«У аппарата»: штрихи к портрету Вячеслава Толкованова

Скоро выборы, а дела в государстве идут как-то не очень успешно. Руководство страны старается изо всех сил, а на уровне чиновников просматривается откровенный саботаж. Госаппарат и раньше работал, как плохо смазанный механизм, а нынче и вовсе превратился в хаотическую бестолковую массу. Это не удивительно: рыба портится с головы, а голова у аппаратчиков, он же руководитель Национального агентства Украины по вопросам госслужбы (ранее – Главгосслужбы) Вячеслав Толкованов – мягко говоря, тухлая. Кроме интриг, воровства грантов и высокомерия, достижений у него пока никаких…

 

Госслужебный ликбез

 

Что такое Нацгосслужбы? Понять это может только человек, хотя бы пару месяцев проработавший в госаппарате. Нацгосслужбы – центральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является контроль и подготовка кадров для всех ступеней органов власти. Здесь готовят все нормативные акты, касающиеся порядка госслужбы, проводят проверки органов власти и их руководителей. Причем имеют право привлекать в состав комиссий по проверкам представителей правоохранительных органов.

 

Без визы Нацгосслужбы нельзя назначить начальника отдела кадров ни одного ведомства или местного органа власти. Наконец, «госслужбисты» с тщанием, близким к работе «спецслужбистов», проводят проверки претендентов на высокие государственные посты. Это также в их компетенции.

 

Не удивительно, что в начале своей деятельности тогдашняя Главгосслужбы была своего рода неформальным подразделением СБУ: ее руководитель Геннадий Леликов имел звание полковника, а на ключевых должностях ведомства находились штатные и бывшие работники силовых структур.

 

Но постепенно шел процесс так называемой «декагэбизации» органов власти и европеизации госаппарата. Главгосслужбы стала цивильным, но вполне влиятельным органом в среде чиновников. А ее бессменный многие годы руководитель Тимофей Мотренко – идеологом аполитичности и стабильности бюрократической вертикали. Дескать, политики могут приходить и уходить, но чиновники должны одинаково хорошо работать при любой власти.

 

Сам Мотренко также был абсолютно аполитичной фигурой. К тому же лично к нему громких коррупционных претензий никогда не звучало. Хотя в самой Главгосслужбы имелись отдельные «кристально-непрозрачные» типы, которые брали деньги за проверки, за ранги, за продление срока работы на госслужбе после достижения пенсионного возраста и т.д. и т.п.

 

Кстати, последняя «лавочка», из-за которой Мотренко, видимо, и нажил себе врагов (продляли не всем), закрылась с принятием законов о пенсионной реформе. Теперь госслужащие могут работать на благо державы до 62 лет и потом еще 5 лет, если не устали.

 

В общем, ничего не предвещало кадровых революций в Главгосслужбы, ставшей к тому времени Нацгосслужбы, как вдруг в августе прошлого года назначенный за полгода до того заместителем Мотренко г-н Толкованов занял кресло старика.

 

«В чем дело?», – удивились бюрократы. «Дело, наверное, в реформе?», – подумали наивные. «Нет, дело как обычно в деньгах, точнее – в крупных европейских грантах», – уверенно сказали знающие коллеги.

 

Шок для Лавриновича. И не только

 

О том, что Вячеслав Толкованов – человек, по меньшей мере, не подходящий на должность главного куратора надзорного органа за украинскими бюрократами, открыто заявил министр юстиции Александр Лавринович в интервью ZN.UA.

Комментируя назначение Толкованова, министр сказал: «Господин Толкованов действительно лицо специфическое… На самом деле и это назначение, и новый статус Госслужбы, которая вдруг стала агентством, действительно прошли мимо меня. Хотя меня трудно чем-то удивить, но я, честно говоря, был в шоке от случившегося. Даже на время вышел из своего привычного состояния равновесия. Хотя с самого начала понимал, что легкого и слаженного движения реформы не будет. Слишком много нюансов, граней, интересов, сфер влияния… Но это наибольшее отклонение, которое вообще можно было себе представить».

 

Именно издание ZN.UA первым сообщило, что Толкованов в 2009 году был судим за разглашение государственной тайны. Мелочь, но неприятно. И с правовой точки зрения, и с этической неправильно, чтобы лицо со свежей судимостью удостоверяло честность кандидатов на государственную службу и подписывало материалы проверок.

 

Но судимость – это цветочки. Основная беда Толкованова в том, что он пришел в Нацгосслужбы не работать, а «харчевать» гранты. И это с первого дня определило линию его поведения. В принципе Мотренко в силу возраста и характера не был начальником-ангелом, но оставил своему преемнику хорошо оснащенную в техническом и кадровом плане бюрократическую машину. Все рабочие места были оснащены компьютерами и принтерами. В столовой можно было перекусить за 20 грн. (что немаловажно для госслужащих с небольшой зарплатой). Безотказно работало все бюрократическое хозяйства от бумагооборота до лифтов.

 

Теперь, как ни смешно, не работают даже лифты. Они постоянно ломаются. Компьютеры частично вышли из строя, поскольку в здании то и дело пропадает свет. Странные метаморфозы происходят и со столовой. В коллективе поговаривают, что «бюджетные цены для бюджетников» не устраивают ни Толкованова, ни руководителя административно-финансового департамента Олега Ивановича Бартащука. Этого господина, как и некоторых других, Толкованов перетащил из академии госуправления при президенте Украины. В академии Бартащук возглавлял хозяйственное управление и прославился очень неоднозначными закупками.

 

Но не только технике плохо с новым руководителем. Коллектив тоже мучается. Сотрудники жалуются, что Толкованов демонстрирует «кто в доме хозяин» очень странным способом: он начинает подписывать документы не раньше 21.00. Все ведомство вынуждено сидеть и ждать этого момента: одни – чтобы подписать, другие – чтобы провести регистрацию.

 

При этом далеко не у всех есть возможность вырвать из скромного бюджета деньги на такси. Тем более что очень часто сотрудники, простояв несколько часов под кабинетом, так и не могут попасть к начальнику. К тому же, не имея опыта работы с бюрократической документацией (и не желая постигать эту науку), Толкованов любит ставить фишки «с потолка», отчего документы бродят в стенах ведомства месяцами, без адресатов и исполнителей. Неудивительно, что в Нацгосслужбы пошла волна увольнений опытных сотрудников. На Интернет-форумах пишут, что ведомство стало настолько недееспособным, что его проще закрыть, чем вернуть к жизни.

 

Здравствуйте, гранты дорогие…

 

Мы уже вскользь упомянули, что приход Вячеслава Толкованова в Национальное агентство Украины по вопросам госслужбы связан с грантами. И вот настало время рассказать детали.

 

Еще при Мотренко тогдашней Главгосслужбы улыбнулось счастье в лице проекта Еврокомиссии по развитию государственной службы в Украине с очень большим финансированием. Под «очень большим» подразумевается выделение десятков и сотен миллионов евро на протяжении многих лет.

 

На эти деньги проводилось много мероприятий, в том числе был создан крупнейший методический центр. Одна из его задач заключалась в обучении госслужащих иностранным языкам. Мотренко публично пропагандировал идею, что каждый госслужащий должен знать английский язык. И в принципе был прав. Несмотря на то, что заставить наших бюрократов свободно общаться на языке Шекспира на практике не удалось.

 

Помимо этого было еще много программ. В том числе проект Twinning "Поддержка развития государственной службы в Украине", который позволяет наших чиновников отправлять на стажировку на Запад, а европейских – экспериментально пускать работать тут.

 

В общем, на тот момент, когда Толкованов заполучил кресло Мотренко, была открыта программа на 70 млн. евро. Сейчас, правда, она приостановлена. Даже неповоротливые чиновники Еврокомиссии соображают, кому можно давать большие суммы, кому – нет.

 

Но проект Twinning пока «фурычит», главным образом благодаря Игорю Попову. Это всем известный руководитель «Комитета избирателей Украины». Человек, обладающий колоссальными связями и опытом для получения грантов. Сейчас он занимает должность… заместителя Толкованова. И хотя в госслужбе Попов, судя по всему, разбирается хуже, чем в выборах, его назначение вполне объяснимо (смотри выше про Twinning).

 

Кстати, сам Толкованов почувствовал вкус грантовых денег тоже довольно давно. Начинал он как учитель иностранного (английского) языка в Горловке. Там же вел кружок для детей. Но перспективы в сеянии умного, доброго, вечного не усмотрел и уже в 1993 году (18-ти лет от роду) прилепился к Либеральной партии (Щербаня–Маркулова). Эти же ребята познакомили его с Анатолием Голубченко.

 

Когда партия в 1999 году распалась, Голубченко пристроил нашего героя, как знающего иностранные языки, в отдел международных связей Фонда содействия местному самоуправлению при президенте Украины. Он начал ездить в качестве переводчика-референта на разные конгрессы Совета Европы. Потом годик потрудился консультантом управления организационно-кадровой политики и взаимодействия с регионами АП (при Кучме). И быстро перепрыгнул на должность замдиректора по вопросам европейской интеграции Ассоциации городов и общин Украины.

 

Почему перепрыгнул? Потому что там сладко запахло жирными грантами. О каких суммах идет речь, я точно не скажу. Но только в прошлом году, работая уже в Минрегионстрое, Толкованов пытался сесть на грант Еврокомиссии и Программы развития ООН «Местное развитие, ориентированное на общину» в размере 13,33 млн.

 

Тогда же, лет 7-9 назад, он лишь начинал наслаждаться незабываемым вкусом европейских денег. Чтобы все они (деньги) шли в семью, вместе с супругой, Натальей Щербак, соорудили центрик – «Центр досліджень питань регіонального і місцевого розвитку та сприяння адміністративній реформі» – и через него пропускали весомую часть вливаний наивных европейцев.

В частности, центром на деньги европейских грантодателей были изданы такие «необходимые» в процессе административной реформы брошюры Толкованова, как «Про впровадження стандартів публічної етики», «Про деякі аспекти впровадження стандартів публічної етики на місцевому і регіональному рівнях», а также «Посібник з питань партисипативної демократії (демократії участі) на місцевому рівні» (швейцарские деньги).

Поработали на благосостояние семьи Толкованова–Щербак и американские налогоплательщики. В частности, нашему герою удалось распилить грант Университета Штата Индиана «Программа содействия парламенту Украины» (США) в Украине, а также вплотную приблизиться к некоторым не менее обильно финансируемым программам. Включая уже упомянутую Программу развития Еврокомиссии и ООН «Местное развитие, ориентированное на общину».

 

Однако испить сей сосуд до дна ему помешала… административная реформа. Вице-премьера Украины по вопросам региональной политики, к которому в качестве советника на общественных началах присосался Вячеслав Толкованов, сократили, и мастер грантоедства остался не у дел. Но какие-то добрые люди всунули его к Мотренко как специалиста по грантам. Тем более, на горизонте маячили 70 млн. евро.

 

Толкованов оперативно перетянул к себе двух «грантовиков» из Минрегионстроя и начал набирать других спецов по пожиранию иностранной помощи. В частности, были трудоустроены Ярослав Демченков, который ранее управлял грантом правительства Японии, и Максим Иванов – он стал заместителем директора Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза. Однако после нескольких месяцев работы с Толковановым оба, похоже, сбежали. Видимо, не желая в будущем нести солидарную ответственность за разворовывание европейских денег.

И вот тогда Толкованов назначил на самое хлебное место – уже упомянутый Центр адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза – Марину Канавец, свою приятельницу по академии управления. Канавец в среде грантоедов называют «авоськой для ловли денег». В свое время она успела присосаться ко всему, что залетало в Украину от западных щедрот: начиная от проекта "Первая доврачебная помощь – основы знаний для молодежи" – 48 тыс. грн. и заканчивая грантами, которые получал Минрегионстрой (сотни тысяч евро).

С назначением Канавец у Толкованова появилось важное занятие: днем они трут терки по грантам, а вечером он подписывает документы, с которыми сотрудники затемно сидят в приемной. Вокруг Нацгосслужбы крутятся какие-то люди, мелькают коммерческие структуры, идет лихорадочный распил денег. Добром это не кончится, ибо Запад к нам и так не особо расположен, а после кражи остатков финансовой помощи и вовсе перестанет давать этой стране деньги.

 

P.S. Что сказать в заключение? Да нечего особо говорить. Кадры действительно решают все. И если на ответственные посты в госаппарате назначаются такие персонажи, как Толкованов, то добиться успеха каких-либо реформ будет очень сложно…

54321
(Всего 1, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам