Нацбанк добился голодной ревальвации

Голодом можно добиться много. Гривневым – в особенности. На этой неделе произошло уникальное, экономически необъяснимое, на первый взгляд, событие – ревальвация гривны. Банки, в ситуации жесточайшей нехватки гривны, начали сдавать доллар на межбанке по 7,8 грн. На следующий день НБУ собрал у себя банкиров и объявил им, что до выборов он намерен держать курс, как говорится, намертво. Похвальное упорство, только экономика может не выдержать: выдача кредитов практически свернута, из-за нехватки гривны был провален последний аукцион Минфина по ОВГЗ…

Ревальвация национальной валюты – приятное зрелище для Нацбанка и головная боль для производителей. Как показывает опыт Европы, страны с более дорогой валютой проигрывают конкурентную схватку тем, у которых денежная единица подешевле. И это закон. Поэтому отечественные экспортеры, как страшный сон, вспоминают ревальвации Стельмаха, когда гривна за одну ночь волюнтаристским решением руководства НБУ с 6 грн./$. укреплялась до 4,5 грн./$. Именно эти эксперименты ослабили экономику перед вхождением в «черную полосу» кризиса 2008 года. В результате падение производства и ВВП у нас было рекордом как в Европе, так и в мире.

Сейчас происходит нечто подобное, но в другой плоскости. Никто не меняет курс административными методами за одну ночь, его просто удерживают любой ценой, добиваясь абсолютной стабильности. Хотя общеизвестно, что абсолютная стабильность возможна только на кладбище.

Придерживая ликвидность ради стабильности курса гривны, руководство НБУ добилось падения остатков на корсчетах банков до минимального уровня. На этой неделе Украина фактически пережила очередной порог гривневой ликвидности: остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков падали до 10,7 млрд. грн. при минимально необходимом уровне не меньше 15 млрд. грн.

«Коммерсантъ-Украина» отмечает, что во вторник банки были вынуждены продавать валюту Нацбанку по курсу ниже 8 грн./$ (впервые с августа). Индикатор снизился с 7,999/8,006 грн./$ до 7,897/7,994 грн./$. Это уже «запредел».

Поскольку гривны катастрофически не хватает, банки отказываются покупать долговые расписки Минфина – ОВГЗ. Что не есть хорошо в условиях отсутствия кредитов МВФ и накануне традиционных выплат в конце года. Это вынуждает Минфин, длительное время героически удерживавший процентные ставки по ОВГЗ, поднимать доходность.

За последнее время стоимость обслуживания облигаций внутреннего займа выросла с 8,22% до 8,5%. Все это ложится на бюджет. Но выхода нет. Как отмечает трейдер ИК "Тройка Диалог Украина" Дмитрий Сидоров, на конец года приходится большое количество бюджетных платежей, что в свою очередь будет давить на Минфин при определении ставок.

Поскольку гривны катастрофически не хватает, банки отказываются покупать долговые расписки Минфина – ОВГЗ. Что не есть хорошо в условиях отсутствия кредитов МВФ и накануне традиционных выплат в конце года

Но даже при повышенных ставках банки не спешат затовариваться ОВГЗ, поскольку им нужно аккумулировать деньги для обеспечения расчетов у клиентов. Опять-таки в конце года у предприятий настает сезон больших платежей. В результате очередной аукцион Минфина по продаже ОВГЗ был фактически провален.

Некоторые мелкие банки жалуются, что у них нет возможности в полной мере осуществлять платежи клиентов. А крупные начинают сворачивать выдачу кредитов, прежде всего, ипотечных. Это подтверждает председатель экспертного совета «Гильдии риелторов Украины» Сергей Шкилев. Он говорит, что одни банки приостановили выдачу кредитов, другие подняли кредитную ставку, например, с 15% до 23%.

Удорожание кредитов в любом случае негативно отразится на рынке недвижимости и строительства. Он и так очень вялый, количество сделок – минимально, страна напичкана недостроями. А тут еще один удар по спросу, который тут же рикошетом ударит в производственный сектор.

В то же время Нацбанк сохраняет олимпийское спокойствие и уверенность в собственной правоте. 22 ноября с банкирами встречалась директор департамента денежно-кредитной политики («мама валютной паспортизации») Елена Щербакова. Как сообщалось в пресс-релизе НБУ, на встрече обсуждались вопросы относительно ситуации, складывающейся на денежно-кредитном рынке, прогнозов ее развития и мер по эффективному регулированию.

Дальше не могу удержаться от цитирования: «Представитель банка отметила напряженную ситуацию на мировых рынках. Экономика и финансовая система Украины имеют достаточно открытый характер, а потому все еще остаются достаточно уязвимыми к колебаниям внешней конъюнктуры. В связи с этим Нацбанк постоянно принимает превентивные меры для предотвращения возможных проявлений нестабильности, связанных с напряженной ситуацией на мировых рынках».

Несмотря на то, что на встречи в Нацбанк ходят теперь только лояльные банкиры, задушевные беседы о превентивных мерах против мирового кризиса их не удовлетворили. Финансисты все-таки подняли тему резкого искусственного ограничения гривневой ликвидности. На что им рассказали, что это необходимо, дабы отбить атаку на гривну. В результате длительной дискуссии банкиры вроде бы выпросили немного краткосрочной ликвидности через тендеры и рефинансирование. Которое, судя по всему, получат далеко не все банки.

Финансисты все-таки подняли тему резкого искусственного ограничения гривневой ликвидности. На что им рассказали, что это необходимо, дабы отбить атаку на гривну

Те, кто не получат, будут довольствоваться межбанковским ресурсом. Спрос на так называемую ночную гривну (суточные кредиты или овернайт) на этой неделе достиг рекорда. 21 ноября их давали под 28,4% годовых, а уже 22-го и 23-го сделки заключались по ставкам 40-50% годовых. Впрочем, один из банкиров успокоил нас, что взлет ставок на суточные кредиты – это все «истерическое проявление рынка». Как взлетели, так и опустятся. В России в первой половине дня 30 сентября тоже был какой-то ситуативный кризис, и овернайт подскочили до 40% годовых. Потом упали до 10-15% годовых. Поэтому, главное, чтобы тенденция не закрепилась.

Но для этого нужно сделать то, о чем мы говорим в каждой публикации: ослабить удавку на шее банков и дать им возможность вдохнуть немного воздуха (гривневой массы). Однако в Нацбанке, похоже, не верят, что клиент действительно болен. И настаивают на злобной симуляции, цель которой – скупить валюту и заработать на девальвации.

«Банки лукавят, – заявил в интервью газете «Сегодня» председатель Национального банка Украины Сергей Арбузов. – Я со всей уверенностью хочу вам сказать, что их платежеспособности ничего не угрожает. Мы постоянно контролируем остатки на коррсчетах банков, видим, какая часть средств нужна банкам для выполнения своих обязательств и куда деваются свободные средства. Так вот, банки используют любые свободные гривневые ресурсы для покупки валюты впрок. Сегодня мы видим авуары, объемы которых подбираются к $10 млрд. И это небывалая цифра. Все ждут глубокую девальвацию и хотят на этом заработать. Но я хочу сказать, что они этого не дождутся. Платежный баланс достаточно позитивный, его среднемесячный профицит составляет около $100 млн. Поэтому я думаю, что до конца года курсу ничего не угрожает. Банки это поняли, поэтому свои девальвационные ожидания перенесли на 1-й квартал 2012 года. Думаю, что их тоже будет ожидать сюрприз – НБУ располагает инструментами, чтобы вмешиваться в ситуацию на валютном рынке и не давать возможность спекулянтам наживаться на населении…».

В унисон руководству «поет» и директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин. Он утверждает, что чистый приток иностранной валюты в январе-октябре 2011 года – около $12 млрд., что обеспечивает должную поддержку курсу гривны и указывает на безосновательность разговоров о приближающей девальвации.

Более того, в частном разговоре с автором один из сотрудников НБУ намекнул, что проблемы банковской ликвидности вовсе не в действиях НБУ, а в законе №3795-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по урегулированию отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг», вступившем в силу 16 октября 2011 года. Этим законом банкам запретили давать кредиты в валюте. Но дело не только в этом.

«Вопрос даже не в том, кредит в валюте или в гривнах, – говорит юрист Александр Моторный, – тут, скорее, интерес не банка, а должника, поскольку гривневый кредит – дороже, валютный – дешевле, и проблема лишь в том – есть ли у вас стабильные доходы в валюте. Банки недовольны тем, что нормы закона расширяют права заемщика. Они ждали совершенно обратного – сужения его прав и расширения своих. В частности, их не устраивает, что в случае принудительного выселения на основании решения суда должнику, не выплатившему ипотечный кредит, предоставляется постоянное жилое помещение. Поэтому временное замораживание выдачи ипотечных кредитов связано с тем, что банковские юристы пересматривают тексты договоров в соответствии с новым законом. Я уверен, что еще до Нового года ипотека возобновится. Но уже по новым, более высоким ставкам…».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам