Социальный инспектор в вашем шкафу

Две недели назад Кабмин принял законопроект, предусматривающий создание так называемой социальной инспекции для верификации пособий и выплат. Другими словами, нового ведомства с правом проверять, как живут пенсионеры, получатели субсидий, переселенцы, матери-одиночки и другие «пожиратели бюджетных средств». Планировалось, что новый орган появится с 2018 года. Но, судя по спешке, с которой пропихивают закон, все будет гораздо быстрее…

Термин “верификация” (подтверждение подлинности данных) впервые появился в лексиконе украинских СМИ ровно год назад – в феврале 2016-го. Тогдашний Минфин под руководством американки Натальи Яресько анонсировал комплексную проверку всех без исключения получателей социальных выплат.

18 февраля 2016 года Кабмин принял четыре постановления, которые были нужны для верификации. А 22 февраля тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что государство тратит 365 млрд. грн. в течение года на социальные выплаты. И тщательная проверка позволит сэкономить деньги за счет мошенников.

Однако на практике основной удар пришелся по переселенцам. Поскольку, согласно действующему законодательству, право на получение социальной помощи имеют лишь те, кто переехал на контролируемую украинской властью территорию, верификация позволила лишить мизерных выплат 460 тыс. человек, в том числе у 143 тыс. временно или насовсем отобрали пенсионные выплаты, остальным было отказано в помощи на детей, пособиях по инвалидности и т. д. Лихо наказали молодых мам, родивших младенцев, например, в Краматорске, но фактически проживающих в ДНР-ЛНР.

То, что многие из “лишенцев” остались без работы, имущества, сбережений, квартир, машин, подсобного хозяйства, у них полностью или частично разрушены дома, убиты или пропали без вести близкие, никого не колышет.

С началом верификации зародился циничный термин “пенсионный туризм” – это о стариках, которые с риском для жизни в жару и холод ездят через блокпосты за пенсиями на подконтрольную Украине территорию.

Гройсман пытался сыграть роль “хорошего полицейского”. Но уже через год передумал и стал плохим. Более того, если при Яценюке затравщиком верификации выступал Минфин, то сейчас инициативу перебрало на себя Минсоцполитики, возглавляемое близким другом Гройсмана, его подчиненным по Винницкой ОГА Андреем Ревой

Тогда же появился и некий прообраз социального ревизора: уполномоченные должностные лица то ли из Минсоцполитики, то ли из Министерства по делам оккупированных территорий (МинАТО), то ли просто коллекторы, которые ходили по квартирам, где были временно зарегистрированы переселенцы, и проверяли их фактическое наличие. Кого не заставали на месте, лишали бюджетных щедрот.

В тот же период – 3 марта 2016 года – правительство Яценюка под занавес своей работы внесло в парламент проект закона №4176 «Об обеспечении государственного контроля в сфере социальной поддержки». Но 14 апреля 2016 год проект был отозван первым решением нового премьера Владимира Гройсмана.

Гройсман пытался сыграть роль “хорошего полицейского”. Но уже через год передумал и стал плохим. Более того, если при Яценюке затравщиком верификации выступал Минфин, то сейчас инициативу перебрало на себя Минсоцполитики, возглавляемое близким другом Гройсмана, его подчиненным по Винницкой ОГА Андреем Ревой.

Министерство Ревы планирует замкнуть на себе всю вертикаль социальных ревизоров. Ну, и, естественно, средства на содержание нового госоргана тоже войдут в смету Минсоцполитики отдельной строкой (если войдут).

По предварительным расчетам на инспекцию нужно 50 млн. грн. в год, их собираются вытащить из $20 млн. кредита Международного банка реконструкции и развития (не путать с ЕБРР). Что это за кредитная линия такая, которую можно тратить на зарплаты чиновников, никто сказать не может. Подозреваю, что на ушах населения развешивают очередную лапшу.

Кстати, о лапше. Это тот продукт, который позволено употреблять получателям социальной помощи и субсидий. Ну, еще картошку, лук и хлеб. Главное, чтобы в холодильнике не было дорогой рыбы и мяса, а в шкафу не висели модные обновки. Ибо в этом и будет суть обследования “материально-бытовых условий получателей соцпомощи”, относительно которых есть подозрение в “наличии дополнительных источников к существованию”.

В принципе, социальные инспекторы есть и сейчас, просто называются они по-другому и ходят далеко не ко всем в дом. В каждом городе и районе есть служба по делам детей, которая проводит проверку условий проживания и воспитания детей в семьях. Инспекторы управлений труда и социальной защиты уже давно посещают матерей-одиночек, получивших или претендующих на социальное пособие. Но раньше их цель была одна – удостовериться, что одиночка не фиктивная и у нее нет гражданского мужа, с которым она проживает вместе и воспитывает детей.

И тут самое время сказать о бюджете. Сколько же он сэкономит, родимый, на осмотрах нашего холодильника? Точной цифры вам, конечно, никто не назовет. Правительство обожает оперировать миллиардами. Так, во время прошлогоднего “верификационного обострения” планировалось сэкономить сначала 10 млрд. грн., потом 5 млрд. грн.

Теперь же подобные расследования планируется “углубить и расширить”. Скажем, у мамы-одиночки будут искать не мужские тапочки, а признаки сытого существования: шуба в шкафу, маникюр на ногтях, ремонт в квартире.

Пенсионеров, скорее всего, будут проверять на неофициальное трудоустройство или сдачу угла квартирантам. Безработных – на предмет, не отправились ли они на заработки в Польшу или Россию. Я не удивлюсь, если большой телевизор или маленький йоркширский терьер послужат поводом усомниться в том, что нуждается гражданин в субсидиях на квартиру.

Сомнение инспектора порождает дополнительную проверку. Шкафами и холодильниками ревизия не ограничится. Власть хочет владеть всей финансовой информацией о своих гражданах: знать все об их депозитах, текущих счетах, переводах из-за рубежа, карточных платежах. Этим должна заниматься фискальная служба, которой, как мы уже писали, дадут беспрепятственный доступ к банковский тайне.

Еще в декабре прошлого года планировалось, что Госсоцинспекция появится не раньше 1 января 2018 года. К выполнению своих функций приступит только с 2019 года, а проверять пенсионеров начнет с января 2020 года.

Но правительство не сможет терпеть целых два года, ибо денег нет сейчас. Посему, как модно сейчас говорить, вангую, что ревизоры появятся уже этим летом. Чтобы сократить расходы бюджета к новому отопительному сезону. И очередному поднятию цен заодно.

И тут самое время сказать о бюджете. Сколько же он сэкономит, родимый, на осмотрах нашего холодильника? Точной цифры вам, конечно, никто не назовет. Правительство обожает оперировать миллиардами. Так, во время прошлогоднего “верификационного обострения” планировалось сэкономить сначала 10 млрд. грн., потом 5 млрд. грн.

Однако, согласно ответу Минфина на запрос газеты "Сегодня", по итогам верификации-2016 государство сэкономило 15 млн. грн. на субсидиях. Всего в "черный список" Минфина попали 185 тыс. получателей субсидий, но лишены их были только 7 тыс. семей. По остальным информация не подтвердилась или еще проверяется органами социальной защиты.

В Пенсионный фонд было направлено 503 тыс. записей, которые вызвали сомнения у Минфина (преимущественно это переселенцы). На 1 декабря 2016 года 201 тыс. рекомендаций была взята в работу. На середину января 2017 года было обработано 105,9 тыс., еще 95,2 тыс. записей уточнялись. Оказалось, что в 80 тыс. случаях выплата пенсий была прекращена еще до начала верификации, по 25,9 тыс. – подтверждена правомерность пенсионных выплат и только по 35 (!) эпизодам выплаты отменили. Это к вопросу о КПД социальной инспекции и подобного рода проверок как таковых…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам