OffshoreLeaks: файлы, которые перевернут мир

На прошлой неделе в наш лексикон вошел новый термин – OffshoreLeaks. Его предвестник Wikileaks теперь нервно курит в углу. Ирак, война, дипломатическая переписка – все это детский лепет по сравнению с новой информационной бомбой. В Сеть будет выброшена информация о 122 тысачах оффшорных компаний, 12 тысячах посредников, а также о 130 тысячах владельцев оффшорных счетов. Многие известные фамилии уже обнародованы. Мир стоит на пороге финансовой революции. Что изменит OffshoreLeaks и как это отразится на простых украинцах, заныкавших под подушкой немного американской валюты?
Все это похоже на голливудский фильм. В прошлый четверг данные сотен тысяч владельцев оффшорных банковских счетов попали в Интернет. Источник информации – неизвестен. Говорят о неком таинственном анониме, который якобы подбросил в почтовый ящик Международного журналистского консорциума ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists) два жестких диска с данными объемом в 260 Гб. Файлы содержат 2 млн. электронных писем и 4 базы данных за последние 30 лет.

Еще забавнее новость, что произошло это не вчера и даже не месяц назад, а… больше года назад. Оказывается, ICIJ проводил расследование 15 месяцев вместе с большой группой журналистов из ведущих западных СМИ: The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Norddeutscher Rundfunk, The Washington Post, Canadian Broadcasting Corporation (CBC) и еще трех десятков изданий и телестудий. Но никто (понимаете, никто!!!) не проговорился о секретном проекте. И тайну удалось сохранить до последнего момента.

И только 4 апреля консорциум объявил о старте проекта OffshoreLeaks, пообещав начать публикацию полученных документов. Почему именно в этот день? Не знаю. И это не последняя загадка в самом громком финансовом скандале за всю историю человечества.

Вопросы в этой истории возникают на каждом шагу. И первый из них – кто разоблачители? Все мы помним белокурого уроженца Австралии Джулиана Ассанжа, известного как основатель WikiLeaks – ресурса, в больших объемах публиковавшего сверхсекретные материалы о шпионских скандалах.

В данном случае мы имеем дело не с человеком, а с организацией, причем американской, что лично у меня уже вызывает некий специфический привкус присутствия духа спецслужб.

ICIJ выглядит как-то уж слишком мифологизированной. По официальным данным, консорциум был основан еще в 1997 году как проект другой организации – Center for Public Integrity. На него работают 160 членов в 61 стране, занимаясь изучением трансграничной преступности, коррупции и ответственности власти (как они декларируют на своем сайте). Но работают как-то уж подозрительно зашифрованно.

До последнего времени в Сети не было ни докладов консорциума, ни информации об их чрезвычайных открытиях. Такое впечатление, что была себе тихая организация, и вдруг на ее голову упало счастье под названием «Два секретных диска»

Ибо до последнего времени в Сети не было ни докладов консорциума, ни информации об их чрезвычайных открытиях. Такое впечатление, что была себе тихая организация, и вдруг на ее голову упало счастье под названием «Два секретных диска». Они прочитали, обомлели и потрясли мир. Думаете, так бывает?

Родительская структура корпорации – Center for Public Integrity (ИПЦ) – и вовсе странная контора. Опять-таки официально является американской некоммерческой журналистской организацией, которая выявляет коррупцию. И одним из крупнейших некоммерческих следственных центров в Америке. ИПЦ публикует свои доклады на сайте и в СМИ. В 2004 году один из его докладов якобы стал бестселлером. Кстати, я его в Сети пока не нашла.

Итак, как же все это начиналось? Группа журналистов-расследователей больше года анализировала объем информации, в 130 раз превышающий объем документов, публиковавшихся ранее сайтом Wikileaks. Потом решили выборочно засветить отдельные фамилии. По какому принципу выбирались «жертвы огласки», не сообщается. Но четко прослеживается направление удара.

На первый взгляд, список интернационален. Среди владельцев оффшоров, чьи имена были обнародованы в четверг, оказались казначей предвыборной кампании Франсуа Олланда Жан-Жак Ожье; министр финансов, а ныне вице-спикер парламента Монголии Баяртсогт Сангаджав; испанская баронесса Кармен Тиссен-Борнемиса, а также Мария-Имельда Маркос Маноток, губернатор с Филиппин, дочь экс-президента.

Однако в нем на удивление много русских имен и фигурантов из стран СНГ. Например, дочери азербайджанского лидера Ильхама Алиева, жена российского первого вице-премьера Игоря Шувалова Ольга, члены Совета Федерации Вадим Мошкович и Дмитрий Ананьев, брат сенатора Михаила Маргелова Владимир, депутат Госдумы Михаил Старшинов. Российский миллиардер Михаил Фридман, который на Британских Виргинских островах владеет фирмами, связанными с сыном шефа внешней разведки ГДР Маркуса Вольфа Францем. Ну, и наш Дмитрий Фирташ (как же без него!), который держит деньги в самом банальном месте – на Кипре.

Инициаторы проекта говорят, что пока они проанализировали лишь 10% информации и продолжение следует. Причем более интересное, чем уже опубликованные данные. Чувствую, что теперь каждое утро у нас будет начинаться с OffshoreLeaks. И к концу третьего года разоблачений мы привыкнем к ним, как к сообщениям о ДТП.

Инициаторы проекта говорят, что пока они проанализировали лишь 10% информации и продолжение следует. Причем более интересное, чем уже опубликованные данные. Чувствую, что теперь каждое утро у нас будет начинаться с OffshoreLeaks

Но что делать тем, чьи имена, собственность, адреса квартир, номера счетов, суммы на них и другую информацию, будут светить в Сети? Как минимум, ждать вопросов от фискальных органов своих государств. Немецкая Deutsche Welle уже написала, что все, кого зацепили в первой публикации, – потенциальные налоговые преступники, предпочитающие отмывать деньги в популярных налоговых гаванях. Утверждение, скажем мягко, слишком категоричное, ибо преступников определяет суд, но имеющее право на жизнь.

Действительно, обнародование данных о $32 трлн. (или 25 трлн. евро), по данным The Guardian, спрятанных чиновниками, бизнесменами, артистами, политиками, развязывает руки властям в борьбе с коррупцией. Не знаю, как вам, но мне кажется, что Владимир Путин уже принял к сведению полученное «донесение» и размышляет, как бы грамотно применить информацию. То же самое касается и властей других стран.

Но главный выбор стоит перед так называемыми «финансовыми властями» мира – Федеральной резервной системой США и Европейским Центробанком. Уже длительное время они ведут опасную эмиссионную игру, печатая все новые и новые доллары-евро. Остановить эмиссию невозможно, потому что правительствам США и Евросоюза необходимо задраивать пробоины в бюджетах. Но каждый новый выпуск денег ведет к раскручиванию инфляции и повышению уровня цен. Как в долларах, так и в евро.

До последнего момента казалось, что разорвать этот порочный круг невозможно. Но OffshoreLeaks наталкивает на альтернативное решение: спасти мир путем конфискации частной собственности (денег) состоятельных людей. То, что сделали на Кипре частично (а пытались полностью). Вот почему я не очень верю в спонтанность OffshoreLeaks. Как по мне, это продолжение операции на Кипре. Но в этот раз в бой вступили американцы. И сделали все круче европейцев.

Речь идет о всеобъемлющем погроме оффшоров. Его смысл в том, что, если отобрать или заморозить, скажем, миллиард Фирташа и выпустить миллиард новых купюр в США, то денег в обороте не прибавится. И инфляция снизится. А если оффшорные деньги просто отберут, то и вовсе не придется рисовать новые. Мировая выгода налицо.

Однако я бы не спешила злорадствовать по поводу того, что «богатые тоже плачут». Заплакать могут и бедные, поскольку, по прогнозам авторитетных экономистов, следующим шагом после раскулачивания миллионеров будет общипывание простых граждан. И этот процесс уже идет – и у нас, и в Европе. Вспомните о решениях разных стран (в том числе и Украины) ограничить наличные расчеты. У нас – до 150 тыс. грн. Во многих странах Европы – не более 1000 евро. Это первый шаг к отсечению налички, среди которой возможна и теневая.

Специалисты говорят, что после того, как наличку станет труднее пристроить, может быть нанесен удар по сбережениям, хранящимся под подушкой. Другими словами, капиталам в наличной форме. Есть несколько способов конфисковать эти деньги. Например, выпуск новых купюр долларов и евро с последующими ограничениями в обмене. Или дальнейшее усиление мер по безналичным расчетам с невозможностью использовать наличку как средство платежа. В любом случае, что-то будет. Именно поэтому все, что мы наблюдаем сейчас, умные люди уже назвали «финансовой революцией».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам