Многовекторность-бис

18 октября 2011 года с Украиной случился очередной ступор в вопросе интеграции. В первую очередь, на европейском направлении, с которым в последнее время в Киеве носились как с «главным приоритетом внешней политики». Однако накануне президент Украины Виктор Янукович в интервью журналистам нескольких западных СМИ заявил, что вожделенное соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом может быть подписано позже: «Если по каким-то причинам Европа или Украина не готовы, то соглашение может быть заключено позже»…

Ожидаемая двойная сенсация. И в тот же день стало известно, что Янукович отложил свой визит в Брюссель, намеченный на 20 октября…

…Но Янукович не бросился и рьяно интегрироваться в обратном – восточном, российском – направлении, как это нередко бывало с Украиной, если ее «обижали» на Западе. На востоке Украину давно приглашают в Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Однако буквально в тот же день, после «беседы в узком составе» с президентом России Дмитрием Медведевым в рамках второго украино-российского межрегионального экономического форума «Научно-техническое сотрудничество регионов и межрегиональная производственная кооперация», Янукович сказал, что Киев будет думать и все взвешивать и в вопросе вступления в ТС. По словам Януковича, Украина хотела бы увидеть первые итоги работы Таможенного союза, а также то влияние, которое окажет на это объединение возможное вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

То же, что и в этом направлении нет особых прорывов, фактически подтвердил и Медведев, когда заявил, что Украина вряд ли может рассчитывать на работу ТС по какой-то «особой формуле». Киев, как известно, готов сотрудничать с ТС в формате 3+1. Однако президент России заявил, что Москва не торопит с присоединением к ТС, но если Киев не вступит в него полноценно, то возникнет такая ситуация, когда его участникам придется использовать иные таможенные режимы в отношении Украины.

Впрочем, для специалистов, пристально следящих за интеграционными потугами Киева, это не стало и не могло стать настоящей сенсацией. О возможности такого исхода еще неделю назад в интервью австрийской газете Die Presse рассказал премьер-министр Украины Николай Азаров. Он заявил: «Через некоторое время встанет вопрос, как нам продвигаться дальше. Переговорный процесс может длиться долго, и никто не может предвидеть, когда он закончится. Ну, если Украине не будет предоставлена европейская перспектива, возникает вопрос, для чего заключать соглашение о политической ассоциации». По его словам, «естественно, что на первой фазе, прежде всего, следует говорить об экономической интеграции» – о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС.

Янукович не бросился и рьяно интегрироваться в обратном – восточном, российском – направлении, как это нередко бывало с Украиной, если ее «обижали» на Западе. На востоке Украину давно приглашают в Таможенный союз

Интеграция без членства. Однако в Брюсселе Киеву уже давно открытым текстом и неоднократно сказали, что: а) соглашение об ассоциации – это цельный документ, и его никто не будет разбивать на политическую и экономическую части, чтобы подписывать их по отдельности; б) документ не будет содержать в себе даже намека на то, что ЕС гарантирует Украине членство в своих рядах. В отличие от, например, Турции, Сербии, Хорватии, Македонии или Албании, с которыми подмахивались такие же документы и уже либо ведутся переговоры о членстве, либо к ним готовятся. Причем с Турцией эта волокита длится уже более 40 лет…

«Турецкий» вариант не устраивал и не устраивает уже Киев. Там не хотят долго толпиться «в прихожей ЕС», как выразилась советник президента Анна Герман. Так что 18 октября, похоже, случилось то, что и должно было случиться. А Киев и Брюссель, не договорившись, просто очень удачно использовали для торможения процесса и паузы в нем так называемый «Тимошенко-повод». То есть ЕС устами премьеров нескольких своих стран-членов увязал подписание соглашения об ассоциации с освобождением экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, которая аккурат к анонсированному «европрорыву» получила 7 лет тюрьмы и 3 года запрета на занятие любых должностей в органах власти. При этом органы ЕС обвинили Украину и ее судебную систему в «избирательном правосудии в политических целях» – для расправы с оппозицией.

Янукович с этим демонстративно не согласился и подтвердил, что не будет влиять ни на судей, ни на своих сторонников в парламенте, чтобы декриминализировать статью Уголовного кодекса, по которой села Тимошенко, что давало бы возможность стащить экс-премьера с нар. «Уголовные дела против Тимошенко должны быть отделены от украинской интеграции с Евросоюзом… Какой сигнал мы подаем для общества? Чтобы совершать преступления, надо быть членом оппозиции?», – возмущенно вопрошал он западных журналистом. Им же он сказал, что считает освобождение Тимошенко неуместным, и напомнил, что в Украине на прошлой неделе против нее возбуждено еще одно уголовное дело – за слишком вольное обращение с бюджетными деньгами…

Другими словами, 18 октября у Украины с ЕС случилось то же самое, что за несколько месяцев до того произошло и с НАТО. Тогда новый президент Украины демонстративно отказался от членства в Альянсе, и обе стороны облегченно вздохнули, так как просто констатировали очевидное. Украина ни при каких обстоятельствах не могла вступить в НАТО, но при прежнем президенте Викторе Ющенко буквально ломилась лбом в наглухо закрытую дверь, а политкорректные НАТОвцы просто не могли послать его открытым текстом. Янукович освободил их от этой необходимости. Сейчас та же картина – под взаимный вздох облегчения – повторилась с ЕС…

Документ-евронедоносок. Впрочем, упомянутое соглашение об ассоциации с ЕС даже в случае его успешного и ускоренного подписания не могло и по-прежнему не может гарантировать не то что полноправного членства, но даже выполнения пунктов о ЗСТ и облегчении визового режима для граждан Украины при посещении Шенгенской зоны. Во-первых, потому что записи такой в нем, повторяю, нет.

18 октября у Украины с ЕС случилось то же самое, что за несколько месяцев до того произошло и с НАТО. Тогда новый президент Украины демонстративно отказался от членства в Альянсе, и обе стороны облегченно вздохнули

Во-вторых, – и это главное! – этот документ, даже если он будет все же подписан, подлежит ратификации парламентами всех 27 стран-членов ЕС. А это значит, что Украину могли нагибать (и будут нагибать), заставляя выполнять самые различные «еврохотелки», до бесконечности. Синхронной же ратификации никто гарантировать не может: в Европе демократия, знаете ли. И против этой отговорки никто и возражать не будет…

Такой характер «ассоциативного соглашения», предложенного Украине, обусловлен всей историей его появления и главным предназначением – лукаво поманить, но коварно не подпустить к себе. Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной – это фактически внешнеполитический «выкидыш», плод двух прежних «недоносков» так называемой восточной политики Евросоюза – «соседства», в Бозе почившего пару лет назад, и «восточного партнерства», предложенного сейчас Киеву, Минску, Кишиневу, Тбилиси, Еревану и Баку взамен полноценного членства.

Как нельзя быть немножко беременной, так и невозможно ожидать пересечения не просто параллельных, а идущих в противоположные стороны линий. А Евросоюз и указанные столицы стран Восточной Европы стыдливо пытаются найти точку перекрещивания двух таких линий. Столицы, во всяком случае, Киев, хотят полноправного членства, а ЕС не хочет – ему не до этого. Да и мировой кризис подоспел не вовремя. Потому и такие евронескладухи…

Интеграция без газа. Однако Киев пока ожидает такой же облом и на противоположном интеграционном направлении. От востока, конкретнее от России, Украина хочет одного, но главного – дешевых энергоносителей, точнее – природного газа. Этого тоже пока нет. Но имеются какие-никакие положительные подвижки.

Если на форуме в Донецке Янукович и Медведев только констатировали, что главы российского «Газпрома» Алексей Миллер и украинского Минтопэнерго Юрий Бойко получили задачу по поиску новых схем взаимовыгодного сотрудничества в газовой сфере, а пока действуют подписанные контракты, которые в Киеве назвали «невыгодными» и даже засадили за них Тимошенко, то в Санкт-Петербурге случилась обнадеживающая Киев сенсация. В тот же день, 18 октября 2011 года, на саммите глав правительств стран СНГ в северной столице было подписано соглашение о зоне свободной торговли в рамках Содружества (ЗСТ СНГ).

Такой документ в СНГ готовили почти все 20 лет существования Содружества и вот, наконец, подписали. Договор подписали все страны СНГ, за исключением Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, которые, по словам российского премьера Владимира Путина, изучат возможность присоединения к нему до конца этого года. Договор предусматривает как отмену импортных и экспортных пошлин по ряду товаров, так и серьезные изъятия из товарного ряда. Однако Путин уверенно заявил: «Мы по целым группам товаров отменим между собой экспортные и импортные пошлины. Есть определенные изъятия, мы с ними согласились, но и они постепенно будут уходить в прошлое». Особо Путин подчеркнул, что подписанный договор не противоречит нормам ВТО, что волнует те страны СНГ, которые уже являются членами этой организации.

Президент продемонстрировал готовность защищать честь и достоинство страны, противостоять давлению с любой стороны. Сначала он в Москве сказал, что ни в чем ей не уступит, если будет нанесен вред Украине. Теперь он то же самое повторил и Брюсселю с Вашингтоном

За Украину договор подписал ее премьер Николай Азаров. Более того, в присутствии Путина он заявил: «Я надеюсь, что с января следующего года этот договор обретет реальную жизнь». Входят ли российские энергоносители в перечень изъятий, пока точно не известно. Но от этого вопроса зависит то, что получил Киев от договора о ЗСТ СНГ – реальную надежду на сниженные цены на газ или очередной политико-экономический манок и симулякр наподобие соглашения об ассоциации с ЕС.

Итоги. И что же получила Украина после 18 октября сего года? Во-первых, неуступчивость Януковича в вопросе Тимошенко имеет огромный эффект для внутренней ситуации в Украине. Президент продемонстрировал готовность защищать честь и достоинство страны, противостоять давлению с любой стороны, если есть угроза национальным интересам. Сначала он в Москве сказал, что ни в чем ей не уступит, если будет нанесен вред Украине. Теперь он то же самое повторил и Брюсселю с Вашингтоном, которые буквально извелись, шантажируя соглашением об ассоциации с ЕС и требуя освободить Тимошенко. Выстояв, Янукович вполне может рассчитывать на консолидацию украинского общества вокруг себя, на западе страны рассказывая, как он «боролся с Россией», а на востоке – как «противостоял Европе». Ничто же так не сближает, как общий враг. А Украина, получается, оказалась «в кольце врагов», и впору кричать «Отечество в опасности!»…

Во-вторых, власти Украины посадкой Тимошенко все же добились устранения серьезного внутриполитического конкурента, в которого могла заново возродиться посаженная экс-премьер. Янукович небезосновательно побаивался Тимошенко: в условиях ухудшения социально-экономического положения большинства украинского населения и в отсутствии других харизматичных лидеров оппозиции она могла консолидировать всех недовольных режимом. На это делали ставку и определенные круги как на Западе, так и в России, заинтересованные в замене нынешней непредсказуемой власти (что Янукович и подтвердил) на свою более управляемую ставленницу, которую почти синхронно увидели в Тимошенко. Теперь, когда она, скорее всего, не сможет баллотироваться на парламентских выборах в Украине в будущем году из-за своей судимости, Брюсселю и Москве придется искать другого потенциально сильного кандидата. Если им это будет нужно, конечно, и впредь, а Янукович по-прежнему не устроит…

В-третьих, действующая украинская власть может успокоиться, перевести дух в вопросе интеграции куда бы то ни было и еще раз более детально посчитать, от какого интеграционного «счастья» ей меньше убытков и больше пользы. ЗСТ и с ЕС, и в рамках СНГ предполагает определенные ограничения суверенитета Украины и игру по правилам, общим для всех. Украина так, с выгодой для себя, играть пока не очень умеет. Ей более подходит пресловутая многовекторность – умение лавировать между двумя-тремя центрами силы и получать политико-экономическую выгоду ото всех. Транзитное положение между двумя зонами свободной торговли при определенном умении может дать ей несомненные преимущества. То есть, похоже, многовекторность-2 снова более актуально встает в украинскую повестку дня…

…Но пока же более четкие и конкретные интеграционные преимущества для Украины просматриваются в восточном направлении. В виде заделов. Во всяком случае, Путин и Азаров в ходе двусторонней встречи в Петербурге даже договорились проработать возможность осуществления взаиморасчетов в рублях при проведении торговых операций между двумя странами. При этом премьеры традиционно и подробно обсудили в разных форматах, в том числе один на один, вопросы взаимодействия в области энергетики, в ракетно-космической отрасли, авиации, взаимодействие в кредитно-финансовой сфере. К тому же товарооборот с Россией в этом году может превысить 50 млрд. долл. ЕС же, второй торговый партнер Киева, переговоров на эту тематику ему не предлагает: индустриально сильная Украина ему не нужна, Европе, охваченной кризисом, необходимы рынки сбыта своей продукции. Янукович и команда это, похоже, отлично понимают и пытаются лавировать…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам