Золото Полуботка как национальная идея, или Почему нам все должны?

За праздничные выходные, на фоне Надиной голодовки и 8-мартовских распродаж, обсуждения, кто будет премьером и кто не будет, мы как-то совсем забыли, что надо срочно искать деньги. Ибо в бюджете совсем пусто, МВФ и ЕС уже не дают, а тех 1170 грн., которые полиция выручает за сопровождение одной российской фуры по враждебной украинской территории, не хватает даже на новые угги Гонтаревой. Хорошо, что зима прошла. Поэтому нестандартные способы поиска денег становятся ключевым занятием нашей элиты. Иски к России на $63 млрд., золото Полуботка, компенсация за ущерб от монголо-татарского ига – все это было бы смешно, если бы не превращалось в маниакальную идею, что весь мир у нас в долгу…

Безусловно, поводом для этих размышлений послужила «шняга» о том, что Украина отправила властям Монголии требование выплатить денежную компенсацию за причиненный Киеву ущерб войсками хана Батыя.

Эта новость появилась еще в мае прошлого года в российских источниках и ввиду очевидной бредовости была диагностирована как очередной фейк и отрыжка информационной войны со стороны Кремля.

Так бы о ней больше и не вспомнили, несмотря на некоторую синтаксическую параллель «золото Полуботка – Золотая Орда», если бы 29 февраля этого года пресс-атташе посольства Монголии в России Лхагвасурэн Намсрай в прямом эфире одной из радиостанций не подтвердил факт письма из недр Верховной Рады и ответа на него председателя монгольского Хурала.

Дословно (сам слышал) представитель посольства сказал так: «Верховная Рада Украины написала официальное письмо Великому Государственному Хуралу (это наш парламент), что в XIII веке хан Батый (это Золотая Орда, это внук Чингисхана) организовал геноцид украинского народа. Украинцы требовали выплатить компенсацию. И об этом на российских сайтах, монгольских сайтах все написали… Корреспондент наш спросил у нашего председателя Великого Государственного Хурала: письмо было на самом деле? И наш председатель Великого Государственного Хурала ответил, что, вообще, в истории Средних веков была Киевская Русь, украинского государства тогда не было. И если Верховная Рада напишет все имена украинских граждан, которые попали под геноцид, их семьи, мы будем готовы платить».

Вместо короба с деньгами к нам прибыл целый «выводок» высокопоставленных гостей, которые наперебой рассказывали, какие мы уроды, как плохо боремся с коррупцией, криво делаем реформы, не выполняем Минские соглашения и вообще разочаровываем всех, кого еще недавно очаровывали

Правда, украинские журналисты не нашли следов подобного письма в аппарате отечественного парламента. А консул Монголии в Украине Хорлоо Болдхояг заявил, что "это чепуха и ерунда. Не верьте тому, что пишут. Никакого обращения Верховной Рады к Хуралу Монголии про какой-то там геноцид не было".

И все-таки нет дыма без огня, и кто-то из депутатов мог по личной инициативе обратиться в Хурал. Предлагал же козак Гаврилюк сделать проституцию бюджетообразующей отраслью. А законопроект №2276а «Про заборону використання історичної назви території України та похідних від неї слів в якості назви або синоніму Російської Федерації, використання такої назви для позначення сучасної території Російської Федерації чи будь-якої її частини», которым вводится переименование РФ в Московию, – это ведь тоже не шутка. Скорее, сознательная провокация агентов Кремля – милашки Лозового и Оксаны, жены Корчинского. То, что Корчинский с его «Братством» такой же агент ФСБ, как «Азов» с «Правым сектором» и убитыми на Оболони буддистами-националистами в придачу, – тут спецслужбам и к гадалке ходить не надо.

Но проблема в другом. Как Россию ни назови – хоть горшком, хоть Московией, денег нам от этого не прибавится. Более того, даже переименование в феврале сотни городов и сел в Украине не вызвало притяжение западной помощи: она с тех пор так и не поступила.

Вместо короба с деньгами к нам прибыл целый «выводок» высокопоставленных гостей, которые наперебой рассказывали, какие мы уроды, как плохо боремся с коррупцией, криво делаем реформы, не выполняем Минские соглашения и вообще разочаровываем всех, кого еще недавно очаровывали. А наши заботы о том, как помочь цивилизованному миру продлить санкции против России, это вовсе не то, чем надо заниматься такой стране, как Украина в ее бедственном экономическом и политическом положении.

И здесь невозможно не отметить прелюбопытнейшую деталь. Чем больше в западной прессе появляется обстоятельных статей о неспособности Украины провести качественные внутренние преобразования самостоятельно, о том, что ей необходимо принять систему внешнего управления финансами или искоренения коррупции (по опыту Гватемалы), тем больше мы уходим в параллельный мир поиска нереальных источников доходов.

Конечно, компенсация за геноцид Батыя – это все-таки анекдот. Но иски к РФ на сумму $63 млрд., по большей части за аннексию Крыма – это уже всерьез. Кстати, по ходу вопрос: почему так мало? За Крым-то? Собирались, вроде, влепить $300 млрд. Или не хватило денег на судебную пошлину?

Правда, россияне тоже не отстают: «Газпром», в свою очередь, требует от Украины около $32 млрд. за нарушение прописанного в газовом контракте 2009 года условия "бери или плати".

И тут сама собой напрашивается параллель с лихими 90-ми. Когда после развала СССР производственные комплексы, еще не приватизированные и не обученные работать в рыночных условиях, дружно встали либо погрязли в долгах, страну захватили рэкет и уличная преступность, зарплаты и пенсии не платились, а те, что платились, быстро съедала инфляция, нашей надеждой стали мифы

Кроме того, Россия подала на Украину в Высокий суд Лондона за невыплату в срок $3 млрд. так называемого "кредита Януковича", срок погашения которого истек в декабре 2015 года. Проценты по этому кредиту составили дополнительные $300 млн. В итоге сумма взаимных претензий достигла $100 млрд.

При этом, если Кремль нас скорее троллит исками, чем всерьез планирует слупить $32 млрд., то для Украины идея что-то где-то отсудить такая же реальная, как украсть $200 тыс., выделенных на борьбу с коррупцией.

Что, в общем-то, неудивительно, ибо стране, стремительно переходящей от технологий к деиндустриализации и примитивному аграрному хозяйствованию, нечем себя занять, кроме торговли, ресторанного бизнеса и сутяжничества.

И тут сама собой напрашивается параллель с лихими 90-ми. Когда после развала СССР производственные комплексы, еще не приватизированные и не обученные работать в рыночных условиях, дружно встали либо погрязли в долгах, страну захватили рэкет и уличная преступность, зарплаты и пенсии не платились, а те, что платились, быстро съедала инфляция, нашей надеждой стали мифы.

Мифы о пресловутом золоте Полуботка. О сокровищах гетмана Петра Сагайдачного. О бесценной библиотеке Ярослава Мудрого. О миллионах в швейцарских банках барона Фальц-Фейна (создателя «Аскании-Новы»). Во времена короткого экономического благополучия Украины эти сказки подзабылись. Потом им на смену пришли более злободневные сиквелы: спина Тимошенко, тайны Межигорья, евроинтеграция, наконец, майдан, Крым и АТО.

И вот, когда покровительство Европы плавно перешло в «еврозраду», от интеграционной эйфории не осталось и следа, а деньги иссякли параллельно с надеждой на безвизовый режим, золото Полуботка вновь стало приобретать масштабы национальной идеи Украины. Идеи, что все нам должны. За Крым, за европейский выбор, за майдан, за наши страдания. И сейчас, и при Батые, и во время Второй мировой войны.

Характерным проявлением этого «заболевания» стало то, что мы живо откликаемся на любое сообщение о найденных где-либо бесхозных сокровищах. Так, например, стоило полякам заикнуться о поезде с "нацистским золотом", как тут же появилась новость, будто Украина уже записалась в очередь на свою долю.

Не успел отсмеяться этой шутке, как корифеи украинского политикума уже вспомнили, что при Кучме существовала межведомственная комиссия во главе с академиком Валерием Смолием, которая подсчитывала приблизительную стоимость сокровищ, похищенных фашистами из Киево-Печерской лавры, Бахчисарайского дворца, и даже личных ценностей, которые население Киева "добровольно" сдало по приказу оберштурмбанфюрера СС Шпацеля весной 1942 года. Сразу возникла идея откопать из архивов расчеты историков.

Я бы добавил туда еще некоторые позиции. Явно не раскрыта тема золотых коронок, которые украинские полицаи вырывали у заключенных, а фашисты переливали в слитки. Легализируя УПА, мы могли бы заодно предъявить права и на подобное «имущество».

Опять же на днях прочитал исследование, что гетман Иван Мазепа за свою жизнь получил несколько орденов, инкрустированных по моде тех лет драгоценными камнями. Но ни один из них так и не был найден и возвращен Украине. Непорядок! Особенно, учитывая, что реальная стоимость этих вещей сейчас составляет сотни тысяч, если не миллионы долларов. Пора обратиться с иском к России (копия – к Швеции): пусть хорошо поищут в музейных хранилищах. Орденами Мазепы, конечно, сыт не будешь, но для поддержания имиджа государства, которому все должны, и эта тема сгодится…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам