Регистрация евролекарств: «история болезни» еще не закончена

Как мы и предсказывали, Кабмин успешно испытал на депутатах оружие психологического воздействия: пропихнул законопроекты, которые были ему нужны, под соусом «этого хочет МВФ». Таким способом, например, удалось подавить сопротивление нашего фармацевтического лобби и принять закон №4484 об упрощение регистрации лекарств, зарегистрированных в США, ЕС и Японии. Импортных препаратов станет больше, но цены на них, вопреки пропаганде, не снизятся. Ибо МВФ интересует не сертификация пилюль, а повышение НДС на них. Согласимся ли мы с этим требованием, не известно, ибо обещанный новый меморандум все еще «выпекается».

Идея впарить депутатам все, что нужно правительству и Банковой, с криком: «Как вы смеете сопротивляться! Да этого же требует МВФ!» – не нова. Но эффективна. Что доказала история с законопроектом №4484.

Отмены придирчивой сертификации лекарств ведущих западных стран с более высоким уровнем медицины требуют от всех недоразвитых и коррумпированных стран третьего мира, но далеко не всегда этого добиваются. Для африканских и латиноамериканских государств государств, которые не производят никакой фармацевтики, кроме коровьих лепешек и коки (лекарств на все случаи жизни), сертификация импортных препаратов это просто разновидность грабежа белых людей. Не кошельки из карманов вытаскивают, а выдаивают транснациональные корпорации в интересах местных чиновников. Арабы таким образом обычно выменивают экономические или политические уступки. А мы защищаем отечественного товаропроизводителя.

Украина, несмотря на ее стремительное продвижение к сырьевой экономике и деиндустриализации, все еще остается крупным производителем фармацевтических препаратов и разного рода медицинского инвентаря. Начиная от официальных реплик дорогих импортных препаратов (дженериков) и заканчивая собственными разработками костылей и анальгина.

Когда Владимир Гройсман проходил «смотрины в Брюсселе», ему также озвучили настоятельное пожелание и, по версии хорошо осведомленных лиц, он дал обещание «решить вопрос». Ну, что ж, пацан сказал – пацан сделал. Можно прокалывать дырочку для медали от Штайнмайера или, скорее, от французов

Именно потому, что регистрация тут иностранных лекарств была сопряжена с невероятным бюрократическим геморроем и обязательной коррупционной составляющей, многие фармацевтические концерны отказывались от намерения завозить продукцию извне и соглашались производить ее «сборочным методом» на наших фармпредприятиях. По типу крупноузловой автосборки. С той лишь разницей, что вместо колес и корпусов сюда завозились лекарственные ингредиенты. И все это помимо выпуска большого количества все тех же дженериков.

Такой алгоритм был по душе отечественному фармацевтическому лобби и крайне раздражал западные транснациональные корпорации. Поэтому они через свои каналы в правительствах и Евросоюзе постоянно продвигали тему упрощения или отмены регистрации западных лекарств. Этот вопрос ставился еще на старте переговоров об ассоциации – во времена Виктора Януковича. Потом им нагрузили Арсения Яценюка, но он не решился ссориться с отечественной фарм-тусовкой и лишь позволил Квиташвили отменить обязательную перерегистрацию лекарств, которую производители проходили каждые 5 лет.

Не удивительно, что, когда Владимир Гройсман проходил «смотрины в Брюсселе», ему также озвучили настоятельное пожелание и, по версии хорошо осведомленных лиц, он дал обещание «решить вопрос». Ну, что ж, пацан сказал – пацан сделал. Можно прокалывать дырочку для медали от Штайнмайера или, скорее, от французов.

Почему французов? Потому что именно их фармацевтические концерны активнее других лоббировали отмену регистрации лекарств. В этом плане раскрываю секрет, откуда появилась кандидатура одессита Леши Гончаренко на пост министра здравоохранения. Гончаренко у нас известный франкофил – жил во Франции, является сопредседателем группы дружбы Украина–Франция и, по слухам, весьма дружен с мадам послом Французской Республики. Все данные для того, чтобы стать министром здравоохранения Гондураса, ой, пардон, Украины налицо – с точки зрения транснационального бизнеса.

Но Гройсман на кандидатуру Гончаренко не согласился, зато регистрацию западных лекарств провел. Как мы уже сказали, под предлогом того, что это «хотелка» МВФ, которая к тому же снизит стоимость импортных препаратов на 30-40%.

Если Украина даже частично уступит этому требованию, нас ждет повышение цен на лекарства на 40-50%, так как увеличение ставки НДС при импорте тянет вверх и другие налоги. И тут, конечно, голоса депутатов будет собрать труднее. А фармацевтическое лобби получит повод в очередной раз крикнуть «Зрада!»

Насчет снижения стоимости – это, конечно, фейк. Коррупция у нас, безусловно, страшная, но в себестоимости лекарств занимать 40% она не может. Поэтому не надо «ля-ля». Но то, что на полках аптек появятся лекарства известных марок, выпущенные не у нас (на заводе фармацевтического короля N), а на Западе, это позитив для потребителя. Ибо доверия к нашим алхимикам у меня мало.

Однако гарантировать, что по качеству они будут аналогичны тем, которые лежат на полках европейских аптек, тоже нельзя. Как правильно отметил руководитель общественной организации «Медицинский контроль» Игорь Щедрин, даже в США требования к препаратам, предназначенным для внутреннего рынка и на экспорт, разные. Более того, они отличаются еще и в зависимости от того, для каких именно рынков готовится препарат. Другими словами, антибиотик для пакистанцев, выпущенный известной западной компанией, и антибиотик для, скажем, европейцев могут отличаться и по цене, и по «внутренностям». Не сомневайтесь, Украину ждет то же самое.

Так что в сухом остатке имеем лишь перераспределение финансовых потоков от отечественных фармацевтических олигархов к транснациональным корпорациям. Олигархи, конечно, будут недовольны, закажут «черный пиар» своим конкурентам и будут всячески ставить им палки в колеса. И первое, что они попытаются сделать, – остановить подписание закона президентом. Думаю, это им не удастся. Хотя…

Что же касается потребителя, т. е. маленького украинца, то ему легче жить не станет. Стоимость лекарств определяет не столько упрощенная регистрация, сколько уровень налогообложения в стране.

Мы уже писали, что МВФ настаивает на отмене льготной ставки НДС на поставку лекарственных средств, которая нынче составляет 7%, и хочет ее повышения до 21%. Это проистекает из формулировок, изложенных в Отчете рабочей группы Фонда, на который мы ссылались в прошлой публикации «Украина – МВФ: страна идет на запах денег».

Если Украина даже частично уступит этому требованию, нас ждет повышение цен на лекарства на 40-50%, так как увеличение ставки НДС при импорте тянет вверх и другие налоги. И тут, конечно, голоса депутатов будет собрать труднее. А фармацевтическое лобби получит повод в очередной раз крикнуть «Зрада!». Так что «история болезни» с импортными препаратами еще не закончена…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам