Кому в City of London нужна гривна из Украины?

Иногда мне кажется, что все те люди, которых волной перемен вынесло на высокие посты в Минфине, Нацбанке, Кабмине и т. д., живут в каком-то странном режиме «умственного полнолуния». То у них реструктуризация долга без согласия кредиторов. То они «Боинг» осчастливили нашими двигателями. Бедные америкосы долго еще будут доказывать всем покупателям, что это фейк и двигатели – не гондурасские, пардон, не украинские, а их, «боинговские». Новая тема – загадочный приказ НБУ перечислять гривну за границу нерезидентам «не ранее четвертого операционного дня…». Они что, с дубового кресла упали – кому за границей нужна наша гривна?! Ну, максимум волонтерам-благотворителям, как я понимаю…

Вообще, Нацбанк – молодец. Это надо же так поставить дело, чтобы не продавать никому валюту, не выпускать гривну в оборот в достаточном количестве, заставлять население и юрлица «распаковывать» заначки и радоваться тому, что «национальная валюта стабильна». Конечно, стабильна: «мертві бджоли не гудуть».

При этом фокусников от валютного курса совершенно не заботят цифры, которые они вписывают в свои собственные отчеты. Вот недавно «надыбал» на сайте НБУ любопытный документик. Называется «Платіжний баланс у липні 2015 року». Цитирую «мовой» оригинала, ибо, пардон за каламбур, так лучше видно, какие оригиналы трудятся в НБУ.

Итак, пишут, «поточний рахунок платіжного балансу в липні 2015 року був збалансованим і становив 65 млн. дол. США (у липні минулого року дефіцит становив 274 млн. дол. США)». Это у них новость хорошая.

Дальше новость плохая: «Темпи скорочення експорту в липні прискорились до 35.3% (у червні – 29.8%), імпорту – уповільнились до 36.6% (у червні – 38.7%)». То есть баланс у нас сошелся потому, что все жутко рухнуло и лежит «непритомное».

Дальше детали экономического обморока: «Знизилися обсяги експорту майже за всіма основними групами товарів, зокрема:

а)мінеральних продуктів (у тому числі руд) – на 46.4% (у червні – на 44.9%);
б) продукції машинобудування – у 2 рази (у червні – на 43.9%);
в) продукції хімічної промисловості – на 33.7% (у червні – на 26.2%).
г) продовольчих товарів – на 20.2% (у червні – приріст на 9.3 %)».

Евроинтеграция, опять же, не спасает – «експорт до країн ЄС скоротився на 37.9%, його питома вага в загальному експорті становила 28.1% (за сім місяців 2014 року – 29.3%)». «Експорт до Росії знизився в 2.5 раза, його частка зменшилася до 11.8% (з 19% за січень – липень 2014 року)»

И тут же радость, но какая: «зменшилися темпи падіння експорту металургійної продукції – до 42.4% порівняно з 47.3% у червні». Круто, падаем, но медленнее. Понимаете, почему? Потому что нельзя каждый месяц падать на 40%. 40+40+40 – уже ниже плинтуса. Падать нечему – полет остановлен, лежание на дне нормальное.

Евроинтеграция, опять же, не спасает – «експорт до країн ЄС скоротився на 37.9%, його питома вага в загальному експорті становила 28.1% (за сім місяців 2014 року – 29.3%)». «Експорт до Росії знизився в 2.5 раза, його частка зменшилася до 11.8% (з 19% за січень – липень 2014 року)».

Короче говоря, тенденция понятная. И вот при таких «замечательных» делах получаем новость-загадку: «Киев (Рейтер) – Национальный банк Украины ужесточил контроль за гривневыми расчетами с нерезидентами, поручив зачислять на специальный счет предназначенные им деньги украинских плательщиков до того, как они уйдут к получателю, сообщила пресс-служба НБУ.

"Отныне средства будут перечислены на счет банка-нерезидента не ранее четвертого операционного дня после того, как уполномоченный банк внесет информацию о планируемой сделке в соответствующий реестр и предоставит его Национальному банку Украины", – говорится в сообщении. Национальный банк назвал изменение правил унификацией. "Сейчас такой порядок применяется к аналогичным операциям в иностранной валюте", – сообщается в пресс-релизе».

Прочитал пресс-релиз – посмеялся. Представил себе иностранную компанию-нерезидента, которая сидит в City of London и ждет перевода в гривне по контракту на покупку… оборудования по изготовлению двигателей для «Боинга».

Потом задумался: может, я, дурак, чего-то не знаю? Упустил момент, когда мировая торговля приобщилась к гривне. То ли под воздействием фондового кризиса в Китае, то ли свежего урожая коки в Боливии. Короче, позвонил друзьям-специалистам. Попросил их растолковать мне, часто ли используют гривну как валюту внешнеэкономических договоров. Они сразу сказали: нечасто. Точнее, крайне редко. Чаще бывает схема, когда продавцы и покупатели привязывают оплату по внешнеэкономическим договорам к гривне. То есть фиксируют стоимость, скажем, сырья в гривне, но платят все равно в валюте.

И дело тут не в патриотизме или его отсутствии. Украина не только бедная страна, замученная кризисом. Они еще и страна, которая почти ничего не поставляет на мировой рынок, кроме примитивного сырья, поэтому банковские, логистические, страховые и прочие услуги у нас востребованы слабо. И перечисление гривны нерезиденту – это целая проблема.

Специалисты подтвердили мою мысль, что в Нацбанке явно опять не тем занимаются. Им бы как-то подумать над разблокированием валютного рынка, чтобы банки могли покупать валюту для своих клиентов, а те закупать необходимые товары по импорту. Например, топливо, лекарства, телефоны. То, что мы тут не производим, но активно потребляем

Начнем с того, что трудно найти швейцарский или английский банк, который имеет гривневые счета. Поэтому фактически гривна за рубеж должна проходить через иностранные банки, у которых есть соответствующие корреспондентские счета в банках Украины, где перечисленная гривна может быть конвертирована в другую валюту, в которой заинтересован получатель.

При каких условиях получатель может быть заинтересован в гривне, представить сложно. Разве что если договор маскирует возврат долга кредитору, и кредитор соглашается принять этот долг в гривне. Но тогда речь идет, скорее, о нерезиденте из стран СНГ или России, и уж точно не Европы или США.

А кредиторам, которые хоть таким образом пытаются получить свои деньги из рухнувшей экономики Украины (которую Лагард почему-то обозвала стабилизирующейся), все равно, сколько Нацбанк продержит деньги их должника на своем спецсчету – четыре кассовых дня или 14. Другое дело, что это может быть сделано с целью проверить платеж и не выпустить гривну за границу. А вдруг страна-агрессор захочет подкинуть нам валютную бомбу и таким хитрым способом будет вытягивать из нас ценный компонент – гривну?

Впрочем, есть еще одна категория получателей-нерезидентов, которым и гривна сойдет – это волонтеры и прочие добрые помощники, копящие средства на тепловизоры солдатам или теплые штанишки детям-переселенцам. Среди них вполне могут быть нерезиденты. И вот для них «унификационные» нововведения НБУ могут оказаться источником дискомфорта.

В любом случае, специалисты подтвердили мою мысль, что в Нацбанке явно опять не тем занимаются. Им бы как-то подумать над разблокированием валютного рынка, чтобы банки могли покупать валюту для своих клиентов, а те закупать необходимые товары по импорту. Например, топливо, лекарства, телефоны. То, что мы тут не производим, но активно потребляем.

Как известно, постановлением №160 НБУ ввел запрет для банков покупать иностранную валюту по поручению клиента-резидента, в случае если у него есть средства в иностранной валюте (депозитные и текущие счета) на $10 тыс. Резидент должен использовать только свои сбережения (в том числе и депозиты) и только после этого подавать заявку в банк на ее покупку для осуществления хозяйственной деятельности.

Это поставило на грань закрытия многие компании, которые не могут или не хотят использовать последний депозит, но при этом лишены возможности покупать валюту. Сейчас планку подняли до $25 тыс., но что такое 25 тыс. «зелени», если контракты заключаются на 100 или 200 тыс. евро, например. Но это уже другая тема…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам