Фискалам разрешат пощупать вклады украинцев

Власть искушает население соблазном «черного нала». Нет, я полностью согласен с Гонтаревой: стране нужно переходить на безналичные расчеты. Я бы даже нищим подавал по безналу, если бы они зарегистрировались ФОПами и разжились mPOS-терминалами. Но эти неловкие моменты типа доступа фискальной службы к банковским счетам, наезды на пользователей «Приват24», придирки по трансакциям и зарплатным карточкам просто не оставляют выбора. «Доктор» сказал – нал, значит, нал…

Благодаря “Українським новинам” и лично журналисту Юрию Дощатову, широкая общественность узнала, что ей готовят сюрприз. Очередной, не помню уже, какой по счету, Меморандум с МВФ позволит налоговым службам без всякого разрешения суда рыться в банковской тайне.

Вообще-то, этот Меморандум должен быть один на всю четырехлетнюю кредитную программу. Подписали и выполняем, а нам за это капают денежки. Но с Украиной так не выходит. Потому что мы подписали, но не выполняем, или выполняем что-то одно, например, лишь повышаем коммунальные тарифы, а остальное игнорируем.

Поэтому Меморандум переписывается. Мы вносим туда какие-то новые идеи. Иногда весьма специфические – вроде национализации "Приватбанка". И доказываем МВФ, что это крайне необходимо для платежеспособности Украины как субъекта внешнего заимствования.

МВФ соглашается, но денег не дает. Мы опять пытаемся его чем-то заинтересовать. Приоткрываем окошко в волшебный мир е-декларирования. Все эти шубы, картины, бриллианты, машины, квартиры и горы налички у правящей, так сказать, элиты.

МВФ в изумлении открывает глаза и рот одновременно и застывает в этой позе на несколько месяцев. Денег не дает совсем или отсыпает половинками одного транша, хотя за отчетный период должен был нам их выдать штуки три или четыре.

В этой непринужденной творческой атмосфере рождается новая созидательная мысль: заглянуть в банковские копилки простых украинцев. А что?! Элиту уже "обшмонали", теперь пришло время народу показывать свои заначки. Для этого уже в 2017 году Государственной фискальной службе предлагается открыть полный и безграничный доступ к банковской тайне.

Журналисты пишут, что вопрос согласован с МВФ и внесен в новый меморандум. Помимо других новшеств, вроде массового сокращения бюджетников (врачей/учителей) и госслужащих, повышения цены украинского газа для “Нефтегаза” до уровня импортной, монетизацим субсидий и ужесточения условий для их начисления и проч.

Журналисты пишут, что вопрос согласован с МВФ и внесен в новый меморандум. Помимо других новшеств, вроде массового сокращения бюджетников (врачей/учителей) и госслужащих, повышения цены украинского газа для “Нефтегаза” до уровня импортной, монетизацим субсидий и ужесточения условий для их начисления и проч.

Открыть доступ Государственной фискальной службе к информации о юридических и физических лицах, содержащей банковскую тайну, Министерство финансов предлагало еще в 2015 году. Но что-то у него не срослось.

На практике это выглядит примерно так. Приходит налогоплательщик Иванов к своему инспектору, а тот и спрашивает:

– Иванов, а почему у тебя (оборот, – автор) такой маленький?
– Какой есть…
– А что ты делаешь с таким маленьким?
– Ну, работаю… Играю…

В общем, диалог, почти как в рекламе смартфонов из “Цитруса”.

Но дальше у сомневающегося инспектора появляется возможность просто встать со стула и пойти в банк, где Иванов держит свои счета: депозитные, карточные, пенсионные. Какие угодно. И узнать о них все. Сколько денег на депозите. Когда клали, когда снимали. Откуда приходы/уходы по карточным счетам, кто перечислял, сколько, когда и проч.

Налоговый контроль частных лиц и сейчас предполагает получение фискалами информации о наших платежах и доходах. Но, как поясняют юристы, налоговикам приходится для этого немного подсуетиться: в соответствии с Налоговым кодексом доступ к информации о движении средств на счетах требует судебного решения.

Другими словами, налоговая может получить от банка информацию о поступлениях средств на счет физического лица, о перечислении средств со счета и об остатках денег на таком счету только при наличии соответствующего решения суда. А обращение в суд пусть формально, но надо обосновать. Или проверкой физического лица как налогоплательщика, или наличием недоимки. В общем, не так удобно, как просто пойти и заглянуть в наши банковские выписки.

Поэтому налоговая раньше сама ничего не делала, а натравливала Нацбанк. Еще в 2014-2015 гг. он разослал кучу писем и выдал целый ворох постановлений, чтобы помешать народу перекидывать деньги с карты с на карту. Прямо скажем, ожидаемого эффекта власть не добилась, потому что банки в своем большинстве (насколько они могли) саботировали все эти глупости.

Например, сейчас уже мало кто помнит, что в 2014 году была попытка запретить так называемое “нецелевое использование зарплатных и социальных карт всех типов”. Нацбанк разослал всем банкам письмо №25-110/55892 о том, что к зачислению на такие карты разрешены только зарплаты, пенсии и социальные выплаты.

Ходили слухи, что все суммы, которые будут поступать сверх пенсии или зарплаты, должны (будут) облагаться подоходным налогом. Или если совершить “нецелевой перевод” на зарплатную, пенсионную или другую социальную карту, платеж на нее не поступит и может зависнуть в банке.

Ну, что ж, дорогие мои, удачи вам! В отпиливании сука, на котором сидите вы, а вместе с вами и все мы, у вас нет равных. Большую экономику, так сказать, уже загубили. Про инвестиции я молчу. Это такая же больная тема, как и безвиз. Теперь принялись за малое – будем изучать счета украинцев на предмет того, что оттуда можно конфисковать для бюджета

Банки сначала даже обрадовались и стали предлагать клиентам открыть еще и обычную расчетную карту. Но потом осознали, что вторую карту клиенты откроют не у них, а в “Приватбанке”, потому что там был “Приват24”, виртуальные карты и проч. А все остальные финучреждения банально потеряют финансовые потоки своих клиентов.

Поэтому они дружно рассылали держателям целевых карт сообщения такого рода. “В останні дні в ЗМІ поширюється інформація про те, що українцям заборонили вільно користуватися зарплатними картками, а також рахунками, на які нараховуються стипендії, пенсії, виплати на дітей та інші соціальні виплати. Медіа посилаються на лист НБУ №25-110/55892. Хочемо зазначити, що в обслуговуванні клієнтів нашого банку нічого не змінюється, і ніякі обмеження на зарплатні, соціальні рахунки наших клієнтів поширюватися не будуть…”. Короче, у НБУ ничего не вышло.

Тогда он зашел с другой стороны, и летом 2015 года банкам пришло новое уведомление – о том, что они должны проверить своих клиентов в рамках изменения закона о борьбе с отмыванием денег и террористической деятельностью.

Если до этого письма проверяли лишь операции, которые превышали требуемые в законе о борьбе с отмыванием 150 тыс. грн., то летом 2015-го прицепились к мелким операциям. Начали отлавливать перечисления от третьих лиц, блокировать карты, вызывать для беседы в банк, просить документы или подтверждения, что это частный перевод, а не бизнес-транзакции и т.д.

Помню, в разгар ловли “карточных переводчиков” попались многие мамаши, продававшие детские вещи на OLX. То у нее вообще доходов не было, а тут на карточку капнуло несколько тысяч гривен.

Но постепенно и этот маразм сошел на нет. И до национализации “Приватбанка” народ почти не трогали. Потом, видимо, получив доступ к информации по “Приват24”, кое-кому из “активных пользователей” позвонили – попросили объяснить природу регулярных перечислений.

Народ встревожился, засуетился. Кругом пошли смски: “Не кидай мне деньги на карточку, звонили из банка”. Но пока все опять затихло. Судя по обновленному Меморандуму с МВФ, это затишье перед бурей.

Власть понимает, что такими точечными мелкими щипками она гидру теневой экономики не сломает. И готовится нанести тотальный удар. Наверняка сейчас фискальные компьютерные программы совершенствуют, чтобы анализировать миллионы перечислений с карты на карту.

Ну, что ж, дорогие мои, удачи вам! В отпиливании сука, на котором сидите вы, а вместе с вами и все мы, у вас нет равных. Большую экономику, так сказать, уже загубили. Про инвестиции я молчу. Это такая же больная тема, как и безвиз. Теперь принялись за малое – будем изучать счета украинцев на предмет того, что оттуда можно конфисковать для бюджета.

Впрочем, как подсказывает опыт, к моменту, когда это (доступ к счетам) случится, на них уже будет пусто, а вместо современных электронных платежей вернутся времена передачи бабла из рук в руки холщовыми мешочками. Назад, в прошлое. Наше любимое архаичное прошлое с “черным налом” и сопутствующими ему элементами бандитского антуража. Ну-ну…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам