Для меня и, уверен, для многих Виктор Шендерович проделал именно этот кульбит. Заигрался в целях, запутался в амбициях, растерялся с достижениями и застопорился в продвижении вперед. Цель стала средством, а средство превратилось в самоцель. Разрушительную, наполненную не очень светлыми эмоциями и разочарованием. И, конечно же, Бруты. Шендерович сам для кого-то выступил как Брут. А потом Брутами сработали против него – подловили с проституткой, выложили видео в сеть, растиражировали похоть на службе борьбы так, что она выглядела игрищами козлища, а не отдохновением борца после схватки…
А потом «поплыл» и он сам. Вместо того, чтобы с присущими ему блеском и легкостью перевести это в досадное недоразумение, а то и вообще шутку человека, которому ничто человеческое не чуждо, он начал говорить привычное – о «происках кровавой гэбни», о «кознях тоталитарного режима», а потом и вообще обвинил в аморальности падшую девушку. Так, вроде это она его сняла и поимела, и вроде ей от него нужна была дискредитация клиента, а не бабло с премиальными. Желательно. За сладостные утехи сверх прейскуранта…
Это был нравственный срыв, после которого даже смерть на баррикадах выглядела бы как попытки отобрать чужие пули на себя. От жадности и дурацкого стремления что-то кому-то доказать, когда и так все ясно… И ведь, казалось бы, что человеку еще надо, если Бог дал талант и признание? Посудите сами: даже родился знаменательно – в 1958 году в Москве.
Это был нравственный срыв, после которого даже смерть на баррикадах выглядела бы как попытки отобрать чужие пули на себя. От жадности и дурацкого стремления что-то кому-то доказать, когда и так все ясно… И ведь, казалось бы, что человеку еще надо, если Бог дал талант и признание?
По достижению совершеннолетия – только путь наверх. Занимался в театральной студии под руководством Олега Табакова, работал преподавателем сценического движения в ГИТИС (ныне РАТИ) и театральном училище им. Щукина. Печатается с середины 1980-х. Вел колонку не где-нибудь, а в газете «Московские Новости». Потом телевидение – этот демон обогащения и оболванивания, проникший в каждый дом под видом легко доступной добродетели. Автор программ «Куклы» и «Итого» на телеканале НТВ (1995-2001), «Бесплатный сыр» на канале ТВС. После ликвидации в России независимого телевидения сотрудничает с радио «Эхо Москвы» и радио «Свобода», публикуется в журнале «The New Times». Член Русского Пен-Клуба. Проза и драматургия переведены на английский, немецкий, французский, финский и польский языки. И как замечают критики, «литературный стиль писателя Шендеровича, равно как и безупречный артистический – неповторимы. Способность увидеть самое главное – эксклюзивно эффектна».
А наград столько, что любому журналюге можно было бы стенки завешивать и приглашать, как в музей. Двукратный лауреат высшей телевизионной премии «Тэфи» (1996, 2000), лауреат российских и международных премий, в том числе премий «Золотой Остап» (Санкт-Петербургский фестиваль юмора), «Золотое перо России» и «Журналистика как поступок». Лауреат премии Московской Хельсинкской группы в номинации «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».
Но, видимо, ему было этого мало. А если человек все время чувствует, что тигру мяса не докладывают, и не может совладать со своей неудовлетворенностью, то, наверное, и наступает момент, когда хочется еще и борьбы. И цель ее выбирается так, чтобы шапка была именно по Сеньке. Или Сенька соглашался на такую шапку. Шендерович выбрал борьбу за либеральную демократию, но с Кремлем, который, по его мнению, все это дело грубо попирал.
И так уж получилось, что в процессе этой борьбы видео с проституткой – это была лишь изюминка к торту. Кремль оказался не лыком шит и так просто не сдался. Империя всегда, что называется, наносит ответный удар. Особенно если человек в раже борьбы не засекает, как незаметно, но обеими ногами переходит грань между либералом и либерастом, критиком и критиканом, политиком и политиканом. Когда противостояние с чиновничьей властью, которую важно и нужно не любить свободному творческому человеку, с государством, которое редко бывает милым, плавно и гнусно перетекает в борьбу с Родиной. Шендерович эту грань пересек. Да, Москва – еще не вся Россия. Но и Россия – не Москва. А Родина-то все равно одна. И никакой московский снобизм, ядрено приправленный здоровым цинизмом и изрядной долей таланта, не отменяет этого факта. И того, что без такой основы можно потерять устойчивость. И себя…
И вот 25 июня сего года, в 19:00, в киевском Доме офицеров продюсерский центр «Этуаль» представляет творческий вечер писателя «Шендерович – живьем!». Как утверждают организаторы вечера, он будет состоять из двух отделений. Первое – короткая ироническая проза и драматургия Шендеровича, которые завоевали признание публики еще в конце восьмидесятых. Его «деревня Гадюкино», с легкой руки Геннадия Хазанова, вошла в российский фольклор. Театр «Черные ходики» – короткие парадоксальные диалоги Шендеровича в авторском исполнении – тоже давно стали его фирменным знаком. Про Брута в начале – это оттуда. «По мотивам Светония» называется. Вот бы Светоний удивился. Но, уверен, не обозлился бы. Его гениально дополнили, а не наплевательски переплюнули…
Кремль оказался не лыком шит и так просто не сдался. Империя всегда, что называется, наносит ответный удар. Особенно если человек в раже борьбы не засекает, как незаметно, но обеими ногами переходит грань между либералом и либерастом, критиком и критиканом, политиком и политиканом
Второе отделение – книга Виктора Шендеровича «Изюм из булки». Сборник историй, печальных и смешных, парадоксальных и иронических, автобиографических и слышанных автором от современников. «Я давным-давно обнаружил, что самые смешные, поучительные и метафорические истории сочиняет жизнь, и уже лет двадцать пять за жизнью изо всех сил записываю… «Изюм из булки» – это триста пятьдесят страниц историй – из пережитого и услышанного, анекдотов в пушкинском смысле слова, просто баек… Я получал наслаждение, пока записывал их на бумагу – надеюсь, часть этого наслаждения передастся вам», – говорит сам автор.
Эти истории, как кусочки мозаики, в книге Шендеровича складываются в портреты разных людей и эпох. С концертом, составленным из самых смешных сюжетов этой книги, он с успехом выступает от Москвы и Нарьян-Мара до Мельбурна и Сан-Франциско. Его аудитория – всюду, где живут люди, читавшие те же книги, что и автор и умеющие ценить русский язык…
…А еще о таком состоянии, в котором пребывает сейчас Шендерович, Владимир Высоцкий как-то написал в песенке про джинна: «Чем в бутылке, лучше уж в Бутырке посидеть!/ Ну а может, он теперь боксом занимается, – /Если будет выступать – я пойду смотреть!». Этот тот джинн, которого, если вы помните, попросили сделать что-то хорошее. А он ответил, что, «кроме мордобитиев, никаких чудес». Ну, менты ему и вломили, потому как «супротив милиции он ничего не смог»…
И вот что примечательно – в Киеве Шендеровича по-прежнему любят. За талант. Не борца, а писателя. А кому-то он нравится и как борец. В Украине же тоже любят пободаться с властью. И всегда, во все приезды Шендеровича в Киев, он собирал полные аншлаги. Не исключено, так будет и сейчас.
А PR-агентство «Дель Арте» как бы на закуску предлагает некоторые, как сам он скромно назвал, «избранные Шендевры»:
— Бессмертные все вымерли. Осталось два-три долгожителя;
— Больше всего спонсоров у конца света;
— Бывает, что варвары занимают в империи ключевые посты;
— Воздухом свободы иногда надувают;
— Говорящие о единстве иногда имеют в виду братскую могилу;
— Государство – это просто, как велосипед: наверху рули, внизу цепи…
— Если у павиана красная задница, это еще не значит, что он революционно настроен;
— Если цирковой медведь поднял лапу, это еще не значит, что он «за»;
— Иуда не повесился. Он сменил фамилию и ушел в профессионалы;
— Когда государство повернулось лицом к человеку, человек закричал от ужаса;
— Когда он пообещал хорошую жизнь, все заранее похолодели;
— Когда стране снится свобода, у пограничников встает шлагбаум;
— Любовь к Родине бывает несчастной;
— Мало прийти к власти, надо уйти от нее живым;
— Что может быть прекрасней женщины? Ее подруга;
— Что такое собака Баскервилей? Это Муму, которой удалось выплыть.
…Чувствуете накал борца? И его обиду на то и на тех, что и кого он не смог победить? Но, может быть, именно концерты и творческие вечера, как анонсировано, «живьем» и помогут Виктору Шендеровичу восстановиться и забыть горечь неудовлетворенности? А может, ему просто помощь зрителей нужна…