СНГ: «Спаси нас, Господи»

Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в конце 1991 года вместо СССР, сегодня одни называют «инструментом для сохранения связей на постсоветском пространстве». Другие видят в нем «инструмент новой интеграции на том же пространстве». И все как-то забывают самое «модное» в Украине еще совсем недавно определение Содружества – механизм цивилизованного бракоразводного процесса и раздела бывшего общего имущества Советского Союза. Чтобы типа республики-«сестры» смогли разбежаться и при этом не побить не только горшки, но и головы друг другу в процессе отползания друг от дружки…

Украина стояла у истоков создания СНГ «на троих» (вместе с Белоруссией и Россией) 8 декабря 1991 года. Но потом, когда к Содружеству присоединились другие постсоветские республики и оно начало формализовать свои отношения в документах, официальный Киев отказался участвовать в этом процессе. И сегодня Украина официально не ратифицировала Устав СНГ, и поэтому, де-юре, она не является государством-членом СНГ. Но относится к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. То есть фактически участвует в его работе по тем направлениям, которые ей выгодны или приносят реальную пользу. Во всяком случае, по задумке, должны приносить…

СНГ изначально вызывало всячески сомнения в собственной дееспособности. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев вообще расшифровывал его аббревиатуру как «смогли навредить Горбачеву». Это развеселило сатирика Михаила Задорнова, который определил СНГ как «Спаси нас, Господи». А вот люди, памятуя декабрьскую спешку с созданием Содружества, расшифровали его еще проще – «С Новым годом!»…

В этом году, 24 августа, Украина, как известно, отмечает 20-летие провозглашения своей независимости. И социологическая компания «Research&Branding Group» заранее попыталась подготовиться к этому дню и выспросить у украинцев, как и кем они чувствуют себя на Родине и как видят ее в системе ближайших международных координат, в так называемом ближайшем зарубежье, которое и ассоциируется в первую очередь с СНГ. Согласитесь, это очень важно для молодого государства. О котором до сих пор говорят, что оно пребывает на распутье, а его граждане не понимают, на каком свете они живут…

Еще в апреле 2001 года был проведен опрос о Содружестве, который показал, что 43% опрошенных видят в СНГ механизм сохранения внутрирегиональных связей в условиях распадающегося организма СССР. То есть фактически это и есть тот самый пресловутый «механизм цивилизованного бракоразводного процесса». Но 27% опрошенных по-прежнему видят в Содружестве «эффективный инструмент интеграции на постсоветском пространстве». И 30% респондентов затрудняются как-то оценить СНГ.

43% опрошенных видят в СНГ механизм сохранения внутрирегиональных связей в условиях распадающегося организма СССР. То есть фактически это и есть тот самый пресловутый «механизм цивилизованного бракоразводного процесса»

По 16% опрошенных уверены, что Украина либо является полноправным членом СНГ, либо вообще его покинула. 15% респондентов оценивают фактическое положение Украины в СНГ как «государства, участвующего в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя», 12% видят уверены, что Украина – ассоциированный член СНГ, 11% – что фактический член Содружества. Но больше всего – 29% – вообще не заморачиваются на эту тему и затрудняются ответить об участии Украины в СНГ. То есть, другими словами, практически никто из украинцев не может юридически точно определить, что же Украина делает в Содружестве.

Более того, 43% опрошенных уверены, что сегодня государства СНГ отдаляются друг от друга. Более трети респондентов (36%) считают, что в СНГ ничего не меняется, и только 21% опрошенных полагает, что в СНГ идет процесс реального сближения его участников и членов. 47% респондентов уверены, что у СНГ нет будущего. С ними не согласны 35% участников опроса, а еще 18% затрудняются что-либо ответить на эту тему – фактически не думают об СНГ вообще…

То есть уже сегодня можно утверждать, что бракоразводный процесс в СССР состоялся, и украинцы выбрали независимость окончательно и бесповоротно. И сами готовы решать, с кем им объединяться, куда интегрироваться и кого считать врагом, а кого – союзником.

В пользу этого предположения говорят и данные еще одного опроса, проведенного «Research&Branding Group» непосредственно перед юбилеем независимости. Подавляющее большинство опрошенных жителей Украины (93%) считают ее своей Родиной, 76% считают себя патриотами Украины, 72% гордятся тем, что являются гражданами Украины, а каждый второй украинец (52%) в случае необходимости готов защищать свою страну.

Однако есть повод как для эйфории от данных, указанных выше, так и для уныния и для серьезных раздумий о сделанном. От данных, которые «Research&Branding Group» получила, опрашивая граждан о сути независимости и ее достижениях.

Подавляющее большинство опрошенных жителей Украины (93%) считают ее своей Родиной, 76% считают себя патриотами Украины, 72% гордятся тем, что являются гражданами Украины, а каждый второй украинец (52%) готов ее защищать

Данные, как минимум, неутешительны. 41% респондентов считают, что на сегодняшний день Украина еще не является действительно независимым государством. В чем-то независимым, а в чем-то зависимым государством Украину считают 28% украинцев. И только 24% респондентов уверены, что Украина – полностью независимое государство.

И, как показывает опрос, это совершенно оправданный выбор украинцев, потому что они его прочувствовали, как говорится, на собственной шкуре, в реальной жизни. 82% респондентов считают провозглашение независимости Украины в принципе положительным событием, которое необходимо наполнить реальными преимуществами для всех граждан страны.

А вот с реальными преимуществами от независимости как раз и есть самые большие напряги: не чувствуют украинцы, что независимость пошла им впрок. Только каждый пятый (20%) житель Украины утверждает, что Украина больше приобрела в результате обретения независимости. 39% респондентов уверены, что они больше потеряли с независимостью, чем приобрели. Еще 42% опрошенных уверены, что и вся Украина больше потеряла, чем приобрела. И только 33% опрошенных уверены, что они в чем-то приобрели, в чем-то потеряли в одинаковой степени.

Это, как вы понимаете, вообще звучит как приговор действиям властей, которые вели Украину после обретения ею независимости. По мнению опрошенных украинцев, ситуация ухудшилась во всех основных сторонах жизни, за исключением возможности свободно выбирать место жительства, в том числе и за рубежом. Наибольшее ухудшение респондентами отмечено в таких сферах как гарантированность работы (87%), уверенность в завтрашнем дне (83%) и материальное благополучие (79%).

Наибольшее ухудшение респондентами отмечено в таких сферах как гарантированность работы (87%), уверенность в завтрашнем дне (83%) и материальное благополучие (79%)

В отношении же возможности свободно выбирать место жительства мнения разделились – треть респондентов (34%) считают, что в данном аспекте ситуация за 20 лет улучшилась и столько же придерживаются противоположной точки зрения. Другими словами, тем, кому жить в Украине не нравится, могут валить себе по добру по здорову, куда они хотят, дома их никто не держит и не собирается это делать…

В то же время украинцы и не верят, что им кто-то – на Западе ли, в ЕС, на Востоке ли, в СНГ – поможет тем, что повлияет каким-то образом на статус страны. Две трети опрошенных украинцев (68%) считают, что на сегодняшний день не существует угроз независимости Украины. В то, что такая угроза есть, верит всего лишь почти четверть (23%) жителей страны. И на каждый из этих вопросов о 6 до 10% респондентов затруднялись ответить. То есть им уже практически все равно, они уже не задумываются…

Украина же, как известно, на законодательном уровне провозгласила свою внеблоковость, но заявила, что ее стратегический курс – это евроинтеграция, полноценное членство в ЕС. Вот и получается, что мейнстрим противоречит тренду. С одной стороны, Киев вроде бы обезопасил себя от вредных геополитических союзов и поставил блок перед полноценным членством как в СНГ и в созданных на его основе блоках и субрегиональных союзах, так и в НАТО. Но с другой – стремится туда, где членство все равно предполагает определенные серьезные уступки суверенных прав государства. И во внутренней, и во внешней политике. И пока спасает только то, что в СНГ Украина не хочет сама, а в ЕС ее не очень ждут…

Следовательно, и впредь выплывать украинцам предстоит самим. Выбирать, куда им двигаться – в ЕС с ее зоной свободной торговли или в Единое экономическое пространство (ЕЭП) либо в Таможенный союз как порождение и разновидности СНГ. А также определяться что говорить – «ай лав ю», «спаси нас, Господи» или «с новым годом». Однако нестабильность восприятия украинцами независимости своей страны, сомнения их в ее необходимости, в необратимости или в нужности «бракоразводного процесса» со старыми «женами» и в заключении нового «брака по любви» с новыми «невестами из Европы» свидетельствуют о том, что возврат еще возможен. В семьях, кстати, так нередко бывает…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам