Лоббисты и холера

Скандал, порожденный заявлением руководителя Роспотребнадзора о том, что российская санитарная служба может ограничить импорт украинской аграрной продукции, постепенно приобретает оттенок недобросовестной конкуренции. В деловых кругах полагают, что спич Геннадия Онищенко по поводу «приравнивания украинцев к животным» является попыткой российских лоббистов взять реванш над нашими импортерами, которым в конце декабря разрешили ввозить мясомолочную продукцию в Россию. В то время как мы ограничили ввоз российской свинины из приграничных областей из-за африканской чумы.
Напомним, с чего все началось. Пару дней назад главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, известный своей непримиримой позицией по отношению, например, к грузинским продуктам, неожиданно накинулся на Украину.

По его словам, «в Украине полномочия по контролю за продовольствием и питанием, в том числе в детских организованных коллективах, переданы ветеринарной службе. Де факто в этом содержится признание гражданина Украины животным. Так как в Украине, как во всем мире, действующим законодательством предусмотрено, что здоровьем людей занимаются лица, имеющие специальное медицинское образование. А питание, как известно, 70% всех проблем со здоровьем».

Дальше он продолжил ход мысли в том направлении, что появилась, дескать, серьезная проблема: ветеринары по своей необразованности могут упустить холеру, и она переберется в Россию вместе с продуктами питания.

«Судя по официальным общедоступным документам, в 2012 году в Украине профилактикой холеры среди людей будут заниматься не медики, а ветеринарная служба. В 2011 году в Донецкой области была отмечена вспышка холеры, но Россия, благодаря скоординированным действиям с украинскими санитарными властями, не закрывала границу для людей и товаров. В 2012 году, если, не дай бог, ситуация осложнится, мы будем вынуждены пойти на крайние меры. Это значит, что уже с мая мы достаточно серьезно усилим надзор на границе с Украиной», – сказал Онищенко.

Почему Онищенко в январе заговорил о закрытии границы в мае, поняли далеко не все. Хотя, полистав новости за 2011 год, можно найти ответ и на этот вопрос. Именно в конце весны прошлого года в Мариуполе Донецкой области были госпитализированы несколько человек, заболевших холерой. По предварительным данным, источником заражения людей стала выловленная местными рыбаками рыба – бычки, которую заболевшие готовили и употребляли в пищу, а также морская вода.

Количество заболевших украинцев не превышает числа россиян, которые время от времени цепляют холерную палочку. Так, недавно холерой заболела стюардесса, которая прилетела в Москву из Индии, а также две пассажирки российской авиакомпании. Но украинская санитарная служба не стала по этому поводу делать заявления, отговаривая наших граждан от полетов российскими самолетами. Поэтому высказывания Онищенко являются как минимум недружественным.

Почему Онищенко в январе заговорил о закрытии границы в мае, поняли далеко не все. Хотя, полистав новости за 2011 год, можно найти ответ и на этот вопрос. Именно в конце весны прошлого года в Мариуполе Донецкой области были госпитализированы несколько человек, заболевших холерой

Его украинский коллега Иван Бисюк уже заявил, что реформа продовольственного контроля предполагает создание у нас органа по образцам Евросоюза. «Компетентный орган формируется на основе государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, к которой присоединятся специалисты гигиены питания, – пояснил Бисюк. – Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба в полном объеме сможет контролировать качество и безопасность продуктов питания. А до тех пор, пока новообразованный компетентный орган не будет способен в полном объеме перенять все функции, их продолжат выполнять специалисты санитарно-эпидемиологической службы…».

Впрочем, это пояснение осталось без особого внимания. Все понимают, что вопрос реформирования продовольственного контроля – это лишь повод. Причина нападок Онищенко лежит гораздо глубже.

В конце декабря прошлого года Таможенный союз отменил ограничения на поставки из Украины мясомолочной продукции пяти предприятиями: ООО ПО «Молис», ООО «Компания Зевс ЛТД», ДП «Мясокомбинат «Заря», ООО «Белоцерковский молочный комбинат», ОАО «Конотопмясо».

Кроме того, стороны решили рассмотреть возможность отмены временных ограничений на поставки на территорию Таможенного союза товаров с других, проинспектированных в 2011 году украинских предприятий после представления украинской стороной материалов по устранению нарушений, выявленных в результате инспекции или с учетом результатов их очередной совместной инспекции. Инспекция назначена на февраль 2012 года. Есть версия, что по ее итогам может быть снят запрет на поставки в Россию продукции крупнейшим производителем курятины – «Мироновской птицефабрикой», которую ранее сумели выбить из игры. А также некоторыми другими крупными производителями.

Это категорически не нравится российским производителям мяса. «Производство птицы в России растет на 20% в год, – говорит один из операторов мясного рынка. – Из-за того, что конкуренция сильно увеличивается, цены падают. У российских производителей уменьшаются прибыли. При всем этом себестоимость производства курятины в России в целом выше, чем в Украине, где комплексы работают давно и процесс лучше отлажен. И мы можем побеждать российскую продукцию на их же рынке, благодаря ценовой политике…».

Что же касается свинины и говядины, то мясному скотоводству в России традиционно не удается выйти из депрессии, несмотря на многочисленные государственные программы. «Россияне до сих пор не могут разделить стада на мясные и молочные, – говорит наш собеседник. – Обеспечить им соответствующий уход и питание. По сути, основным источником российской говядины остаются выбракованные молочные коровы. Это – убыточно. Относительно свинокомплексов – рентабельность производства свинины в России на порядок ниже, чем в Украине, и они просто не могут найти инвесторов на такие проекты. В то время как у нас инвесторы есть…».

Единственное, что более-менее обнадеживает украинских импортеров – это то, что Россия вступила в ВТО. Поэтому вводить торговые ограничения ей будет сложнее. В то же время наши бизнесмены опасаются, что на сторону российских аграрных лоббистов встанут кремлевские функционеры

От себя добавим, что немногочисленные свинокомплексы в средней полосе России и в Ставропольском крае нередко подвергаются обширным эпидемиям. Недавно Украине пришлось применять санкции против российской свинины. Так, в Курской области была обнаружены вспышка африканской чумы у свиней. До этого аналогичная проблема была в Краснодаре.

Однако полагать, что заявление российского санитарного врача – отповедь за свинину, было бы слишком примитивно. На самом деле проблема гораздо глубже: российские лоббисты просто обеспокоены тем, что украинские производители все-таки пробиваются на их рынок. И не только мяса, но и другой аграрной продукции.

В профильных ведомствах России вынашивается план отказа от импорта украинских овощей. Речь идет о введении квотирования импорта овощей, чтобы стимулировать развитие собственного тепличного производства. Если этот план будет внедрен в жизнь, то он лишит Украину крупнейшего рынка сбыта своей тепличной продукции, куда поставлялось овощей на $80 млн. в год.

«То, что Россия может закрыть границу для наших овощей, далеко не сплетни, – говорит источник с аграрного рынка. – Такое предложение было озвучено в ходе обсуждения программы по развитию тепличного хозяйства на период 2013-2020 гг., прошедшей в российском Минсельхозе. И судя по всему, это не только слова. Тревога российских партнеров понятна – за последние пять лет объемы экспорта овощной продукции в Россию из Украины увеличились в 17 раз. Но почему-то вместе с тепличными овощами под санкции может попасть, например, репчатый лук и капуста. Для наших производителей это просто катастрофа…».

Правда, в российской прессе пишут, что проект по введению импортных квот на овощную продукцию даже в самом худшем для Украины случае будет реализован лишь в 2013 году. Но от этого украинским овощеводам не легче.

Они помнят историю с экспортерами твердого сыра, которые в 2006 году из-за подобного торгового бартера потеряли около $700 млн. за год. И с тех пор не смогли вернуть утраченные объемы: их место на российском рынке заняли немцы и поляки.

Та же ситуация и с карамелью. Летом, как известно, Россия третий раз за последние 10 лет фактически закрыла свой рынок от украинской карамели, начав взимать с нее пошлину в размере почти $300 за тонну. И тут же эту нишу заняли китайцы.

Единственное, что более-менее обнадеживает украинских импортеров – это то, что Россия вступила в ВТО. Поэтому вводить торговые ограничения ей будет сложнее. В то же время наши бизнесмены опасаются, что на сторону российских аграрных лоббистов встанут кремлевские функционеры, и тогда пробиться на соседний рынок будет просто невозможно.

Косвенным подтверждением этой версии стал… сам Геннадий Онищенко. «Онищенко ничего не говорит, не посоветовавшись с кем надо, – высказывает мнение один из российских импортеров. – Если помните, в разгар московских акций протеста он советовал россиянам избегать массовых скоплений людей и не ходить на митинги в связи с эпидемией ОРВИ. Теперь он заговорил о закрытии границ для агарной продукции из Украины в связи с возможной эпидемией холеры и реформированием службы санитарного контроля. Думаю, этот вопрос нужно обсудить на более высоком уровне. И внести ясность для бизнеса – рассчитывать нам на российский рынок или искать альтернативу…».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам