Украина сосредоточилась на зерне

Вот уже несколько дней действует разрешение МинАПК экспортировать пшеницу за рубеж в неограниченных объемах. Лимит на поставки был введен в конце прошлого года. Отмену этого решения ждали в середине мая. Но ситуация на зерновом рынке такова, что власть поспешила дать зеленый свет на две недели раньше. В это же время появилось сообщение, что, несмотря на эти ограничения, доход от экспорта продукции АПК впервые превысил поступления от экспорта металла. Похоже, Украина выбрала свое амплуа в мире, и это амплуа – аграрная держава.
Ограничение на вывоз из Украины зерна было снято в прошлую среду, 24 апреля. Автором решения выступила рабочая группа по функционированию рынка зерна в Министерстве аграрной политики и продовольствия.

Незадолго до этого министр АПК Николай Присяжнюк сказал, что остановленные в конце прошлого года поставки возобновятся только после майских праздников. «Отмена запрета на экспорт пшеницы сейчас готовится. Ориентировочно это произойдет 10 мая», – цитировали Присяжнюка информационные агентства.

Через пару дней появилось сообщение Министерства аграрной политики и продовольствия, что общий экспорт зерна из Украины с начала текущего маркетингового года (МГ, июль 2012-го – июнь 2013-го) на 26 апреля составил 20,62 млн. тонн, что на 17,2% больше, чем за аналогичный период минувшего сезона. В том числе – 11,76 млн. тонн кукурузы, 6,5 млн. тонн пшеницы (продовольственной – 5,6 млн. тонн), свыше 2 млн. тонн ячменя. При этом апрельские поставки зерна к указанной дате составили около 1,2 млн. тонн, в том числе 0,99 млн. тонн кукурузы и 0,2 млн. тонн пшеницы.

В министерстве считают, что с учетом снятых ограничений до конца текущего маркетингового года Украина сможет экспортировать еще 0,3-0,5 млн. тонн пшеницы. Эксперты рынка более прагматичны. В Украинской аграрной конфедерации (УАК) говорят, что за границу до конца маркетингового года уйдет не более 200 тыс. тонн пшеницы, из которых 80 тыс. тонн на сегодняшний день уже находятся в портах.

Ажиотажного экспорта с тотальной «вычисткой» всех запасов не будет по причине, далекой от политической. Более того, вопрос тут не в отсутствии или наличии барьеров, а в цене. Как объясняет генеральный директор УАК Сергей Стоянов, нынешние цены на пшеницу на внутреннем рынке выше мировых.

Некоторые специалисты полагают, что Министерство АПК замешкалось с отменой ограничений, испугавшись нетипичных снегопадов и затяжных холодов весной. В результате трейдеры не успели продать зерно по хорошей цене

Более того, некоторые специалисты полагают, что Министерство АПК замешкалось с отменой ограничений, испугавшись нетипичных снегопадов и затяжных холодов весной. В результате трейдеры не успели продать зерно по хорошей цене. Нынешняя цена, как мы уже говорили, слишком низкая, чтобы зерноторговый бизнес «возбудился». И потому многие, несмотря на снятие запрета, не торопятся вынимать свое зерно с хранения.

Что же получается в результате? Это пояснил глава Украинской аграрной ассоциации Леонид Козаченко. «Сохранять переходные остатки пшеницы в размере более чем 0,5 млн. тонн нет смысла. Если состояние озимых будет хорошее и посевная кампания будет идти хорошими темпами, то уже в июле возникнет проблема с дефицитом места для хранения нового урожая», – говорит он.

Леонид Козаченко подчеркивает, что его ассоциация в последнее время категорически выступала за снятие ограничений на экспорт пшеницы в текущем маркетинговом году. И вместе с другими лоббистами добилась своего. Министерство отменило запрет по принципу «лучше поздно, чем никогда». Однако избыток зерна в стране все равно возник.

Только в Аграрном фонде и Госрезерве сейчас хранится более 3 млн. тонн (не только пшеницы, но и других культур). Все это нужно куда-то деть. МинАПК рассчитывает, что трейдеры вывезут избыточное зерно за границу.

«Учитывая мировые цены и достаточные внутренние балансы зерновых, необходимо максимально разгрузить внутренний рынок зерна. В частности, планируется увеличить экспорт зерновых, прежде всего, кукурузы… В общем, до конца маркетингового года еще может быть экспортировано около 6,6 млн. тонн зерновых», – заявляет Присяжнюк.

Трейдеры подтверждают, что кукурузу они вывезут. Главным образом потому, что после запрета вывоза пшеницы почти все перекинулись на эту культуру и заключили огромное количество “кукурузных контрактов”. В то же время, отмечает аналитик «АПК-Информ» Андрей Купченко, большая часть запасов пшеницы сейчас сосредоточена у сельхозпроизводителей, и будет достаточно сложно оперативно сформировать крупные экспортные партии.

Непростая картина и по ячменю, с которым трейдеры не слишком хотят работать. Многие объясняют это тем, что сельхозпроизводители почему-то считают ячмень невыгодным и массово сокращают площади посевов

Непростая картина и по ячменю, с которым трейдеры не слишком хотят работать. Многие объясняют это тем, что сельхозпроизводители почему-то считают ячмень невыгодным и массово сокращают площади посевов. Переходят на другие культуры. Например, рапс и сою. В связи с этим в «ячменном секторе» царит определенная неразбериха, которая влияет на желание трейдеров заключать контракты под ячмень. В итоге, говорят операторы рынка, контрактов сейчас мало и вывоз ячменя застопорился.

Но в целом, стоит отметить, что (несмотря на все эти нюансы) по итогам 2012 года доходы от экспорта продукции АПК впервые превысили доходы от экспорта металла. Об этом недавно заявил министр финансов Юрий Колобов во время встречи с представителями бизнеса.

Колобов уверяет, что правительство будет способствовать увеличению объемов производства в сельском хозяйстве как минимум в два раза и хочет довести экспорт зерна до 100 млн. тонн. Планы, конечно, наполеоновские, учитывая, что сейчас Украина не то что не экспортирует, но даже не выращивает и половины этих объемов. Впрочем, кто сказал, что воплотить их в жизнь совсем уж нереально?

Дополнительным стимулом для развития отечественного АПК и вложения в него необходимых инвестиций может стать… кризис на мировом рынке стали. Как пишут специализированные издания типа российского «Металлургического бюллетеня» http://www.metalbulletin.ru/publications/3994/, «уже почти два месяца котировки на основные виды продукции стагнируют или медленно понижаются, причем для положительных изменений предпосылок не видно. Объем предложения проката избыточен, но производители пока не решаются на сокращение выпуска. Они все еще рассчитывают на традиционный подъем деловой активности во втором квартале, но в условиях депрессивной мировой экономики его начало отодвигается на все более неопределенное будущее».

Если в ближайшие полгода не произойдет улучшение мировой конъюнктуры на рынке металла (а предпосылок к этому пока не видно), то есть все основания ожидать, что наши олигархи перебросят свои основные силы, включая финансовые ресурсы, на сельское хозяйство. И озолотят его «по самые помидоры».

«Сейчас почти каждый уважающий себя олигарх, помимо металлургического экспорта, имеет одно или несколько сельхозпредприятий, – говорит осведомленный источник из зернотрейдерской структуры. – Пока многие из них расценивали эти активы как второстепенные и относились к ним по принципу «запас карман не тянет». Но после того, как экспорт металлургической продукции стал проблемным, они задумались. И я не удивлюсь, если через несколько лет наши стальные магнаты пополнят ряды крупнейших европейских латифундистов. Да здравствует Украина, как аграрная держава! Наконец, похоже, мы выбрали свое место в мировой системе разделения труда. И надо сказать, что оно не самое плохое», – уверен наш собеседник.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам