Соркин день

Новость о том, что глава государства предложил на должность председателя НБУ нынешнего зампреда Игоря Соркина, оживила настроения на финансовом рынке. Нельзя сказать, что это явилось сюрпризом для банкиров. Соркин уже месяц исполняет обязанности руководителя Нацбанка после перехода Сергея Арбузова в Кабмин. Но всякое могло случиться: в кадровой политике много неожиданностей. А непубличный Соркин – та кандидатура, которая вызывает у финансистов вздох облегчения.
Игорь Вячеславович Соркин станет седьмым председателем банковского регулятора и третьим, кого (с определенной натяжкой) можно назвать «темной лошадкой». Первый раз такая ситуация возникла ровно 20 лет назад: 26 января 1993 года по предложению Вадима Гетьмана на пост главы Национального банка был выдвинут скромный предправления АКБ «Украина» Виктор Ющенко, который лишь три года как переехал из провинции в киевское отделение Агропромбанка СССР.

И до Ющенко, и после него первыми лицами НБУ назначали только известных людей. Первым председателем Нацбанка был Владимир Матвиенко (впоследствии – глава «Проминвестбанка») – выходец из мощной системы Промбанка. После него Вадим Гетьман, представлявший интересы финансово-аграрного лобби. Потом Владимир Стельмах – бессменный «оператор матрицы имени Ющенко»: общеизвестно, что именно он управлял главным финансовым институтом страны, пока Ющенко рисовал картины и демонстрировал себя во всей красе американцам.

После Стельмаха был Сергей Тигипко, успевший поработать вице-премьером и министром экономики. И снова Стельмах. На смену которому в 2010-м пришел Сергей Арбузов, проработавший в Нацбанке на тот момент меньше квартала. Он и был второй «темной лошадкой» в истории НБУ.

Несмотря на это, его приход восприняли достаточно позитивно, с большим кредитом доверия. Объяснение этому лежит в плоскости поведения дедушки Стельмаха, явно засидевшегося на своей должности в постпенсионный период. Владимир Семенович (и это не секрет) перед своей отставкой много чудил. Ревальвация гривны накануне кризиса 2008 года, заявления о том, что курс надо измерять гамбургерами и многое другое вызывали неоднозначное отношение к нему и банкиров, и просто интересующихся экономической политикой.

Плюс ко всему Стельмах был человеком из окружения Ющенко и сохранял банковский сектор в сфере влияния президента. Соответственно много лет, пока тандем Ющенко–Стельмах был в силе, существовало разделение банков на «свои» и «чужие», любимчиков и нелюбимчиков, тех, кому кулуарно продают валюту по выгодному курсу, и тех, для кого «фигвам – индейское жилище». Посему свежая кровь в Нацбанке вселяла надежды на новую жизнь банковского сообщества.

Соркин пришел в Нацбанк на несколько месяцев раньше Сергея Арбузова, с которым его связывает, как утверждают в банковской среде, многолетняя дружба. Писали, что его кандидатуру предложил начальник Донецкого облуправления НБУ Юрий Чефилев

Насколько эти надежды оправдались? Вопрос сложный. Нацбанк сделал немало спорных шагов на валютном рынке, о чем мы регулярно и подробно писали. Его инициативы относительно валютной паспортизации и налога на продажу долларов – вызывали и удивление, и возмущение.

Но откровенное лоббирование интересов отдельных банков (как это было раньше) прекратилось. Канул в Лету и «кружок особо приближенных к телу». Банкиры говорят, что отношение ко всем участникам рынка стало более ровным и справедливым. В этом собственно и состоит заслуга Игоря Соркина, который с июля 2010 года отвечал в НБУ за банковский надзор.

Примечательно, что Соркин пришел в Нацбанк на несколько месяцев раньше Сергея Арбузова, с которым его связывает, как утверждают в банковской среде, многолетняя дружба. Писали, что его кандидатуру предложил начальник Донецкого облуправления НБУ Юрий Чефилев. Так это или нет на самом деле, нам не ведомо, но абсолютно точно можно сказать, что в управлении НБУ по Донецкой области Соркин проработал чуть ли не дольше всех.

Он пришел туда в момент денежной реформы – в 1996 году – простым экономистом отдела банковского надзора. Потом стал главным экономистом этого же отдела, завсектором, замначальника отдела, а с 2002 года – начальником отдела банковского надзора. И в этой должности проработал 8 лет. За все это время в регионе не было ни одного банковского скандала, ни одного резонансного банкротства банков. Имели место уголовные дела по конвертационным центрам в комбанках. Но где же их нет?!

Поэтому еще два года назад знакомые менеджеры из Донецка говорили мне о назначении Соркина в Нацбанк, что банковскому сектору очень повезло. И это лучшая кандидатура для того, чтобы возглавить надзор. Примерно такую же характеристику дали зампреду НБУ и в аппарате Национального банка.

«Игорь Вячеславович – очень уравновешенный интеллигентный человек, с ним можно нормально общаться, – говорит источник из НБУ. – Он грамотный специалист. Но всегда занимался исключительно банковским надзором. А сейчас доминирующий вопрос – это валютная политика. И есть все основания полагать, что там он не будет проявлять инициатив, в отличие от Ющенко, Стельмаха и даже Арбузова, и отдаст право стратегического принятия решений правительству. Благодаря чему политика Нацбанка и Кабмина будет полностью гармонизирована».

Соглашаются с таким мнением и на банковском рынке. «Да, при Соркине Нацбанк станет в значительной степени финансовым регулятором», – говорят банкиры. Причем, добавляют они, не только банковским. Уже сейчас НБУ фактически курирует и небанковский финансовый сектор, за который формально отвечает Нацкомфинуслуг. Именно Соркин некоторое время назад предлагал ограничить привлечение денег кредитными союзами. Он сторонник преобразования их в кооперативные банки.

Еще одна его идея, пока не реализованная, это создание банка «плохих активов», в котором можно аккумулировать часть «токсичных кредитов», которых в Украине насчитывают до 35%.

А самая новая тема, которой ему придется озаботиться, это практическое выполнение очередной инициативы его бывшего шефа Сергея Арбузова. С 2013 года все субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций – РРО, обязаны передавать налоговым органам информацию об объеме расчетных операций или об объеме операций по купле-продаже валюты. Другими словами, Игорю Вячеславовичу предстоит наладить такую систему, чтобы Миндоходов получало информацию о каждой покупке, совершенной с банковской карточки. Уже сейчас известно, что информация будет передаваться по технологии, разработанной именно в НБУ.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам