«Белорусский майдан» -1. Друзья и недруги

Протесты в Беларуси

«Мятеж не может кончиться удачей. В противном случае его зовут иначе», – написал когда-то Маршак. Год назад 9 августа 2020-го в Белоруссии состоялись президентские выборы, которые разделили жизнь страны на до и после. Александр Лукашенко остался президентом, но его отношения со странами так называемой «оси демократии» испорчены навсегда. В друзьях остались Китай, Саудовская Аравия и Россия. Украина официально считает Лукашенко «самопровозглашенным президентом». А недавно еще обнимались и дружили…

От любви до ненависти

Говорят, что решение не признавать Лукашенко президентом принял лично Владимир Зеленский. Как минимум, последнее слово было за ним. С момента, когда два лидера шутили и обнимались на форуме регионального сотрудничества в Житомире, а белорусский лидер еще и нахваливал перед журналистами своего молодого коллегу, прошло 10 месяцев.

Вспомним, как это было:

Ухудшение наступило еще до 9 августа 2020 года, в конце июля из-за истории с так называемыми «вагнеровцами». Никто так и не понял, была спецоперация или нет, но телефонный разговор Зеленского и Лукашенко имел место, о чем наш президент сам рассказывал в одном из интервью.

Затем был досмотр личного автомобиля украинского посла при пересечении им границы с Белоруссией. И демонстративный отказ украинской стороны от участия в Третьем форуме регионов Украины и Белоруссии, который планировали провести в Гродно.

Лукашенко со своей стороны рассказал о «тоннах оружия», которое через Украину якобы везла в Белоруссию «группа Николая Автуховича». И заявил, что в Киеве создан центр, в котором работают «мощнейшие спецслужбы мира». Автуховича обвинили в терроризме. По этому делу уже арестовано 14 человек. Скорее всего, состоится большой политический процесс.

Как известно, Украина в первых рядах присоединилась к западным санкциям против Белоруссии и отменила авиасообщение. Единственный прекрасно отлаженный логистический маршрут перелетов в Россию – Москву и Санкт-Петербург – накрылся медным тазом.

В ответ Белоруссия под предлогом эпидемии фактически закрыла границу для украинцев. Люди не могли въехать даже на лечение. Требовалось официальное письмо с разрешением от руководства пограничной службы.

Накануне первой годовщины выборов  Александр Лукашенко заявил, что Украина выбрала курс на конфронтацию и стала дополнительной угрозой для белорусского государства. Он сделал это заявление на заседании руководителей  силовых структур на следующий день после того, как в киевском лесопарке нашли повешенным формального лидера эмигрантской организации “Белорусский дом в Украине” Виталия Шишова. То, что официально будет расследоваться версия возможной причастности агентов КГБ к его смерти, не вызывает сомнений.

За месяц до этого, 2 июля, стало известно, что Лукашенко якобы приказал полностью закрыть границу с Украиной, даже сухопутную, пытаясь перекрыть «приток оружия». Правда, после  окончания празднования  Дня Республики, 3 июля, ограничения смягчили. Но осадок остался.

Политологи говорят, что мы не могли не играть по правилам Запада против Лукашенко. Парадокс в том, что затравщиками раскачки ситуации в Белоруссии были не европейцы с американцами, а внутренняя бизнес-оппозиция, которая имела поддержку в России. И если бы Владимир Путин не показал всем своим видом и поведением, что он “твердо за Грыгорыча”, публикаций в российским СМИ о том, что Белоруссия не развивается и сидит у России на шее, было бы на порядок больше.

Опасные игры

Выборы президента Белоруссии 2020 года отличались от предыдущих кампаний, в этот раз кандидатами в президенты попытались стать сразу три человека, которые не относятся к традиционной “бутафорской” оппозиции: блогер Сергей Тихановский, дипломат и экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико и создатель Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Только Тихановский, точнее его жена, это агенты Запада.

Бабарико – это человек «Газпрома». О чем можно говорить и в чем сомневаться, если он 20 лет возглавлял  газпромовский банк в Минске. С его избранием, как шутили некоторые эксперты, в Белоруссии было бы введено прямое газпромовское правление.

Второй кандидат в президенты – Цепкало, хоть и был послом в США и создал IT-индустрию в Белоруссии, но своих политических связей не скрывал: он протеже лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Поэтому Жириновский и обращался к Лукашенко с требованием снять свою кандидатуру с выборов  и оторваться от президентской соски.

Сам  Лукашенко в интервью Дмитрию Гордону сказал следующее:  «Заместители министра, некоторые по Белоруссии побегали, не получилось… рассчитывали на то, что мы тепленькую Белоруссию принесем и бросим к кремлевской башне… перепутал независимое государство с федеральным округом». 

Речь шла о Михаиле Бабиче, который планировался послом РФ в Украине, но обе страны так и не назначили глав диппредставительств друг друга, и в 2018 году он стал послом России в Белоруссии. Через год его отозвали и назначили первым замминистра экономики. Но за это время они с Лукашенко успели основательно побить горшки.

Бабич – сторонник тех сил, которые отстаивали идею, что можно поменять лидера Белоруссии на более комфортного в общении и прогрессивного в своих взглядах, и это никак не повлияет на геополитические расклады. Белоруссия останется в фарватере России, но поддержка ее модернизированной и реформированной экономики будет обходиться российскому бюджету гораздо дешевле.

Накануне выборов 2020 года в российских СМИ появилось немало статей с такими рассуждениями. Вот один из типичных примеров  (цитирую фрагментарно): “Бурно развивался белорусский IT-сектор. Сейчас в нем занято около 60 тыс. человек. Размер этого сегмента экономики (6,5% ВВП; в России — 5,1%) догнал уровень строительства, транспорта, сельского хозяйства.

В Беларуси есть центры разработки международных IT-гигантов, а разработанная в стране игра World of Tanks стала одной из самых популярных и прибыльных в мире. Белорусскими IT-продуктами являются Viber, Maps.me и многие другие.

Парк высоких технологий в Минске белорусские айтишники называют удобным местом для работы, в нем работает около 4 тыс. человек (около 7% занятых в секторе). А всего в столице Беларуси до 60% коммерческой недвижимости занимают IT-компании…

В других отношениях диверсифицировать белорусскую экономику Лукашенко не удалось. И 25 лет назад, и сейчас она сильно зависит от цен на поставляемые из России нефть и газ. Поэтому хорошие отношения с Россией критически важны для белорусской элиты, ее нефтегазового и нефтехимического комплекса. Российская энергосубсидия, по расчетам МВФ, в отдельные годы достигала 25% ВВП, а сейчас составляет около 15%. Это мощный рычаг, позволявший и Ельцину, и Путину требовать от Лукашенко лояльности. Сейчас энергосубсидия составляет порядка $10 млрд из $60-миллиардного белорусского ВВП.

Необходимо провести разгосударствление экономики, дерегулировать ее и снизить налоги, сократив избыточные госрасходы и коррупцию. Важно нормализовать отношения с Евросоюзом, МВФ, вступить в ВТО. Другие страны Восточной Европы провели такие преобразования 25 лет назад, а Беларусь застряла. Это откроет шлюз для притока иностранных инвестиций, которых сейчас в экономике страны крайне мало.

Но стране совершенно не нужны радикальные преобразования, от которых будет проигрывать народ — те же рабочие крупных заводов. Коалиция избирателей, голосовавшая против Лукашенко, и не даст проводить подобный курс. Скорее, Беларуси подойдет «скандинавская» модель с умным госрегулированием, кооперацией общества, бизнеса и государства” (конец цитаты).

Хотели, как лучше, вышло…

Те силы в России, которые думали, что, подталкивая к добровольному уходу на пенсию засидевшегося в кресле президента Лукашенко, они открывают дорогу таким как Барбарико и Цепкало, ошиблись. Опытный Александр Григорьевич быстро “считал” все планы и снял своих реальных соперников с предвыборной дистанции. Бабарико в тюрьме. Суд посчитал его виновным в получении взяток в особо крупном размере, а также в отмывании средств, полученных преступным путём в особо крупном размере. Цепкало в эмиграции.

Официальной оппозицией, которую по умолчанию признал Запад, являются их ставленники во главе со Светланой Тихановской. Феномен Белоруссии в том, что активное сопротивление и классическая риторика на тему “остановить спираль насилия, освободить политзаключенных и провести новые прозрачные выборы” было инспирировано Западом после того, как позиция отдельных групп влияния в России создала ситуацию, при которой часть белорусского общество свято поверила в то, что “Лука уйдет” и “победа будет за нами”. Именно эта надежда привела к тому, что произошло вечером 9 августа 2020 года.

Продолжение следует

Источник: Версии
54321
(Всего 23, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам