Доллар как вредная привычка

Саммит стран БРИКС в ЮАР уже называют самым плодотворным в истории организации. Главная новость – переход в расчетах на национальные валюты и отказ от доллара. Три дня назад Китай и Бразилия полностью перешли на конвертацию реала в юань. Еще БРИКС создает фонд на 100 млрд. пока еще долларов. Американцам стоит задуматься о судьбе своего основного экспортного товара – валюты…
«Договор века»: в этот вторник Народный банк Китая и центральный банк Бразилии заключили соглашение о валютных свопах объемом 190 млрд. юаней/60 млрд. бразильских реалов (более $30 млрд.). Это означает, что торговать между собой в этих объемах бизнесмены двух стран смогут без применения доллара и без пересчета в него цен.

Новая система пока работает в, так сказать, тестовом режиме. Если учесть, что объем двусторонней торговли между Поднебесной и Бразилией в минувшем году несколько превысил $75 млрд., то на бездолларовые договора переводят половину товарооборота между двумя странами. Что тоже немало.

Срок действия соглашения составляет три года и может быть продлен с согласия обеих сторон. К тому же почти нет сомнений, что после обкатки нового механизма расчетов на Бразилии Китай подпишет своп-соглашения с другими странами БРИКС.

Напомню, что в БРИКС входят пять стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, разных по своей экономической мощи, но одинаково больших по территории и претендующих на роль «пастырей» для соседних государств в своих регионах.

В ходе нынешнего саммита лидеры блока обсуждали предложенную Россией возможность создания собственного банка развития, призванного составить конкуренцию таким институтам, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Но, судя по всему, пока не договорились. Прорывом остается один вопрос – доллар.

Главный тон официальных комментаторов из стран БРИКС: пусть это будут все пять валют, что поначалу приведет к неким неудобствам, но зато однозначный шаг сделан. Запад получил сигнал, что пора переходить к реальной и открытой экономической конкуренции, которой сегодня в мире нет. И проигнорировать его они просто не могут, ибо БРИКС – это сила: четверть мирового промышленного производства, треть планетарного ВВП и $263 млрд. (или 20%) от всех прямых иностранных инвестиций.

Впрочем, у радужной оценки проекта – создания реальной альтернативы доллару – есть и вторая сторона медали. Серьезные препятствия для добивания «зеленого» создают амбиции Китая. Не является тайной, что именно Китай педалирует тему своп-соглашений. Более того, в прошлом году он заключил мертворожденное соглашение с Японией о том, чтобы начать вести расчеты с 1 июня 2012 года без использования доллара. Но отказаться от доллара полностью не вышло. До этого Китай пытался перевести на расчет в юанях систему торговли с Гонконгом и также не добился запланированного результата.

Китай претендует на статус третьей мировой валюты. И для начала хочет, чтобы юань – стал средством расчета в БРИКС. Справедливости ради нужно заметить, что в этом плане у него больше шансов, чем у всех остальных, включая российский рубль

В чем тут дело? А дело в том, что Китай претендует на статус третьей мировой валюты. И для начала хочет, чтобы юань – стал средством расчета в БРИКС. Справедливости ради нужно заметить, что в этом плане у него больше шансов, чем у всех остальных, включая российский рубль. Но и Москву, и других участников «пятерки» немного пугает перспектива от заложников доллара перейти к положению заложников юаня. Особенно, если учесть, что американцы соблюдают выработанные десятилетиями неписанные правила мирового эмиссионного центра, а как поведет себя Китай в этом статусе? Кто его знает.

Тем не менее следует признать, что к своей цели Пекин продвигается с упорством танка по бездорожью. Параллельно с работой внутри БРИКС он начал заключать соглашения о проведении двусторонних расчетов в национальных валютах с Сингапуром, Малайзией, Южной Кореей, Белоруссией, Индонезией, Аргентиной и Исландией.

В декабре 2010 года было подписано и соответствующее соглашение с Россией, которое позволяло китайским и российским компаниям рассчитываться между собой в рублях и юанях. Однако сказать, что это привело к существенному расширению использования юаня во внешнеторговых операциях, нельзя. Предприниматели все еще предпочитают доллар. Как заметил по этому поводу один из популярных блоггеров – доллар стал чем-то вроде вредной привычки в мире.

Станет ли юань хотя бы «младшим партнером» доллара по степени конвертируемости, пока прогнозировать трудно. Эксперты считают, что все зависит от Федеральной резервной системы США и так называемых финансовых властей Штатов. Если они смогут удерживать доллар от инфляции, несмотря на рост угрожающими темпами американских долгов, то ждать доминирования юаня придется долго. Если не смогут, доллар будет потеснен валютами стран БРИКС уже в 2015-м. Как бы там ни было, но валютные соглашения делают организацию все более и более монолитной. Она становится реальным конкурентом Соединенным Штатам. Это та цель, которой они никогда не достигли бы поодиночке.

Есть еще один важный момент, на который указывают российские эксперты. Перемещение производства из США в Китай, Индию и другие страны приняло необратимый характер. А вслед за перемещением производства неизбежно происходит и перемещение капитала. «Оно не носит прямолинейного характера, – говорит Александр Осин из московской «Финам Менеджмент». – Сейчас речь идет о торге между странами БРИКС и развитыми капиталистическими странами по вопросам реформирования мировой финансовой системы».

Осин добавляет, что в США понимают – эра доллара близится к закату. Сначала близкие к Китаю азиатские страны сдадут свои доллары, чтобы получить юани. Потом в Индии и странах, где проживают индийцы, а это 1,5-2 млрд. человек, все перейдут к официальной торговле на рупии. А тут еще, добавим от себя, и Бразилия подтянется с ее репутацией неформального лидера Латинской Америки.

А что же Россия? Она заинтересована в укреплении позиций развивающихся стран на мировом рынке, так как это означает повышение ее собственной инвестиционной привлекательности. И не только как производителя энергетического сырья (нефти и газа). Сейчас Россия выпускает огромное количество японской (и китайской тоже) электроники и выходит в лидеры по строительству автозаводов известных фирм. Все это, как минимум в теории, способствует постепенному переходу от доллара к валютам стран-партнеров и укреплению собственной денежной единицы ‒ рубля.

Правда, как пишет российская пресса, внутри самой России есть один мощный фактор торможения, который не срабатывает в дисциплинированном Китае. Проекту «гуд бай, доллар!» могут серьезно помешать… российские деловые круги. Ориентированные, как говорят аналитики, на США, доллар и кредиты в долларах. Привыкшие отдыхать в Майами, учить детей в американских школах и встречать Новый год на Манхеттене. Это реальность, которую понимают участники экономической деятельности. Посему доллар как вредная (или не вредная) привычка жителей планеты будет сохранять свою актуальность еще достаточно долго. Вне зависимости от того, какого мнения на сей счет придерживаются правительства стран…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам