не выпускают российский и голландский сыры. А именно эти названия средний российский потребитель отыскивает на ценниках.

К тому же с 2011 года еще пять сыродельных заводов Украины получили разрешения поставлять свою продукцию в Россию и Казахстан. И сейчас право на экспорт в эти страны имеют всего 15 производителей.

Это, естественным образом, пугает российское молочное лобби, которое вот уже несколько лет занимается созданием крупнотоварных ферм и производством молока по европейским стандартам. На сегодняшний день под евростандарты попадает треть российского молока. Причем немалая доля от этой трети, по данным экспертов, сосредоточена в бывшем молочном хозяйстве депутата Хайруллина, ныне относящемся к холдингу «Юнимилк-Danone».

Зачем россияне так стараются работать по евростандартам, понятно: они хотят выйти на международные рынки. Но сперва нужно наладить сбыт на рынке внутреннем. А сделать это непросто, когда «под ногами» крутятся 15 украинских производителей, несколько беларуских и два десятка немецких. Приходится привлекать тяжелую артиллерию в виде страшного призрака пальмового масла. Фенита ля комедия!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам